Фото_к тексту

Салман Дадаев сделал то, чего от него ждали горожане и не ждали чиновники. Собрал всех и сказал, что теперь правила жизни в махачкалинской мэрии поменялись. Ну а потом в воскресенье выехал в Эльтавский лес (вернее в то, что от него осталось), дабы осмотреть, в каком состоянии он находится. Увиденное произвело настолько сильное впечатление, что Дадаев просто не смог не вызвать тех, кому можно было задать по этому поводу вопросы. Думаю, Абдулмумин Ибрагимов и Мурад Алиев никакой радости от этой встречи не испытали…

Заур Газиев

Махачкалинская мэрия ещё с амировских времён была чем-то типа испанского двора. Обычай интриговать всем против всех там всегда был нормой. Ну а сливать конкурентов – так это вообще святое дело! И здесь нет запрещённых приёмов. Здесь нет союзников и друзей – здесь каждый сам за себя. При этом убеждённость в собственной незаменимости просто запредельная. Остановиться, подумать, насколько ты адекватен ситуации, и уйти вовремя – это не про чиновников махачкалинской администрации. Абдулмумина Ибрагимова пытались отправить на пенсию аккурат за несколько дней до последних выборов. Ему как раз тогда исполнилось 65. Однако суета со сменой власти не позволила осуществить этот план до конца. С другой стороны, если подумать, человеку бы лучше уйти самому, ведь очевиден конфликт интересов: его сын – председатель городского Комитета по спорту, туризму и делам молодёжи. Очень хороший молодой человек. И у него есть все перспективы делать карьеру дальше. И именно сыну отец мог бы уступить дорогу. Кстати, и у аварского мэра не должен быть первый зам аварцем. Каким бы космополитом ни выглядел Салман Дадаев, есть негласное дагестанское правило: людьми своей национальности возглавляемую тобой структуру заполнять нежелательно. Хотя бы для того, чтобы избежать досужих разговоров.

Да, у нас частенько бывало и по-другому: наглость, к сожалению, – в нашей республике весьма распространена, однако нормальной эту ситуацию никто не считает. Да и обстоятельства сегодня сильно изменились. Сейчас ситуация выглядит таким образом: если вы не в мононациональном районе, то заместителя своей национальности быть не должно. Иначе вам уже априори начинают не доверять. Понятно, что Салману Дадаеву начинать с неприятных решений не хочется, а сам Ибрагимов-старший уходить не торопится. И вот начинается движение по выковыриванию Абдулмумина с должности. И происходит это в весьма жесткой форме. Кто за этим стоит – непонятно, но начинается рассылка компромата на этого человека. И возникают вопросы, которых в случае добровольного ухода можно было избежать.

***

Я не считаю, что те, кто рассылает такие вещи по редакциям, на самом деле чем-то лучше тех, про кого они пишут. Но, с другой стороны, обвинения в адрес Ибрагимова явно имеют под собой почву. Суть их в том, что в 2004 году А. Ибрагимов, договорившись с мэром Махачкалы Саидом Амировым, создает ООО «Винзавод Ленинкентсткий». Доля муниципальной собственности города – 47,77%; доля Ибрагимова А.М. – 52,23%.

В 2006 году с Ибрагимовым А.М. был заключен договор купли-продажи и подписан передаточный акт от 29.03.2006 г. На имущественный комплекс винзавода в Росреестре зарегистрировано право собственности Ибрагимова А.М. Согласно договора купли-продажи имущества и земельного участка, стоимость приобретенного Ибрагимовым А.М. имущественного комплекса винзавода составила 1,17 млн рублей. По подсчётам специалистов получается, что имущество приобретено по цене 500 рублей за один квадратный метр зданий и сооружений на территории города, а земли за 10 рублей. При этом рыночная стоимость одного квадратного метра земли в поселке Ленинкент составляла порядка 1800 – 2000 рублей, а нежилых помещений – не менее 15 000 рублей. И здесь нужно постараться быть объективным: подобные сделки в Махачкале в те времена не были редкостью.

По моему мнению, Ибрагимов заплатил больше, только эти деньги, скорее всего, растеклись по карманам. Являлась ли это сделка коррупционной? Безусловно. Но срок давности по этому делу уже истёк. Однако осадочек остаётся. Тем более что список нарушений, с которыми она была совершена, очевиден. Ну, во-первых: продажа имущества осуществлена без включения в прогнозный план приватизации муниципального имущества г. Махачкалы. Во-вторых: в решении об условиях приватизации имущества не указана стоимость продаваемой доли города и не проведена оценка его рыночной стоимости. В-третьих: доля города реализована не как доля действующего бизнеса, а как неиспользуемые объекты. В-четвёртых: стоимость проданного имущества многократно ниже рыночной стоимости и т.д.

