Фото_Шок и трепет_1

Нынешняя неделя для правоохранителей не задалась с самого начала. Информация о кошмаре в Советском суде Махачкалы разлетелась по социальным сетям и отозвалась проклятиями в адрес всех, кто имеет к этому хоть малейшее отношение. А потом произошла встреча Абдурашида Магомедова с Эльдаром Иразиевым, и волна новых проклятий снова заполнила все отслеживаемые мною паблики. Для меня так и осталось вопросом: есть ли хоть что-то, что могло бы в сознании наших граждан изменить это отношение к правоохранителям? Да и нужно ли это кому-то?! Очевидно, что всех всё устраивает.

Заур Газиев

28 марта начальник службы доставки пенсий в Тарумовском районе Омар Абдурашидов был задержан правоохранительными органами по подозрению в пособничестве в совершении террористических преступлений. Следствие обвиняет его в том, что он передал около 200 тысяч рублей на нужды членов незаконных вооруженных формирований (НВФ). Однако, по словам родственников, 28 марта его похитили, и на протяжении двух дней никто из близких не знал, где он находится. Утром 30 марта адвокату Сапият Магомедовой позвонил человек, представившийся следователем по делу ее подзащитного. Правоохранитель сообщил, что 31 марта подозреваемого доставят в суд, а сейчас он находится в здании республиканского управления ФСБ.

Родственники говорят, что Омара пытали где-то на берегу моря, чтобы он признался в пособничестве боевикам. Как рассказал сам задержанный, с самого начала силовики начали применять в отношении него жестокие пытки: избивали, пытали электрическим током, унижали, и, чтобы окончательно добить, сломать его морально, к левому уху приложили пистолет и предложили прочитать ашаду.

***

В доме Абдурашидова также провели обыск. Когда вооруженные люди в масках ворвались в дом, там никого не было. Сын Абдурашидова гостил у своей тети. Оба подъехали спустя некоторое время. Люди в масках не пускали в дом никого, в том числе адвоката. Сапият Магомедовой пришлось звонить в дежурную часть МВД по Дагестану. «Я сообщила им, что в доме находятся неизвестные в масках. На них не было никаких опознавательных знаков. Сказали только, что они из ФСБ».

После звонка защитника прибыл наряд полиции, но и их в здание не пустили. Им лишь сказали через щель, что «тут проводятся следственные мероприятия». То же самое ответили приехавшим позже сотрудникам уголовного розыска по Советскому району Махачкалы. В доме, как утверждают правоохранители, был обнаружен автомат Калашникова. Сапият Магомедова обращает внимание на эпизод с барсеткой (в ней оказались нерабочие телефоны и различные SIM-карты), которую якобы нашли в доме силовики. По ее информации, с этой барсеткой Абдурашидов не расставался с момента похищения. Поэтому не совсем ясно, как она могла вернуться домой без хозяина. Сестра и сын Абдурашидова отказались подписать протокол обыска. Они утверждают: автомат и содержимое барсетки подкинуты.

***

В воскресенье, 31 марта, Омар Абдурашидов был доставлен в Советский районный суд Махачкалы. В пресс-релизе от Советского суда сказано: «Рассмотрение ходатайства об избрании меры пресечения Абдурашидову, подозреваемому в финансировании и подготовке преступлений, предусмотренных несколькими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, «прошло в накаленной обстановке». Следствие строит свои обвинения на показаниях засекреченного свидетеля по имени Рашид. Омар Абдурашидов во время оглашения обвинения, находясь в «клетке», вдруг стал кричать, что никаких террористов не финансировал.

