По мнению профессора высшей школы урбанистики Сергея Сиваева, Махачкале необходимо решить экологические вопросы

Не люблю ходить на неожиданные мероприятия, а тут пошел. В минувший вторник в ДГУ прошла сессия региональной проектной команды по разработке стратегии экономического развития до 2035 года. И не пожалел, потому что информация, почерпнутая мной на этом мероприятии, оказалась очень полезной. Нет сомнений, что я ещё буду анализировать, но уже сейчас есть выводы, которыми хочется поделиться.

Заур Газиев

В президиуме сидели ректор ДГУ Муртазали Рабаданов и министр экономики и территориального развития Республики Дагестан Осман Хасбулатов. Эксперты, присутствующие там, в основном говорили о махачкалинской агломерации; о том, какое место она занимает среди агломераций, которые есть в нашей стране; говорили об её отличительных особенностях. Основные темы, которых коснулись эксперты, – это дальнейшее формирование транспортной и социальной инфраструктуры Махачкалы, перспективные секторы экономики, развитие ЖКХ и пространственная политика махачкалинской агломерации. Говорили о ее роли в стратегии пространственного развития России. Кстати, она – одна из крупных городских агломераций в стране. А всего в России их около 40, и, к слову сказать, в них проживает примерно половина населения нашей страны. Но проблема в том, что наша агломерация росла за счет оптовой и розничной торговли. На втором месте располагается строительство гостиниц, транспорт. Но другие росли за счет индустрии! Эксперт, читавший доклад на эту тему, Дмитрий Землянский, так и сказал, что «махачкалинская агломерация неустойчива и зависит от динамики населения, миграционной ситуации и от активности прибывающего населения. Если по каким-то причинам упадут доходы, то и рост прекратится».

Важным в развитии является человеческий капитал, по этим вопросам Махачкала не испытывает существенных проблем! Дмитрий Землянский отметил, что в рамках стратегии пространственного развития задается еще одна важная функция для Махачкалы – это функция межрегионального центра оказания услуг в социальной сфере, в сфере образования, культуры, спорта. В этой связи может возникнуть острая конкуренция между Махачкалой и ставропольской агломерацией. При этом он сказал, что махачкалинская агломерация имеет федеральное значение. «У вас есть возможность быть не просто межрегиональным центром, а стать макроцентром, что задаст другой тон. Не менее важным в этой связи стоит вопрос о необходимости реализации межрегиональных инфраструктурных инвестиционных проектов, в том числе локализованных агломераций. Например, развитие аэропорта – это проект, который должен работать не только на Дагестан», – сказал он.

Я слушал его доклад и понимал, что эксперт говорил об очень важных вещах. Но прошло некоторое время, и с лицом, ничего не выражающим, мероприятие покинул Осман Хасбулатов. Может, у человека были дела более важные, чем экономическое развитие республики, а может, что-то в правительстве. Но эксперты остались предоставленными практически самим себе, рассказывая друг другу, что нужно сделать в Дагестане, чтобы жизнь стала комфортнее и благополучнее…

***

Далее был доклад директора проектного офиса «Энергоэффективность» ПАО Ростелеком, профессора высшей школы урбанистики Сергея Сиваева. Честно говоря, на мой взгляд, такие доклады нужно записывать на видео и показывать не только работникам Минэкономики, но и студентам экономических факультетов. Сергей Сиваев рассказал о проблемах и приоритетах жилищно-коммунального комплекса городских агломераций.

«Схема территориального планирования – это важный момент в развитии махачкалинской агломерации, но не стоит забывать о плане землепользования застройки. В Дагестане в этом плане существуют определенные проблемы. ПЗЗ – это тот документ, который определяет планирование развития городской инфраструктуры. И для успешного развития агломерации необходимо иметь схему территориального планирования, план землепользования застройки и схем развития коммунальных структур. И, к сожалению, в Махачкале это колоссальная проблема», – отметил Сиваев.

