Каждым субботним вечером просвещённая российская публика включает Ютуб-канал на «Эхе Москвы», где вещает замечательная журналистка Юлия Латынина. Многолетний проект «Код доступа» рассказывает нам о самых разных политических событиях, въедаясь в подробности, которых больше нигде и ни у кого вы не услышите. Латынина, безусловно, талантливый автор, но когда касается проблем Дагестана, в ней умирает журналист и появляется писатель, специализирующийся на криминальных драмах. Надо сказать, что такое продолжается уже не один год. Но на этот раз она превзошла уже саму себя.

Магомедтагир Муртазалиев

Когда Юлия Леонидовна говорила о том, как замечательно, что в Сирии детей травили газом, так как это единственный возможный путь занять населённый пункт, когда говорила, что колонизация – это замечательно, что наёмные армии убийц в Африке – это хорошо – уже тогда было ясно, что в её системе ценностей что-то не так. Но когда женщина начала говорить о Дагестане вещи, о которых я лично знаю, что это не правда – воспринимать её иначе как автора фантаста у меня не получится. Но это я – смотрю на такие вербальные экзерсисы снисходительно, но вот огромное количество моих земляков воспринимает эти фантазии как оскорбление.

На просторах дагестанского сегмента Интернета в социальных сетях после её последней передачи поднялась нешуточная волна возмущения. Одно из главных мест в этой системе воровства газа на Северном Кавказе, по мнению Юлии Латыниной, принадлежит Дагестану. Вот уж не думал, что Арашуков дагестанец! Цитирую: «Допустим, труба из Дербента, – говорит она. – Если пройти вдоль трубы, там врезок даже не сотни – там их реально тысячи. В Дагестане есть специальная профессия – врезчик в трубу. Это вообще сложное искусство – врезаться в трубу под давлением. Это сложно. Села этим живут, кланы этим живут. Вот как бедуины жили сопровождением караванов, так на Кавказе многие люди живут этим промыслом», – уверена журналист, при этом замечая, что такой вид «профессиональной деятельности» обеспечил «олигархическое существование на самых высших этажах власти».

Латынина подчеркивает, что в эту систему на Северном Кавказе вовлечено очень много людей. Я журналист, но о таком бизнесе за последние лет десять ничего не знаю. Да, у нас есть незаконные врезки в периферийные сети, но их не тысячи. И эти нарушения регулярно вскрываются и наказываются. Это не является нормой. Возможно, в голодные девяностые были врезки и в нефтяные трубы, но это время давно закончилось. Я бы на месте дагестанских газовиков проехался с камерой вдоль трубы и послал бы Латыниной свидетельство того, как на самом деле обстоят дела. Очень сомневаюсь, что она испытает по этому поводу чувство стыда, но хотя бы будет знать, что мы не бессловесные бестолковые бараны, и за себя постоять можем.

Ещё удивительнее была в её исполнении история про то, что дагестанцы в 1999 году оказали сопротивление бандам террористов потому, что не смогли договориться с бандитами. Как было на самом деле, у нас все хорошо знают и помнят, но вот кто внушил Латыниной такую кривую историческую картинку – большой вопрос. Кстати о бандитах: именно они и были главным источником информации для Юлии Леонидовны и в девяностые, и в нулевые. Вероятно, поэтому в её сознании Дагестан представлен как некое скопище кланов, бандитов и недалёких людей. И сейчас её переубедить в чём-то невозможно. Но проблема даже не в этом. Дагестан – это наша родина, другой у нас нет. И мы её любим. Мы знаем, что в Дагестане много проблем и многие из них действительно по нашей вине. Но не нужно нас демонизировать и приписывать недостатки, которых у нас отродясь не бывало. А за последний год мы увидели, что наше спокойное отношение к критике в конечном итоге приводит к тому, что люди, не понимающие и не знающие истинного положения вещей в Дагестане, считают своим долгом пнуть республику.

Я не сторонник того, чтобы группа брутальных товарищей занималась принуждением к здравомыслию, как это было в случае с каналом ТНТ, но и делать вид, что всё нормально, тоже не считаю правильным. Хотя в случае в Латыниной, на мой взгляд – просто игнор. Полный игнор людей, для которых наша республика стала объектом ненависти и коллективной травли. А дальше посмотрим. Зло всегда возвращается к своему отправителю.