Коллаж

В России заработал мощный социальный лифт

Расходясь в оценках деталей, эксперты едины во мнении, что до марта следующего года в России все будет хорошо. Даже если будет нехорошо, нас убедят в том, что всё очень хорошо. И куры будут нестись, как из пушки на луну, и коровы «мироточить» молоком так, что только бидоны подставляй. А всё потому, что «только Путин»!

Багаудин Узунаев

Причин для социального взрыва здесь не будет. Все будет нормально с рублем, с инфляцией, с выполнением государством пресловутых социальных обязательств и т.п. А как пойдут дела после марта – это одному богу известно. Оба фонда (Национального благосостояния и Резервный) якобы уже на грани исчерпания, и чем ЦБ будет покрывать бюджетный дефицит, не совсем ясно. Поэтому покупку бытовой техники и иномарок не советую откладывать на потом.

ИНОГДА ЛУЧШЕ ПРОМОЛЧАТЬ…

Сначала о наших пенатах, наших делах.

Хотя в России все взаимосвязано и взаимозависимо, и отделить наши дела от дел федерального центра крайне сложно. Невозможно как по причине многочисленности и неразрывности социокультурных, хозяйственно-экономических и финансовых связей с ним, так и по причине цементирующей воли «властной вертикали», крепко удерживающей бразды правления в своих руках. Приходится все чаще напирать на эти обстоятельства, ибо мнение, что наш Дагестан – дармоед и нахлебник и его давно пора за ушко да на солнышко, то есть вон из состава России, не высказывает сегодня только ленивый. Даже уважаемая мной Екатерина Шульман, анализируя трансферную составляющую нового бюджета РФ, обронила, что «хочется влиться в ряды русских националистов». Так как из него видно, что Дагестан получит в следующем году самый большой трансфер («Это то, что получает бюджет субъекта. Это не кредиты, это не надо отдавать…»цитата). Цифры называют разные: от 7,6 млрд до 50! Если это правда, тогда понятно, почему сюда прислали Васильева: доверить такие деньжищи нашим, гм-гм, элитам, Путин, конечно, не мог. Даже при наличии такого суперчестного руководителя и порядочнейшего человека, как Абдулатипов…

***

Но вернемся к нашим делам. Что у нас? А у нас – борьба за власть, хотя эта борьба, по случайному признанию дагестанского политического тяжеловеса Хизри Шихсаидова, в коридорах власти «не прекращается ни на минуту!»

Да, кстати, о Шихсаидове. Он дал нам сразу два информационных повода вспомнить о себе. Один в СМИ, а второй… тоже в СМИ, но в жанре эсэмэс в нашу газету.

24 октября текущего года состоялось заседание президиума дагестанского парламента под председательством его, спикера г-на Шихсаидова. На нем господа сидельцы в президиуме обсудили вопросы предстоящей сессии парламента нашей республики. Наверняка форум был очень содержательный, насыщенный, заинтересованный. Даже скупые строки отчетов в СМИ об этом событии не могут скрыть этой заинтересованности. Она вроде шила в мешке, которого не утаишь. Но заинтересованности законодательной ветви власти и в особенности ее «хозяина», г-на Шихсаидова, и тех, кого они якобы обслуживают (избиратели, народ, общество), они как две параллельные прямые, не пересекаются. Разобщенность огромна, пропасть непреодолима. Как в ситуации, описанной поэтом: «Мы ехали в вагоне общем, / Но каждый думал о своем…»

Так вот, г-н Шихсаидов в своей речи на этом президиуме высказал удивившее меня откровение. Он «отметил, что ряд решений некоторых вопросов, поднимавшихся в парламенте, по каким-то причинам затягивается» (текст не редактирован. – Б.У.). Конечно, сразу же на ум приходят вопросы государственной важности: вывод республики из социально-экономического кризиса, создание рабочих мест, повышение зарплат и пенсий, запуск социальных лифтов и т.п. Как бы не так! Г-н Шихсаидов озаботился вопросом безопасности, причем не своей и не своих коллег из эшелонов власти, а новоназначенного главы Дагестана г-на Васильева! «Неправильно, – с характерными отеческими строгими интонациями сказал он, – когда чиновники разъезжают с охраной. Охрана положена лишь главе Дагестана».

Вспомнил!..

ВСЕ ДИНАСТИИ РАВНЫ?

А самому Шихсаидову охрана не нужна? Ведь из продолжения его фразы следует, что вся дагестанская власть находится под прицелом террористов. Судите сами: «Если должностные лица начнут ходить пешком, – обосновывает свое ноу-хау Шихсаидов, – простые люди поверят, что терроризм в регионе побежден». Очень богатая смыслами фраза. Во-первых, идея, чтобы должностные лица ходили пешком, конечно, очень парадоксальная. Ведь они, должностные лица, туда, в эшелоны власти, для того и идут (а некоторые и пешком, как Ломоносов в Москву за знаниями), чтобы, усердно послужив народу, создать себе автомобильные парки с несколькими иномарками для разных времен года и суток. И такой парк наверняка есть и у самого Шихсаидова. Я однажды, идя пешком по тротуару одного из проспектов города, видел, как он проезжал на роскошном, сверкающем стеклом и металлом кабриолете с открытым верхом. Правда, дорога там такая, что кабриолет смотрелся на ней как бриллиант на куче навоза. Кстати, водитель его был без охраны. Действительно, у нас есть некоторые деятели, которые, несмотря на свои дворцы и автомобильные парки, обходятся без охраны. В чем тут причина – я не знаю. То ли жадность, то ли презрение к смерти, то ли, что маловероятно, уважение к закону, запрещающему этим лицам иметь личную охрану. Даже приходят на ум слова, сказанные как-то лидером КПРФ Зюгановым про г-на Чубайса, требовавшего себе охраны от государства: «А зачем ему охрана?! На него все жулики и бандиты России молятся, сдувают с него пылинки».

