Фото_Гаджимурад Магомедов3

В конце всего мы будем помнить не оскорбления наших врагов, а молчание наших друзей». Мартин Лютер Кинг

Четвертого декабря исполнилось семь лет с тех пор, как не стало очень светлого человека – Хаджимурада Магомедова. За это время от нас ушло много людей, но никто из них не оставил о себе столько добрых воспоминаний, как этот. Говорят, что со временем чувства притупляются. Возможно, в большинстве случаев это так, но Хаджимурад оказался той потерей, которую невозможно отпустить. И, скорее всего, это потому, что нет того, кто бы занял опустевшее место; нет того, кто бы смог восполнить для нас то чувство утраты, что мы испытываем.

Заур Газиев

Каждый раз после статьи, посвященной памяти Хаджимурада, кто-то звонит в редакцию и рассказывает свою историю. И мы узнаём то, чего до этого не знали. И каждый раз это что-то очень благородное и красивое…

Однажды к нему пришли дагестанские кэвээнщики и поделились своей идеей озвучить старые советские мультики на дагестанских языках. Хаджимурад их внимательно выслушал, спросил, чем он может быть им полезен. Ребята сказали, что хотели бы попросить его о финансировании даргинских версий мультфильмов. Хажимурад спросил: «А почему только даргинские версии? Давайте мы оплатим переводы на все языки, которые вы запланировали!»

Так маленькие дагестанцы получили от «Денеба» подарок на много лет вперёд. Вот такой это был человек! Удивительно неравнодушный. Никогда не ждал, что его попросят – сам приходил на помощь, без всякого напоминания. Масштаб личности невозможно спрятать. Масштаб – он ведь не только в бизнесе, который делает человек, и не только в тех деньгах, которые он может заработать, он ещё и в том, как человек может отдавать. Он сделал так много, что ему не нужно ничего приписывать, как это нередко бывает после смерти человека. Его бизнес был успешен, и не только потому, что удачной и уместной была сама идея. Ведь действительно «Денеб» продавил рынок своим «Грушевым» на многие годы вперёд. И дело не только во вкусе; Хаджимурад нашел способ убедить людей в том, что «Денеб» – это не только компания-производитель, но и социально-ответственный бизнес…

С Хаджимурада начались экономические конференции, на которые приглашались интересные коучи, лекторы и бизнес-тренеры из самых разных регионов. Он отправлял людей на учёбу, оплачивал образование, поддерживал творческие проекты. И это было не просто меценатство – это была целенаправленная общественная деятельность. Человек понимал, что есть ситуации, куда официальным органам просто не дотянуться. Он это делал не для самопиара, а потому что иначе не мог – так он был устроен…

***

Есть замечательный критерий для оценки человека – тот выбор, что он делает. Люди живут в окружении соблазнов; кто-то бросается изо всех сил и любыми средствами набивать карманы деньгами – и всё никак не может насытиться, а кто-то живёт сам, наполняет счастьем других – и тоже не бедствует. Кто-то окружает себя подлизами и стукачами, не стесняясь пачкаться, а кто-то полагается на свою мудрость, понимая, что за люди у него в попутчиках. Мы сами выбираем свою жизнь. Мы сами выбираем тех, с кем имеем дела. И неправда, что не было другого выхода. Выход есть всегда! Вариантов всегда больше, чем мы видим в критический момент. Вопрос только во внутренних потребностях человека, в том, чего требует его природа. Нас уже давно не удивляют большие дома и роскошные машины (сейчас они даже раздражают), но нас продолжает удивлять и восхищать благородство. Богатых и успешных много, но много ли таких, о ком вспомнят после его смерти, как о человеке, творившем вокруг себя добро?

«Денеб» – это замечательно, но, на мой взгляд, главное, что оставил нам Хаджимурад, – это понимание, что можно быть богатым, успешным, умным, волевым, но при этом оставаться человеком с добрым сердцем…

Мы не умеем жить иначе, чем это делаем. Наверное, несправедливо упрекать людей в том, что они не такие, какими мы хотим их видеть, и, наверное, нужно оставлять людей наедине с их выбором. Но Хаджимурад стал для нас точкой отсчёта, и мы невольно сравниваем его с теми, кто бы мог быть таким, но является его полной противоположностью. И это ведь тоже происходит само собой. Жизнь, вообще, штука хитрая: деньги не меняют людей и не делают их счастливее. Если их организм не способен вырабатывать гормон счастья или гормон радости, если не хочется делать мир вокруг себя красивее, если не радует, как рядом с тобой растут и меняются к лучшему люди, то ничего с этим не поделаешь!

