Фото_Коммерсант

Итак, Рамазан Абдулатипов теперь уже не глава Дагестана, а просто богатый пенсионер со связями и значительным прошлым. Все, кто хотел по этому поводу поглумиться, уже удовлетворили своё желание и присоединились к тем, кто занял места в ожидании нового акта марлезонского балета под названием «российская политическая рулетка». При этом сказать, что все как-то напряжены, тоже нельзя – большинство людей уже смирилось, что Кремль непредсказуем, а мы научились жить при любой погоде.

Заур Газиев

О том, что Рамазан Абдулатипов уходит, мы узнали ещё в среду, 27 сентября. Однако кандидатура следующего хозяина дагестанского Белого дома стала известна только неделю спустя. У нас и раньше были подозрения, что у Кремля нет внятного понимания, что делать с Дагестаном, но сейчас нас в этом убедили окончательно. Мы стали свидетелями какого-то недельного политического ступора. Всё выглядело так, как будто ситуацию отпустили и она дрейфовала в неизвестном направлении. Такое чувство, что в Дагестан назначили чуть ли ни первого, кого встретили в коридоре. Если бы это было не так, то был бы подготовлен план дальнейшего развития событий, и после ухода Абдулатипова сразу же представили бы молодого главу.

Но, похоже, плана не было. А так как у нас нет открытой политической жизни с установленными правилами, то обо всё происходящем можно только догадываться. Писать об этой игре кремлёвских престолов можно, лишь опираясь на какие-то свои собственные ощущения и жизненный опыт. Никакой точной информации о том, как принимаются решения, у нас нет. Очевидно, что вариантом выхода из этого неловкого положения мог быть Сергей Меликов или Магомедсалам Магомедов. Но по всем признакам ни тот, ни другой не жаждут возвращаться в беспокойную республику, где – куда не наступи – чьи-то интересы, а если что не так, то агрессивные тролли готовы впиться в тебя всей челюстью. Надо сказать, что за неделю безвластия в республике уже оживились сайты, которыми аффилированно управляют старые поедатели бюджетного пирога. А ведь ещё неделю назад о них даже не вспоминали. Профессиональные подлизы уже бежали ко всем мыслимым и немыслимым претендентам на престол, дабы вовремя присягнуть тем, от кого будет зависеть распределение финансовых потоков. Как писал когда-то М. Жванецкий, «уже и слюна выделилась, и желудочный сок есть, а еды всё нет».

Всё смешалось в доме Облонских… Но тут случилось назначение Владимира Васильева, и все старания оказались пустыми хлопотами. При этом дагестанский сектор Интернета продолжает наполняться мемами и комиксами на эту тему. Вот так неожиданно российская власть подстегнула виртуальное народное творчество. Такое ощущение, что Москве вообще неинтересно, как ко всему этому относятся в республике. Самое знаковое в данном раскладе: большинству тех, с кем мне пришлось говорить, уже безразлична национальность, безразлична предыстория вопроса – главное, чтобы человек был вменяемый и хотя бы воспитанный.

***

Собрав из разных источников более-менее подтверждённые данные, можно попытаться воспроизвести очерёдность событий, предшествовавших отставке Абдулатипова.

Рамазан Абдулатипов собирался лететь на отдых в Словению. Где-то в Интернете выплыл даже текст договора с гостиницей, где планировал поселиться экс-глава Дагестана. Брат его уже находился там. Когда Рамазан Абдулатипов был чуть ли не на трапе самолёта, раздаётся звонок от главы администрации президента России. Сергей Кириенко вызывает к себе Рамазана Гаджимурадовича и просит написать заявление об уходе.

Всё происходило приватно. Очевидно, что об этом разговоре не мог не знать Путин. Хотя некоторые наблюдатели утверждают, что в Кремле уже давно многое делается без ведома президента, но, наверное, не в этом случае. В интервью на радио «Говорит Москва» в тот же вечер Рамазан Абдулатипов сообщает о своей готовности досрочно сложить полномочия. Официально – по достижении предельного возраста службы. Почему старый, опытный политический лис сделал это, не дождавшись прямого указания Путина, ещё предстоит узнать. Как, впрочем, хотелось бы знать, какие аргументы привёл Кириенко, чтобы убедить Абдулатипова уйти. Пока ясно одно: был форс-мажор. Если бы эти действия по смещению Абдулатипова были спланированы заранее, о смене руководства в Дагестане так упорно не молчали бы на сайте Кремля. Надо сказать, подобная неторопливость ставила федеральные власти в весьма комическое положение.