Он рассказывал, что агломерация – это явление, которое происходит не административно, а в соответствии с экономической необходимостью. Очень важно предложить идеи для развития, которых раньше у города не было. По мнению Сергея Сиваева, Махачкала имела темпы высокого роста, но они шли вразрез с качеством жизни. «На мой взгляд, необходимо сконцентрировать внимание на развитии и модернизации городской инфраструктуры. В первую очередь следует выделить сегмент водоснабжения и водоотведения, так как это самые рисковые сегменты. Несмотря на то, что Дагестан – водный регион, качество воды в нем оставляет желать лучшего, а технология очищения ее требует модернизации. А для того чтобы стать успешным экономическим центром, Махачкале необходимо решить экологические вопросы», – сказал эксперт.

Не менее интересным было обсуждение транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, которая необходима для агломерации. Были досконально изучены транспортные проблемы Махачкалы. К примеру, прозвучало предложение более полноценно использовать железную дорогу, которая практически проходит через весь город. Она могла бы снять некоторую остроту проблемы. Было предложено пустить электропоезда от Хасавюрта до Дербента. В районе железной дороги проживает миллион человек. Не нужно ориентироваться на нынешнюю скорость. Уже есть поезда российского производства, которые вполне способны довозить пассажиров до Хасавюрта в течение часа. Надо сказать, что этот транспорт вполне может решить вопрос с поставками недорогой рабочей силы в Махачкалу из соседних населённых пунктов, ибо проживание в столице Дагестана – вещь весьма недешевая.

***

Не менее интересным был и доклад о водоснабжении агломерации. Дагестан имеет достаточное количество своих водных ресурсов, но качество питьевой воды у нас ниже всякой критики. Достаточно сказать, что Горводоканал в Махачкале оказался приватизированным, такого явления нет в других регионах России!

Как уже было сказано выше, агломерация возникает вследствие экономической необходимости. К слову, в 1990-е годы махачкалинская агломерация была фактически единственной в России, кроме московской, которая демонстрировала активный рост населения. Это происходило как за счёт имеющегося в Махачкале естественного прироста, так и за счёт продолжающегося притока населения из сёл республики. С 1990 по 2002 год её население, по оценкам, выросло более чем на 100 тыс., с 735 до 837 тыс. человек. Население махачкалинской агломерации (включающей в себя городские округа Махачкала и моногород Каспийск), по некоторым оценкам (с учётом незарегистрированных приезжих из других городов и сёл), в 2013 году превысило 1 миллион жителей, или около трети населения республики. Население таких городов-спутников, как Каспийск и Избербаш, за последние 25 лет почти удвоилось. Население городского округа Махачкала официально равно 705 642 человека. Однако реальная нагрузка на изношенные коммунальные сети говорит, что в большой Махачкале реально проживает более миллиона человек. Но финансирование города рассчитывается исходя из цифры в 705 642 человека. Однако проблемой Махачкалы является не только это. В городе практически нет реального производства или перерабатывающей промышленности. Здесь только торговля. А если и есть реальный сектор, к примеру обувной, то он предпочитает оставаться в тени. Виной всему удушающие налоги, которые делают производство нерентабельным. Отсутствие больших производств приводит к отсутствию больших налогоплательщиков. Ещё плачевнее эта ситуация выглядит, когда выясняется, что часть налогоплательщиков перерегистрировала свой бизнес в Татарстане и платит налоги в Казань.

***

И, возвращаясь к мероприятию, с которого начал, хочу поблагодарить его организаторов за весьма достойных экспертов. Особенно хотелось бы отметить приезд Майи Ломидзе, исполнительного директора Ассоциации туроператоров России. Послушал её с удовольствием. По завершении мероприятия пригласил ее на свой проект «Аутодафе», где смог задать ей интересующие меня вопросы.

И опять же выражаю сожаление о том, что таких экспертов слушали единицы.