Фото_к тексту

Владимир Васильев представил структуру и список нового дагестанского правительства. Самое первое чувство, которое посетило меня после ознакомления с персоналиями, это сочувствие. Нет, не подумайте, что это сочувствие к членам нового кабинета, скорее это сочувствие к тем, кто занимался подбором новых персоналий. Им на самом деле не из кого было выбирать. Не будем делать хорошую мину при плохой игре – у них кадровый голод. Впрочем, почему у них? У нас! Это наши кадры растекаются по городам и весям большой России, и всё, что нам остаётся делать, это смотреть, как они работают на благо других регионов.

Магомедтагир Муртазалиев

Природа власти такова, что она непременно должна быть связана с народом, которым она управляет. Иначе наступает конфликт, который у нас известен по формуле «верхи не хотят – низы не могут». Даже в такой традиционно вертикально устроенной стране, как наша, вовлечение граждан в процессы управления государством является обязательным условием легитимности власти. Нельзя в XXI веке игнорировать такой важный аспект управления социумом, как связь с народом. Но здесь встаёт другой вопрос: насколько в обществе есть понимание того, что такое власть, в каком случае она эффективна, а в каком случае просто источник наживы?

Второй вариант нам ведь очень хорошо известен. Кстати, от людей с таким пониманием власти в последнее время у нас активно избавляются. Не будем притворяться – на новый кабинет министров люди смотрят по-разному. Есть немало скепсиса, ведь очень много чиновников, связанных с прошлой командой. Безусловно, есть понимание, что данный состав – это компромисс, что людей в этом списке будут менять. Но это компромисс по многим направлениям, и главная его причина – кадровый голод. Новым властям просто не из кого выбирать. После всего, что варяги знают про правление Абдулатипова, чтобы оставлять на своих местах практически всех абдулатиповских назначенцев, нужны конкретные причины. А на минуточку, нынешний кабинет на 92% состоит из команды экс-главы Дагестана Рамазана Абдулатипова. Поэтому первый вопрос: кого из министров держат для того, чтобы слить во время очередной волны арестов, а кто на самом деле заслужил доверие честным трудом на благо республики? К примеру, Малик Баглиев на последнем совещании был поставлен в пример остальным коллегам за то, что помог сэкономить республике огромные суммы. В результате инвентаризации проектно-сметной документации по 11 объектам, обеспечивающим население качественной питьевой водой, составлены сводные сметные расчеты, и общая остаточная стоимость завершения строительства сократилась с 5,3 до 4,7 млрд рублей, то есть экономия составила 600 млн рублей. Для дагестанского бюджета – огромная цифра! Экономия оказалась возможна благодаря внедрению новых материалов и технологий при строительстве и эксплуатации этих объектов. Когда человек настолько неравнодушен к своему делу и предлагает конкретные меры по оздоровлению ситуации в отрасли, плюс экономит средства, то не отнестись с уважением к нему невозможно.

Более того, на этом же совещании Владимир Васильев отметил, что будут значительно сэкономлены средства, выделяемые на строительство коллектора. «Сокращение расходов составило восемь с лишним миллиардов рублей. При этом цель достигается в более короткие сроки», – подчеркнул глава региона. Васильев в этой связи отметил, что здесь значительную роль играют не только специфика отношения к бюджетным средствам того или иного чиновника, но и новые подходы, технологические решения, что крайне важно для республики. Он поблагодарил всех, кто задействован в данной работе. «При эффективном управлении можно достигать хороших результатов при малых затратах», – акцентировал глава.

***

Ещё интереснее история с Расулом Ибрагимовым. Минтруд в момент, когда его возглавлял Ибрагимов, добился серьезной экономии. И в данном случае речь идёт о 721 млн рублей республиканского бюджета и 410 млн рублей федерального бюджета. По словам Васильева, «…все эти средства пошли на увеличение детских пособий, пенсии госслужащих и другие мероприятия. Эти деньги высвободились за счет проведенной оптимизации в части льготного обеспечения. 40 тысяч льготников не подтвердили свой статус, когда их пригласили прийти и представить документы».