В XXI веке решения принимаются очень быстро. Лишение граждан права выбирать себе руководителя республики привело к тому, что они занимают свои должности посредством каких-то дворцовых переворотов. Насколько это в русле конституции России, согласно которой источником власти является народ, судить не мне, но сложившая ситуация – политический кризис. И в таких случаях нужно делать выводы и бороться с причинами, его породившими. А сейчас у нас такое чувство, что Дагестан уже де-факто вышел за пределы юрисдикции российских законов. Мало того, что нас не спрашивают, кто должен быть главой республики, так ещё и вовремя не могут принять решение. Люди задаются вопросом: если даже такое важное решение принимается с таким опозданием, то как там, в Москве, вообще дела делаются?!

***

Не прошло и трёх дней после отречения, как вдруг судорожно стали снимать плакаты с изображением Абдулатипова. По словам Рамазана Гаджимурадовича, он сам попросил об этом Мусу Мусаева. Почему городские власти решили не отказывать теперь уже бывшему шефу, понятно. Да и для Васильева можно уже готовить приветственные баннеры!

Но если серьёзно, то, вообще, какая разница, что на баннерах?! Наша жизнь зависит не от них! Она зиждется на других вещах! А пнуть ушедшего руководителя – много храбрости не нужно…

***

Про назначение Владимира Васильева можно говорить много. И в первую очередь, что для Кремля мы, дагестанцы, – глупые, тупые, неспособные навести порядок в своём доме аборигены, которым нужен жесткий генерал из «Единой России». Если для того чтобы возглавить республику из трёх миллионов дагестанцев нашелся только Владимир Васильев, то, значит, Москва совсем разочаровалась в нас как в этносе. Или попросту не понимает, что мы за люди такие! В 1999 году мы смогли разобраться, что правильно, а что нет, а вот в 2017 уже не можем! Наверное, про нас что-то известно, о чём мы даже не подозреваем. Хотя и до этого все назначенцы приезжали с тавром на княжение из Москвы и без федерального одобрения здесь ничего не делалось. Понятное дело, что назначение Владимира Васильева – это свидетельство пересмотра того, как строились отношения между провинцией и метрополией. Владимир Васильев был замечен Путиным ещё во время теракта на Дубровке. И теперь его отправляют в Дагестан. Нас к чему-то готовят? Васильев не экономист, не социолог, не этнопсихолог – он генерал!

Его лучшие навыки и умения уместны в борьбе с какими-то экстраординарными обстоятельствами. Но у нас в Дагестане вроде не война. Да и в плане коррупции, как мы поняли, Дагестан не слывет лидером. Может, я и не самый прозорливый человек, но логики в этом назначении я вижу не много. Возможно, мы не знаем, кто такой Владимир Васильев. Может оказаться, что человек очень даже к месту в Дагестане, но сейчас всё пока воспринимается как культурный шок. Когда Станислав Белковский сравнивает ситуацию в Дагестане с ситуацией в храме Гроба Господня, ключи от которого всегда у мусульман (чтобы никакая из христианских конфессий не перетянула на себя одеяло), понятно, что он предполагает, что все дагестанцы готовы воевать друг с другом. Но у нас более-менее всё урегулировано, и если не начинать подогревать конфликты искусственно, то их и не будет.

***

Я по своим убеждениям космополит, и мне нет дела до национальности Владимира Васильева. Мне есть дело до того, как идут дела в Дагестане. Понятно, что он не просился в Дагестан, и не удивлюсь, если в утро дня назначения он ничего об этом не знал. К нему, в сущности, вообще нет вопросов: он человек государев, куда направили – там и оказался. Но я не устаю удивляться тому, как возможно в XXI веке принимать решения таким образом?! Как в сложной многонациональной стране можно не обращать внимания на то, как это решение воспримут граждане?!

Мало нам было острот Абдулатипова…

И ещё один нюанс. Нам обещали «озеленение кадров». Конечно же, того, кто обещал, уже нет, но «озеленения» как бы всё ещё хочется. Во всех смыслах этого слова (включая валютную прибыль). Но пока мы зеленеем только от удивления!

Однако, с другой стороны, когда дотационность региона на уровне 76% регионального бюджета, можно назначить хоть кого угодно – разницу никто не почувствует!

В общем, добро пожаловать в очередной сезон российской игры престолов. Когда над нашими головами полетят драконы, нас будет волновать только один вопрос: где спрятаться? Попытка улететь в Словению некоторым людям уже преподнесла неприятный сюрприз…