Фото_Первые впечатления

«У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление». Коко Шанель

О том, что чувствует 68-летний мужчина, которому вдруг выпал шанс начать новую жизнь, я пока сказать не могу. Но у Владимира Васильева, как мне кажется, ощущения человека, пережившего кораблекрушение и оказавшегося на острове, населённом каннибалами. Он крепко держится за топор, в его поле зрения окрестности, и он готов к любому развитию событий. Понятно, что жизненный опыт и интуиция не дадут пропасть, но все-таки в 68 лет, наверное, хотелось бы тихого пенсионерского счастья с покупками в «Азбуке вкуса» и внуками на даче, но случилось назначение в Махачкалу…

Заур Газиев

Я глубоко убеждён, что существует магия места. В каждом регионе есть своя энергетика, которая влияет на поведение человека. У Владимира Васильева начинается новая история. Конечно, вся его предыдущая жизнь никуда не исчезает, но Дагестан – это совсем другое состояние. Однако, насколько реальность отличается от его представлений о нашей республике, ему только предстоит узнать…

Первое впечатление о нём? Скорее положительное, нежели отрицательное. Как может не нравиться, когда человек говорит о сносе прибрежных построек?! И ничего, что он потом опровергнет это, главное, есть позитивный задел. То, что он летит простым эконом-классом и не ищет для себя каких-то особенных привилегированных мест, вызывает уважение. Помню, как был свидетелем истерики одного министра, который не достал билет до Москвы в бизнес-классе и должен был лететь с нищебродами. Кстати, он не полетел, а купил бизнес-класс на следующий день…

Когда мы пишем о партии здравого смысла, то это в том числе и про какую-то разумную достаточность. Неправильно, когда в дотационной республике министры ездят в кортеже, как звёзды шоу-бизнеса. Неправильно, когда мэры закрывают глаза на вырубку зелёных зон или когда чиновник дарует своему водителю право пускать под топор зелёную зону на главной улице города, чтобы поставить очередной магазин. Может, и лучше, что у нового врио нет в голове наших заморочек. Может, и нам пора бы уже ориентироваться не на конкретных людей или конкретные обстоятельства, а на закон? Может, так будет лучше для всех?

***

Надо сказать, что прилёт Васильева не сопровождался какими-то фатальными перекрытиями трассы. Махачкала видала и более кошмарные пробки. Помнятся прилёты Меликова… Видимо, Васильев – аскет. А для нас это что-то новенькое! И опять же вызывает уважение! Судя по фотографиям и инсайдерской информации, нынешние иошники бросились к нему присягать на верность прямо в аэропорту. У них традиция такая! К фотографиям из аэропорта, где наши сановники встречали нового врио, было столько занимательных комментариев. Вот только цитировать их в газете будет не очень прилично…

Судя по реакции Владимира Абдуалиевича, нет сомнений, что он уже осведомлён о том, за кем какие грешки водятся. И по моему убеждению, напрасно стараются: их не погнали только потому, что человеку нужно хоть как-то освоиться. Даже не сомневаюсь, что дворцовые интриги сейчас только обострятся; начнут сливать друг на друга всё, что можно, и всё, что нельзя. Полагаю, что настроение им не улучшило и заявление о том, что он непременно примет отставку правительства, но перед этим даст возможности показать свои способности тем, кто сейчас работает, и уже по их делам будет судить, кого оставить. Владимир Васильев также подчеркнул, что сделает все от него зависящее, чтобы довести до конца начатые в республике преобразования, и при этом озвучил несколько пунктов, которые необходимо будет соблюдать. В РИА «Дагестан» написали так: «В частности, он заявил, что все «интересные заявления», некоторые процессы, которые не получили развития на федеральном уровне, будут рассматриваться, но при этом необходимо иметь в виду, что, «если человек взялся за работу, он должен ее выполнить… Если же он ее не исполняет, значит, не будет работать на этой должности, независимо от того, кто за него будет ходатайствовать. А тот, кто работает, будет получать поддержку и понимание». Замечательные слова! Очень хочется, чтобы они были воплощены в жизнь. Я даже не сомневаюсь, что моральная поддержка от простых граждан ему в этом деле гарантирована.

***

Ещё одна интересная особенность работы нового руководителя – присутствие свободной прессы на мероприятии. За это ему отдельная благодарность! Наличие свободной прессы всегда было предметом гордости образованной части дагестанского общества. По большому счёту для гражданского мира в Дагестане мало кто сделал больше негосударственных изданий. Именно независимые СМИ были тем гудком, через который выпускался протестный пар. Полагаю, что не ответить взаимностью на такой жест уважения было бы неправильно. Однако, возвращаясь к заявлению Владимира Васильева, хочется привести ещё одну цитату: «На работу будем выбирать не по национальной квоте, а по таланту, по способностям. Я могу опираться только на вас всех, только так у нас будет что-то получаться. Дагестанцы обладают колоссальным потенциалом. Молодежь Дагестана в значительной части определяет будущее всей России. Нам надо сделать так, чтобы в это непростое время, когда исчезают целые профессии, использовать эту возможность и этот ресурс – дать шанс нашей молодежи». Золотые слова, будем надеяться, что у него получится воплотить в жизнь задуманное.

Сейчас его равноудалённость кажется преимуществом; посмотрим, как это будет воплощаться в жизнь. Мы уже не один раз были свидетелями благих намерений в самом начале, и чем все это заканчивалось – тоже хорошо помним.

Как бы ни казалось преимуществом то, что Васильев не местный, его главный минус – это незнание внутренних дагестанских нюансов. Непременно встанет вопрос: кто будет его консильери. Один из таких советчиков предыдущего главы сослужил ему очень плохую службу – чудовищная история с интернатом «Забота» запомнится нам надолго. Пока не известно, чем закончились уголовные дела, зато государственный человек, отличившийся тем, что поддерживал грабёж и насилие в отношении инвалидов, поехал присягать новому руководителю в аэропорт…

***

Нас обуревают двойственные чувства: с одной стороны, мы задаёмся вопросом: почему Дагестан возглавил не кто-то из местных, а варяг? С другой – практически во всех опросах общественного мнения находились люди, которые предлагали пригласить на княжение постороннего человека. Я порекомендовал пригласить японца… Правда, в шутку. Для нас вариант с Владимиром Васильевым – новый опыт. Что из всего этого получится, не знает никто. Но что-то подсказывает, что хуже, чем сейчас, не будет. Пока русские формировали Махачкалу, она была похожа на город. Когда это стал делать Саид Амиров, город превратился в большую бетонную мусорку с домами, стоящими поперёк дороги, с заправками посреди центрального проспекта, с вырубленными зелёными зонами и с охамевшими захватчиками земли. Может, нужно вернуться назад и попытаться наверстать невыученные исторические уроки? Может, снова научиться ценить скромность, аскетизм и сдержанность? Может, всё-таки вспомнить, что есть законы, которые нужно соблюдать всем?

И ещё одна ремарка. История абдулатиповского правления Дагестаном закончилась. Не хотелось бы делать поспешные выводы, не хотелось бы никого обижать, но такое агрессивное присутствие бывшего руководителя республики в информационном поле выглядит как желание наверстать какие-то упущенные моменты. Возможно, намерения были другие, но выглядит это именно так. Пусть уляжется пыль, пусть установятся хоть какая-то тишина и спокойствие. Наверное, нам нужно отдохнуть друг от друга. Что ушло, того уже не исправишь. Будем жить дальше. Иногда для того, чтобы начать сначала и прийти к какому-то успеху, нужно забыть старый опыт, отпустить старые обиды и начать с чистого листа…