Карикатура

Бежать всегда есть куда, только бы не принести на своих подошвах в новое место старые беды…

Все мы знаем больше, чем можно рассказать… Но есть темы, которые будут волновать нас всегда, и удержать их в своей голове всё невыносимее и труднее. Особенно, когда подходит время перемен. Срок нынешнего главы тает, как сахар рафинад в стакане кипятка, и мы снова начинаем рассуждать о природе власти, о том, каким он был президентом и главой. О том, с какими результатами он приходит к своей финишной прямой. Но самое главное, насколько изменился Дагестан за период его правления. Всех рассудит история и тысячи мазков сложатся в картину, которая сейчас уже видна всё отчётливее…

Заур Газиев

Однажды я спросил у одной своей давней знакомой о том, не кажется ли ей странным, что люди, которых поддерживал её муж, получив своё, в конечном итоге оказывались законченными подонками. На что она мне ответила, что нет никакой уверенности в том, что другие повели бы себя иначе… Я многие годы восхищался тем, как мудро она ответила. Но пришло время, и я перерос этот восторг. Взрослые люди, наделённые хотя бы малейшей властью, должны понимать: власть – это ответственность, которую они на себя берут. Раздавая возможности достойным и недостойным, рисуют свой исторический портрет. Всякая власть от вахтёра в тараканьей общаге до президентского кабинета – это возможность влиять на человеческую жизнь. Она может открыть дорогу разрушителям, ворам и убийцам, притворяющимся добропорядочными гражданами, а может дать возможности тем, кто будет честен и справедлив, кто принесёт пользу.

Самое отвратительное в плохих правителях вовсе не то разрушение, что они несут, (отстроить всё заново можно в короткие сроки), а то, что делают соучастниками своих мерзостей даже тех, кто по доброй воле никогда не причинил бы людям вреда. Такие правители растлевают души людей, убеждая их, что зло, несправедливость и ненависть – это норма жизни, что без этого невозможно существование человеческого социума. Они создают ситуацию, при которой люди видят несправедливость и вынуждены молчать об этом. Возведённое в ранг нормы жизни лицемерие становится естественной средой обитания людей.

Проходят годы, и потом кто-то говорит: это национальный характер, ментальная особенность. Вот так формируются народы: год за годом, от правителя к правителю, от одного пробитого дна к другому. И вот смотрю на одного за другим, поднявшихся из самой беспринципной грязи, готовых облизывать своих хозяев с утра до вечера, лопающихся от денег, и думаю о том, почему я ещё здесь?!

Все мы знаем больше, чем можно рассказать…

***

У такого понятия, как власть, есть много определений её функций. Способность влиять на жизни людей – одна из самых главных. Не говоря уже о том, что каждый исторический период меняет народ, оставляя в его характере свои особенности. На мой взгляд, власть в нашей стране забывает об этой своей функции. Международные дела им интереснее, чем наши проблемы. Они как будто не в курсе, что в первую очередь людям нужна работа, хорошие дороги, хорошие школы, хорошие больницы и полные товаров магазины. А ещё людям нужна безопасность, и им очень важно осознавать, что они имеют отношение к благополучию своего общества, к выбору того пути, по которому идёт их страна.

В прошлом году, согласно опросам ВЦИОМ, 13% россиян думают об эмиграции. В нынешнем году их уже на 3 % меньше – скорее всего, уехали. Не знаю, какова статистика по Дагестану, но среди моих знакомых за последнее время уехало три семьи. Уже сегодня мы чувствуем катастрофический кадровый голод. Вы легко себе на работу найдёте охранника или водителя, но вы не найдёте грамотного программиста или хорошего менеджера. И это не случайность! Как только грамотный человек начинает задумываться о том, какое место занимает в социуме, его рука тянется к чемодану. Кого из власть предержащих эта ситуация встревожила настолько, что он был бы готов об этом сказать вслух? Никого! Знаете, почему? Потому что их благополучие не зависит от благополучия граждан. Вхождение во власть в нашей стране – это бизнес-проект. Это не миссия, не священный долг, не служба отечеству, а просто бизнес-проект со всеми вытекающими из этого последствиями.

