Фото_Открытое письмо Кажлаева

Композитор, народный артист СССР, профессор, академик РАЕН, директор и художественный руководитель республиканской школы М. Кажлаева для особо одаренных детей выступил с открытым письмом, в котором ответил на вопросы журналистов о текущем состоянии культуры в республике.

«Уважаемые земляки! Наступила отставка Р. Г. Абдулатипова, которую ждали многие дагестанцы.

Я не политик и не берусь судить о политической деятельности Р.Г. Абдулатипова за прошедшее время. Но как деятель культуры скажу: За 4 с лишним года Р. Г. Абдулатипов практически перечеркнул профессиональную, подчеркиваю, профессиональную культуру Дагестана, которую художники, поэты, композиторы, музыканты, балетмейстеры, хормейстеры становили, вынашивали и берегли много лет на благо развития своей республики и в этом добились положительных результатов.

С дней декады Дагестана в Москве 1960 года о нашей профессиональной культуре узнали далеко за пределами республики. Нас стали цитировать в других странах, лучше узнавали Дагестан по нашим произведениям.

Не буду перечислять заслуги наших творцов, откройте энциклопедии, там давно все сказано. Но Рамазан Гаджимурадович, к сожалению, попытался с первого же дня своего правления заменить собой всех создателей, выпустил мультимедийные тома со своими текстами и произведениями; он и композитор, и поэт, и художник, и сценарист, и даже …. балетмейстер(!)

Случилось грустное и смешное. Как в свое время господин Клинтон в США, музицируя на саксофоне, пропагандировал джаз музыкантам, так господин Абдулатипов, музицируя на пандуре, пропагандировал только этно-самодеятельность. Не говорю, что ЭТО плохо. Все народное – наша основа, мы выросли на ней, но куда же делся наш прогрессивный профессионализм? Где же наши достижения в искусстве? Единственный за это время запланированный концерт Дагестанской профессиональной музыки в концертном зале имени Чайковского в Москве был отменен, якобы, по причине отсутствия средств. Но наряду с этим пышным цветом проходили «Вечера Дагестанской культуры» с той же самодеятельностью в Париже, Ставрополе, Нальчике, Баку, Дербенте. И всей этой этно-экзотикой руководил лично Р.Г. Абдулатипов. Как нам сейчас подходит шутка Расула Гамзатовича: «Все с базара, а мы на базар!»

Умная женщина Екатерина Алексеевна Фурцева – министр культуры СССР – тоже требовала когда-то самодеятельности. Но тогда это было своевременно; после разрушительной войны, чтобы выбраться из разрухи, нужна была большая энергия народа. Создавались фильмы с участием самодеятельности («Свадьба с приданым», «Кубанские казаки» и другие). Но наряду с этим звучали достижения профессионалов – Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, В. Мурадели. И все уживалось на благо Великой Отчизны. У нас же, в Дагестане, все эти традиции вмиг исчезли.

Министр культуры РД З. Бутаева, к сожалению, не имея своего мнения, слепо делала только то, что прикажет Р.Г. Абдулатипов. А он за всех все решал: что исполнять, кому петь-танцевать, кого награждать, кого презирать. Как все это выглядело недостойно и неприемлемо!

Возвращаюсь еще раз к неприличной истории с гимном РД, в результате которой я попал в больницу. После того, как Р.Г. Абдулатипов незаслуженно оскорбил моего коллегу Ш. Чалаева, назвав его Гимн «похоронкой», последовала попытка Рамазана Гаджимурадовича самому создать текст и музыку нового Гимна. Прозвучали кем-то аранжированные его образцы «Аварская застольная», «Дагестан», «Дагестан – моя молитва». Но когда это вызвало национальное недовольство, как альтернативу своей несостоятельности Р.Г. Абдулатипов подставил (без авторского разрешения) нашу песню с Р. Гамзатовым «Клятва», которая звучала и издавалась уже много лет.

8 июля 2014 года я написал свое открытое обращение под названием «Мой поезд ушел в другом направлении…» о своём отказе участвовать в «гимновой» кампании. С обращением можно ознакомиться в Интернете, в материалах РИА «Дагестан» и других.

Несмотря на мое требование, самозваный «профессор» Хан Баширов по указанию выдвинул «Клятву», которая затем была принята сессией НС РД. Министр культуры З. Бутаева в угоду Р.Г. Абдулатипову при живом композиторе и без какого-либо права на это изменила ритм произведения и сократила вступление к нему. Вот такая неприятная история произошла с Гимном РД.

Заключение. Наша замечательная Изумруд Гаджиевна Губаханова, министр культуры Дагестана 60-х годов, как-то призналась Готфриду Алиевичу Гасанову: «Мы делаем ставку на вас, на ваших коллег; у вас, композиторов, особое чутье к искусству, и мы должны к вам прислушиваться….».

Так и было в Дагестане на протяжении 50-ти прошедших лет. Мы надеемся, что теперь Министерство культуры РД наконец начнет прислушиваться к мнению своих деятелей культуры и восстановит разрушенное за 4 года творческое профессиональное хозяйство».