Понятно, что Ибрагимов нанес городу ущерб, но, в конце концов, он ведь не человека убил! Понимая, какие времена были тогда, нет сомнений, что иначе он во власти не удержался бы.

***

У меня на руках ещё один документ. Это договор аренды. Он составлен на основании Постановления Администрации г. Махачкалы от 18.04.2005 года № 722. С ООО «Винзавод Ленинкентский» в лице Ибрагимова А.М. заключен договор аренды земельного участка сельхозназначения общей площадью 35,1 га. Договор аренды зарегистрирован в Росреестре. Если мы обратимся в Росреестр, то можем обнаружить, что вышеуказанный земельный участок находится в собственности ООО «Винзавод Ленинкентский», учредителем которого в настоящее время является Ибрагимов Магомед Абдулмуминович, сын первого заместителя главы Администрации г. Махачкалы Ибрагимова А.М.

Необходимо отметить, что все вышеуказанное имущество перешло в собственность созданного в 2007 году СПК «Марус», учредителями которого являлись сам Ибрагимов А.М., два его сына и некие Бабаев Руслан Салманович и Бабаев Тимур Салманович, являющиеся «однофамильцами» бывшего вице-президента ОАО «Российские железные дороги» Бабаева Салмана Магомедрасуловича. Кроме этого, СПК «Марус» в 2010 году приобретены из муниципальной собственности нежилые помещения площадью 5 582 кв. м. с земельным участком площадью 4,1 га за 15,2 млн рублей или за 326 рублей за один квадратный метр помещений с землей, что многократно ниже рыночной стоимости. Хочется напомнить, что к этим весьма странным имущественным делам имеет отношение первый заместитель главы Администрации г. Махачкалы, который более 5 лет принимает решения в сфере имущественных и земельных отношений города, делает публичные заявления о бесхозяйном отношении к имуществу и земле города. Не хочу, чтобы это было похоже на травлю или преследование человека, но опыт подобных сделок у Абдулмумина Ибрагимова был и раньше. Будучи генеральным директором государственного унитарного предприятия им. Дахадаева (1996-2005 гг.), по долгам предприятия были распроданы земли и имущественный комплекс (более 2000 га и имущественный комплекс, винзавод и др.). Учитывая, что Саид Джапарович никогда и ничего не делал просто так, можно только представить, за что он так отблагодарил Ибрагимова А.М.

***

Махачкала полна проблем, и они не свалились нам на голову неожиданно. Всё положение дел, с которым мы сегодня столкнулись, – следствие дел, творимых вполне конкретными людьми. При этом я не помню, чтобы нынешние городские активисты сильно протестовали во времена всемогущего Саида Джапаровича. Но беспредел продолжался и после посадки одиозного мэра. В период межвластия поднимались новые дома, строились заправки и магазины. До сих пор непонятно, каким образом в парке им. 50-летия Октября рядом со старым политехом, на территории зелёной зоны, вдруг начали возводить пятиэтажное здание. Поднималось оно именно в «период между мэрами», когда спрашивать было не с кого. И хотя у всех районов Махачкалы есть свои главы, им всё это было безразлично.

Общественник Шамиль Хадулаев о вырубках в Эльтавском лесу написал следующее: «Дело в том, что в свое время определенное количество людей получило правоустанавливающие документы, в соответствии с которыми они могут распоряжаться участками земли в лесу по своему усмотрению. Некоторые постановления, выданные в 1993 году, получили лица, которым на тот момент было по 10 лет. Когда проводили слушания по лесу, мы как раз акцентировали внимание на этом факте. Таких поддельных постановлений, насколько я знаю, было 60 – 62 экземпляра».

***

Мне неважно, кто пролоббировал Салмана Дадаева. Мне неважно, что написано в его декларации о доходах, его предыдущей карьере. Мне важно, что он был успешным руководителем в большом и успешном городе. Я вижу, что это новый тип руководителя, который вошел в некий мировоззренческий конфликт со старой командой. И иначе быть не может! Тут дело даже в возрасте. И здесь людям, которые повязаны с прошлой администрацией, лучше уйти самим. Уйти, пока это можно сделать тихо, с почётом и без лишнего шума. Саид Джапарович когда-то этого не понял – и результат всем хорошо известен. Касается это не только Ибрагимова, но и многих других деловаров прошлого.

Прочитать сигналы времени и уйти красиво – это, пожалуй, привилегия очень немногих умных людей. Надеюсь, что интуиция, которая помогала выживать нашим чиновникам при Амирове и Абдулатипове, и на этот раз их не подведёт.