***

Власть невозможна без морали и закона. Если люди, представляющие собой власть, нарушают свои же законы и не заботятся о своём же моральном облике, то власть тихо теряет свою легитимность и постепенно превращается в тиранию. Власть влияет на народ, меняя его под себя. То, что вдруг согласно опросам люди захотели кровавого Сталина, – страшный симптом. Это говорит о том, что люди устали от коррупции и беззакония больше, чем от кровавых властителей.

Большая часть людей в соцопросах главную причину бед нашей страны видит в коррупции; происки внешних врагов идут вторыми. Нет сомнений, что сегодня страна стоит перед очередной катастрофой. И нет ни одной попытки сделать шаг в сторону от этой пропасти. Нам всё время рассказывают, какое замечательное у нас правительство, как оно нами прекрасно управляет, а наши дела почему-то всё хуже. Безработных всё больше, рубль обесценился, зарплаты падают даже в тех же цифрах, что были раньше. При этом я бы не сказал, что богатые стали беднее. Мы видим, как кафе и рестораны полны одной и той же праздной публикой, не похоже, что эта категория людей бедствует. Не увидели, что стало меньше дорогих машин… Очевидно, бремя трудных времён будут и дальше нести работяги и средний класс. Страну будут вампирить, пока в ней остаётся хоть капля крови. И при этом любую альтернативу объявят происками Запада, а престарелые хунвейбины будут громить офисы оппозиционеров. Ну а глядя в наш телевизор, не отпускает ощущение, что страну захватили какие-то злобные пенсионеры-сталинисты…

***

Юрий Шевчук как-то сказал, что, если правду можно говорить только шепотом, то страну захватили враги. Разве есть сегодня общественная дискуссия, без которой невозможно ни одно зрелое общество?! Только обсуждая с разных точек зрения те или иные вопросы, общество может найти правильную дорогу в движении вперёд. В этом один из главных принципов демократии. Наше общество, насаженное на вертикаль, настолько разучилось анализировать и обсуждать, что любое инакомыслие выглядит как пощёчина.

Сегодня в стране какой-то общий ор на заданную тему. Так в будущее не двигаются! Это тупик. И Дагестан в данном контексте выглядит куда человечнее и вменяемее. У наших людей хотя бы не утрачена способность критически мыслить, адекватно понимать ситуацию, в которой мы оказались. Может, поэтому из Дагестана без лишнего шума по некоторым данным уезжает в страны Евросоюза по 15-18 тысяч человек в год. Пока мы этого не чувствуем, но пройдёт совсем немного времени, и понимание, кого мы потеряли, придёт к нам. Лидерами, безусловно, считаются Буйнакск и Буйнакский район. И ничего удивительного! В этом городе работу можно найти или в бюджетной сфере, или на рынке. Бизнеса или какого-то серьезного производства здесь практически нет. Поэтому отъёзд на запад является единственным шансом для достойной жизни. Когда в гости в Дагестан приехал мальчик из семьи эмигрантов, выросший во Франции, он, будучи этническим аварцем, хорошо говорил на кумыкском, на французском, на аварском и едва-едва на русском…

***

Древние римляне говорили: добродеяние недостойным – то же, что и злодеяние. Я этих историй в своей жизни навидался. Да и сейчас нет-нет сталкиваюсь! Ничто не ново под Луной! Правда, теперь эти истории меня не удивляют и почти не возмущают. Просто смотришь на происходящее и думаешь: неисповедимы пути господни…

Саид Амиров тоже когда-то казался непотопляемым и неприкасаемым, но в течение нескольких часов жизнь его развернулась в другом направлении. Да только радости в этом мало. Однако урок извлечь вполне возможно: когда забираешь и пользуешься тем, что тебе не принадлежит, – расплата приходит непременно. И чем позже – тем страшнее наказание. В империях вообще обожают съедать своих детей. Иногда даже самых любимых. И это, кстати, тоже из тех историй, подробности которой никому не расскажешь. Даже в самой аллегорической форме.

Вот мне интересно, понимают ли нынешние власть имущие, что сталинизм, идею которого они так продвигают в массы, в любой форме это не только железный занавес, но экспроприация их же имущества? Осознают ли они, что, когда поют осанну своему солнцеликому, они по-прежнему не застрахованы от того, что и за ними придут! Со времён древнего Рима империи они такие, они плотоядны…

Глядя на всё происходящее, понимаешь, что разумнее отойти от всего этого подальше, чтобы хотя бы потом, спустя много лет, рассказать о том, о чём сегодня принято молчать…