***

Мы живём в мире, где вокруг нас всё больше тех, кто моложе, красивее, сильнее, умнее и вообще лучше. Время отбирает у нас здоровье, молодость, дорогих нам людей, но даёт взамен мудрость, жизненный опыт и способность прощать то, что, казалось бы, никогда не простил. К тебе приходит понимание многих вещей: люди, которые тебя не любят и не понимают, никогда не испытают чувство вины за то, что не помогли тебе или причинили тебе боль. Любовь не всегда бывает взаимной. Единственное, что можно сделать с обидами, – отпустить их. Склочные и маленькие люди всегда будут искать в твоих действиях повод для злословия. Жадные будут подозревать в том, что ты хочешь их «развести». Брать что-либо можно только у тех, кто готов отдать от души. Иначе будешь не рад.

Смерть не меняет отношения к человеку – жить нужно, исходя из своего воображения, а не из своей истории. Жизнь может дать тебе шанс, а ты можешь его не заметить. Но шанс – это не трамвай: через 15 минут следующий не приедет. Если ваша совместная история закончилась – расставаться нужно быстро. Если хочешь вернуть человека в свою жизнь – выяснять отношений не нужно. А ещё жизнь учит, что если не открыть окно и не впустить в свою жизнь свежий воздух, то никакие новые идеи не придут. Но открытое окно – ещё и риск: со свежим воздухом может войти и дым. Когда заканчиваются идеи – ты начинаешь стареть.

Все эти мысли, да и многие другие приходят в голову, когда я вспоминаю Хаджимурада, человека, который вдохновлял нас и давал повод двигаться дальше. Не осуждал за недостатки, а выделял в людях лучшее, что в них было. Он своим примером показал нам, что любой успех сначала складывается в твоём воображении. То, что сделало тебя успешным в прошлом году, в нынешнем – может просто не сработать.

На момент его ухода «Денеб» предлагал потребителям уже несколько линеек своей продукции: лимонады, воду, минералку в пластиковых упаковках разного объёма; лимонады, воду, минералку в стеклянных упаковках; натуральные соки и нектары в экопакетах. И этот скачок был сделан за совсем короткое время!

Вообще, он всегда ставил высокую планку – соответствовать было совсем непросто.

Но в жизни любого человека, кто хотя бы недолго работал с Хаджимурадом, он оставлял светлый след. Он давал повод людям быть лучше, чем они есть. А это, увы, могут делать очень немногие, у нас ведь привычнее, когда за счёт чьих-либо ошибок поднимают свою самооценку.

***

После моего последнего текста о Хаджимураде в редакцию позвонил мужчина средних лет. Он позвал меня к телефону и сказал, что регулярно читает «Свободную Республику» и что ему понравился текст о Хаджимураде. Я поблагодарил его. После небольшой паузы он рассказал, что он учитель из маленького села в Кизлярском районе. К ним в школу провели Интернет, а компьютеров не было. Они обратились за помощью к «Денебу», попросили купить хотя бы один компьютер для класса программирования. По распоряжению Хаджимурада школа получила целый класс из 15 компьютеров. «Знаете, эти компьютеры до сих пор работают, – сказал учитель. – Он купил для нас самое лучшее, что было на тот момент!»

Хаджимурад каждым своим поступком вписывал себя в маленькие добрые истории людей. Он зажигал в их жизнях свет, и это доставляло ему радость. Таких людей в моей жизни было очень мало!

С того дня, как не стало Хаджимурада Магомедова, прошло семь лет. Многое поменялось, изменились и мы, но время выкристаллизовало самое главное: быть добрым человеком – это круто! Это навсегда!

***

«Прошло 7 лет с того дня, как мы летели в этом самолете… Мы с женой сидели за Хаджимурадом Магомедовым во 2-м ряду, вместе зашли через ЗОЛД, я поздоровался, и мы с ним немного пообщались. Самолет как никогда быстро вылетел из «Внуково». Я крепко заснул и вдруг проснулся от голоса стюардессы, которая напомнила всем пристегнуться. Я увидел страх на ее лице…Через какое-то время стали отказывать двигатели – мы чудом жёстко приземлились в аэропорту «Домодедово. Шасси не выдержали нагрузки и сломались, самолёт на брюхе заскользил по короткой полосе, воткнулся в овраг и раскололся на части. Лицо мое было разбито и залито кровью…

В этой трагедии мы потеряли наших заслуженных земляков: Хаджимурада Магомедова, настоящего человека, в котором гармонично сочеталось прекрасный сын, отец и муж, удивительный друг, интеллигентный и профессиональный бизнесмен, отзывчивый и ценящий профессионалов человек. И удивительную женщину, светлую, как чистое небо, я запомнил ее. Потом узнал, что она мать, воспитавшая достойного дагестанца Гадиса Гаджиева. Тогда я порвал связки, мне и сейчас трудно ходить… Я никогда не забуду их до конца своей жизни как свою личную потерю, потерю родных мне людей. Светлая память о них останется в наших сердцах. Да хранит вас Всевышний!» Джафар Маллаев