Зюганов иногда как скажет… не в бровь, а в глаз!

***

В общем, многозначную фразу произнес г-н Шихсаидов. Главное – вовремя: на носу момент распределения мест в эшелонах власти, и такое заявление – вкупе с рядом других аргументов – может сыграть теперешнему спикеру дагестанского парламента на руку.

Однако народ, о безопасности которого так печется спикер, проявляя в отношении него черную неблагодарность, обратился к Васильеву с просьбой прервать политическое долголетие г-на Шихсаидова. «Уважаемый Владимир Васильев! – обращается к нему имярек в жанре эсэмэски. – В народе идут разговоры, что председателем правительства РД станет Шихсаидов. Если это так, то это будет большой ошибкой. Он уже работал на этой должности в течение семи лет и ничего для народа не сделал. А для себя сделал. Вспомните хотя бы стадион «Хазар», чья это была собственность, кто продал, куда делись деньги? Его пора отправить на отдых – хватит, наверное, мутить воду. Старикам пора на годекан!»

ЗНАКОМАЯ КАРТИНА

А за что?! А почему?! Почему шахтеру можно всю жизнь трудиться в шахте и передать свою профессию сыну, внуку и т.д., а правителю нельзя? Почему шахтерская династия – это хорошо, а правящая – плохо? Для чего нужна «сменяемость власти»? Разве человек, который всю жизнь провел в «коридорах власти» и знает все их закоулки, не предпочтительней того, кто попадет в них впервые? Почему опыт везде – ценность, а во власти – порок? Непонятно… Я вижу только один резон, который дает преимущество новичку. И он совпадает с известным тезисом героя фильма «Свадьба в Малиновке», который произнес, снимая пиджак с законного владельца: «Поносил, дай другому поносить!» Правда, в нашем случае следует употребить другой глагол. Вы знаете, какой.

Еще один нюанс бросается в глаза в смелой фразе Шихсаидова: из нее следует, что терроризм в Дагестане, в России, в мире в целом направлен против чиновников, то есть против государства. И это, кстати сказать, правда. Народ террористов не интересует, разве что как фигура речи, чтобы оправдать свое стремление заполучить власть в свои руки. То есть это борьба, а местами и война двух конкурентов за право самим властвовать над тем или иным народом.

***

Ведь государство и образовалось в свое время как орудие защиты добычи кучки наиболее хватких из человеческих стад, бродивших по лицу земли в поисках мамонтов пожирней.

Ни о какой справедливости там и речи не шло! Львиную долю убитой общими усилиями туши пожирал двуногий с львиными повадками. А у львов знаете, какие повадки? О-о, это очень интересная история. Львы, чтоб вы знали, они сами не охотятся на жертву, это делают за них самки, которых у них бывает от двух до восьми-девяти штук. Вот они, рискуя своей жизнью, убивают жертву и приглашают льва к трапезе. Тот ест сколько влезет, оставляя бедным труженицам объедки.

Знакомая картина, не правда ли?

МУНДИР ОПЯТЬ В ЧЕСТИ

В самом деле, разве не удивительно, что государство – в полнейшем противоречии со своей природой – вдруг взвалило на себя некие обязательства, которые оно называет социальными, и почти твердо их исполняет. Вот вам свежий пример: премьер-министр Дмитрий Медведев, «открывая заседание правительства, отметил, что проект бюджета на 2018-2020 годы сформирован так, чтобы при любой экономической конъюнктуре социальные обязательства были исполнены». Во-первых, вслушайтесь хорошенько в эту формулу «социальные обязательства». Звучит почти как супружеский долг. А вы знаете, что с определенного времени практически все супруги-мужчины очень неохотно исполняют свой долг перед женами. И потом, что значит «обязательства»? Разве не народ создает все национальное богатство страны? Народ! Тогда, может быть, это он и должен был взять на себя обязательства перед властью – кормить и содержать её. По факту так оно и есть, но надстройка (государство), соглашаясь с этим, ведет себя как тот лев из прайда, оставляя народу жалкие объедки.

***

Второе. Если вы думаете, что г-н Медведев и его правительство так настроены из альтруистических побуждений, то вы глубоко ошибаетесь. Логика этой благотворительности проста: отдать часть, чтобы не потерять все, как это произошло с российским дворянством в октябре 1917 года. То есть, образно говоря, у г-на Медведева, которому некоторые отказывают в глубоком уме, хватило его на то, чтобы сообразить: хочешь иметь 50 пар кроссовок в своем гардеробе, дай народу возможность приобрести хотя бы одну пару! И такую возможность он нам дал. Правда, не всем: 20% населения путинской России, как утверждают эксперты, живет за чертой бедности! А, учитывая и особенности российской социологии, то и все 50!

Завершая, хочу вернуться к подзаголовку моей статьи, где анонсирован запуск социального лифта. Как установили эксперты, сегодня есть только один социальный лифт для российской молодежи – влиться в ряды армии, силовых и охранных структур. По ряду косвенных признаков они уверенно заявляют, что эти отрасли ближайшие 22 года будут давать наибольшее количество хорошо оплачиваемых рабочих мест.

Так что, племя младое, незнакомое, еще не все потеряно. Мундир и кокарда в условиях России очень даже почетный и привлекательный наряд. Особенно для дам.