В этот момент к нему ворвались родственники и стали снимать следы пыток и побоев на теле Омара Абдурашидова. Адвокаты задержанного и сам Абдурашидов заявляют, что его пытали, чтобы выбить показания против Раипа Ашикова, но он отказался. По словам адвоката Салимат Кадыровой, подзащитный сказал ей, что может не выдержать пыток и готов совершить самоубийство. Видео, снятое в суде на мобильные телефоны, разлетелось по социальным сетям. Картина просто ужасающая! Самым часто повторяющееся слово в комментариях – «гестапо». В ХХI веке добывать показания таким путём, наверное, можно, но тогда не нужно называть себя людьми. Люди, защищающие закон, должны отличаться от бандитов хотя бы методами. А ещё у человека как существа социального должна быть система внутренних табу – это когда есть вещи, которые ты сам себе не позволяешь делать. Сюда относятся пытки, унижения, запугивание…

***

Однако обратимся к официальным источникам. На сайте Советского суда мы читаем следующее: «31 марта не был обеспечен порядок в суде, так как до сих пор не заключен контракт с вневедомственной охраной, Росгвардией и МВД. Безопасность никак не была обеспечена. Подозреваемый бился о стену, говоря, что не виновен, грозился совершить самоубийство. Ситуация была накалена криками и плачем присутствующих родственников подозреваемого. Они не дали Абдурашидову причинить себе серьезные увечья. Подозреваемый демонстрировал раны на теле, утверждая, что его пытали сотрудники силовых структур, заставляя дать признательные показания. Родственники и присутствующие в зале судебного заседания снимали видео, и в последующем выложив их в социальные сети и YouTube», – говорится в пресс-релизе.

Я не знаю, запрещено ли человеку, составившему пресс-релиз, сострадать человеку, вернувшемуся из ада, но у него получилось показать, что, работая в правоохранительных органах, ты просто обязан убить в себе всё человеческое. Если ты пошел работать в эту систему, ты не должен испытывать никакого сочувствия и сострадания. Читая этот текст, понимаешь, что такие вещи в наших судах – норма…

В отношении Абдурашидова избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на 10 дней. Вот мне интересно, когда судья сталкивается с такой ситуацией, получается у него дальше жить как ни в чём не бывало? И сколько у нас судей, которые, видя человека после пыток и понимая, что происходит, равнодушно отправляют его на дальнейшие муки?

***

Адвокат Абдурашидова Салимат Кадырова рассказала журналистам, что процедура медицинского освидетельствования ран её подзащитного намеренно откладывается. «Мною было подано заявление в Следственное управление Следственного комитета России по Дагестану, прокуратуру республики и УФСБ по Дагестану. В нем я потребовала возбудить дело, привлечь к уголовной ответственности виновных в пытках моего подзащитного, провести доследственную проверку и незамедлительно, до исчезновения следов пыток, назначить судебно-медицинскую экспертизу. Но ни одно мое требование еще не исполнено. С экспертизой они тоже специально тянут, ждут, пока исчезнут следы пыток», – заявила адвокат.

Она также сообщила, что Омар Абдурашидов больше не подвергается пыткам, но очень подавлен. Он переведен из следственного изолятора в СИЗО-1. Сейчас Кадыровой не мешают посещать подзащитного.

***

Я переходил из одного паблика в другой, пытаясь найти хоть какие-то подробности этого дела. Нашел информацию, что до этого Омар Абдурашидов был четырежды судим по уголовным статьям. Нашел информацию, что это заказ некоего олимпионика. Были люди, которые писали, что и сам Абдурашидов далеко не ангел. Но все эти обрывочные сведения просто тонули в море ненависти и ужаса, которое испытывает простой, маленький человек, увидевший своими глазами, какими методами действуют те, кто должен защищать в нашей стране закон. Не склонен экстраполировать эту ситуацию на всех служителей закона, но уже давно для себя понял, что пытками и истязаниями занимаются одни люди, а защитой реальных интересов государства – другие. А ещё мы знаем, что на борьбу с терроризмом у нас деньги есть, а на профилактику экстремизма почти нет. И даже те, которые есть, министр Сергей Снегирёв растрескает на затратные конференции или дотянет до ноября, так и не израсходовав. С одной стороны, изуверы, пытающие людей, с другой – мракобесы, призывающие убивать всех, кто не укладывается в их понимание правильных муслимов, с третьей – какая-то неадекватная гопота, с четвёртой – зомби, убившие в себе всякую способность реагировать. И в результате складывается чудовищная картина, от которой хочется бежать, куда глаза глядят. Потому что в состоянии шока и ужаса долго жить невозможно. Ты становишься либо тем, кто сам готов убивать, либо религиозным фанатиком, либо зомби…