Безусловно, подобное отношение к делу позволило Расулу Ибрагимову сохраниться в кабинете министров, хоть при этом ему пришлось занять другое кресло. И подобные истории мы можем наблюдать и с другими сохранившимися министрами. Сегодня уже невозможно получить власть и сидеть, как собака на сене, охраняя свои владения. Сегодня право на должность нужно подтверждать какими-то конкретными действиями. Во всяком случае, об этом и говорил глава республики на представлении правительства. И уже не имеет значения, с какой командой вместе стартовал тот или иной чиновник, важно, как он выполняет свои обязанности. Правительство, конечно же, не такое, как мы ожидали, но, если подумать, оно и не могло быть иным. Для того, чтобы собрать других людей, одного конкурса в кадровый резерв мало. Нужна система отбора кадров, действующая на постоянной основе. И это не вопрос одного или двух дней, это уже введение новой государственной институции.

Но это, как говорится, уже совсем другая история. Надеюсь, что у нее будет хороший финал.

***

Природа любой власти всегда очень похожа. Хотя бы своими внешними признаками. Даже если власть совсем недемократична, она всё равно будет притворяться народной. Информационное общество только усилило этот тренд. Пусть мы никого не выбираем – все равно на наше мнение будут ссылаться, мнение большинства будет отслеживаться. Будет сделано всё, чтобы, нажимая на нужные рычаги, подтолкнуть манипулируемое большинство к каким-то выводам, к каким-то настроениям. Тем более что сегодня для этого пока достаточно ресурсов. Но это пока…

Всё меньше людей смотрят телевидение, большинству интереснее нецензурируемый Интернет. Одна фраза в Интернете может пробить тысячи людей на совершенно неожиданные комментарии. История с олимпийской чемпионкой Ольгой Глацких стала поводом для такого шквала обсуждений, что девушка вряд ли ожидала, что станет объектом публичной виртуальной казни. Как фраза из «Ужина негодяев» про «министерство херни» вдруг стала поводом задуматься, а чем на самом деле занимается министерство по национальной политике и насколько эффективна как министр Татьяна Гамалей. Она хороший филолог и была замечательным заместителем декана филологического факультета, но министр ведь она никакой! И здесь не обсуждаются её личные качества – здесь разговор об эффективности министерства, само название которого определяет специфику деятельности; а в каком важном событии, волновавшем дагестанское общество, оно приняло участие?! Максимум – скучные конференции или раздача сувениров. При этом, насколько нам известно, Татьяна Владимировна удержалась на своём посту чудом: ещё за два дня до назначения никому не было известно, на кого падёт выбор главы Дагестана – на неё или на Камиля Ланду, у которого были достаточно хорошие шансы. Но, очевидно, Гамалей при всей своей неэффективности показалась более благонадёжной.

Сможет ли она, как выдвиженка Абдулатипова, понять, что обстоятельства изменились и нужно работать иначе – пока непонятно. Но уже на одном из последних совещаний Владимир Васильев сказал, что людям при должностях не положено сидеть молча, когда в социальных сетях вдруг начинают преобладать антиконституционная и антигосударственная точки зрения. Думаю, эта фраза в полной мере относится и к Татьяне Гамалей, которая умудрялась молчать даже тогда, когда весь Дагестан просто стоял на ушах.

***

В Дагестане новое правительство. Очевидно, что даже старые персоналии не смогут работать, как прежде. Просматривая видеозаписи с заседаний правительства, которые проводятся по понедельникам, мы видим, как Владимир Васильев задаёт министрам вопросы, которые они от него явно не ожидали; как они пытаются временами юлить и изворачиваться. Мы видим, как глава тихим и проникновенным голосом объясняет правила игры, когда уже не получится посягать на государственное добро. Да и голоса лефортовских сидельцев, время от времени раздающиеся в информационном пространстве, служат неплохим предостережением нынешним портфеленосцам…