Фото_к тексту

То, что случилось на этой неделе на границе Кизлярского района Дагестана и Шелковского района Чечни – это, прежде всего, повод задуматься о том, что происходит, и что с этим делать. На мой взгляд, в этой истории высветился целый клубок проблем, с которыми живёт дагестанское общество. Эти проблемы уже больше не получается не замечать, они входят в острую стадию болезни, но самое нехорошее, что с этими проблемами у нас не знают, что делать.

Магомедтагир Муртазалиев

Я думаю, что сейчас не имеет смысла пересказывать всё, что произошло на границе Дагестана и Чечни – просто попробуем рассмотреть какие-то знаковые моменты. Ну, во-первых: какой была реакция людей на известие о приграничном знаке? Она была быстрой, и это было искреннее возмущение. Никто не стал проверять, насколько правдивы сообщения инстаграм-пабликов. С другой стороны, никто не стал аргументировать, почему вдруг участок, за которым десятилетиями смотрели дагестанские дорожные службы, участок, на котором десятилетиями стояли магазинчики, кафе, автомойки и прочий малый бизнес дагестанцев, вдруг стал чеченским. А между прочим, налоги со всей этой деятельности всегда платили в Кизлярский район.

При этом официальные источники явно отставали по оперативности. И даже когда на независимых ресурсах на эту тему набралось уже по несколько тысяч комментариев, официальной информации всё ещё не было. И это самая большая ошибка. У граждан не было альтернативной точки зрения. А так нельзя! В этом случае у людей создаётся мнение, что позиция независимых пабликов единственно верная. И вот мы подошли к тому, что Чеченская Республика из-за вот таких действий в сознании дагестанцев из соседней братской территории превратилась в агрессивного соседа, который готов отобрать всё что захочет, и никто ничего ему не сделает. Добавим к этому ингушские события, и вот мы видим, как любые движения из Грозного теперь смотрятся как элементы вражеского заговора. Ну а то, как по «братски» председатель чеченского парламента Магомед Даудов приехал в Кизляр с агрессивной риторикой, с бронированными джипами и вооруженными до зубов «космонавтами» – это очень показательно. И слава Богу, там был человек, который ему ответил так, что за Дагестан испытали гордость многие. Кстати, об этом человеке за эти дни высказывались многие – хочу сказать то, с чем все согласны – он шел защищать свою землю, а не забирать чужое. Он разговаривал с Даудовым уважительно на «вы». При этом Даудов, который в два раза моложе него, позволил себе перейти на «ты», что характеризует самого Даудова, а не этого простого дагестанца.

***

Ещё один аспект этой истории: почему в этом случае молчали лидеры общественного мнения? Все увидели, что чеченские подарки оказались троянскими конями и решили не вмешиваться? Понятно, что идти вразрез с общественным мнением не хочется, но у правды не бывает национальности, и правду не определяют большинством голосов! Мне жаль, что в Кизляр не поехали те, кто обязан был сказать своё слово. В этом случае мы увидели бы, что за их словами стоит хоть что-то. Ну а то, в какой роли попытался выступить Магомед Исмаилов, даже говорить не хочется. Чем окончательно портить себе репутацию, лучше было бы молчать и дальше. Понятно же, что парень живёт на чеченские деньги.

А от лица дагестанцев говорили руководитель Администрации Главы и Правительства РД Владимир Иванов и тот крепкий мужик, который разговаривал с Даудовым без страха и сомнений. И всё-таки, к каким выводам подталкивает произошедший в Кизляре инцидент? Эта история говорит о том, что дагестанцы очень большие патриоты своей малой родины и готовы её защищать в любой трудной ситуации. Но это простые дагестанцы, а не инста-звёзды с тысячами и миллионами подписчиков.

Эта история говорит о том, что в Дагестане есть гражданское общество, и его потенциал нужно использовать на то, чтобы сделать нашу землю лучше, чище, комфортнее. Это показало, что у нас, дагестанцев, есть свои ценности, и правильнее было бы к ним относиться с уважением. А ещё очень важно разговаривать с обществом, и если кто-то заблуждается, то нужно спокойно и терпеливо говорить об этом – люди обязательно его услышат. История с межеванием границы не закончилась, мы ещё много чего узнаем и услышим. Важно, чтобы мы научились решать спорные вопросы спокойно и справедливо, без суеты и нервов.

***

И ещё один вопрос, который никак не получится обойти стороной. Речь идёт о приезде блогера Ильи Варламова в Махачкалу. То, что этот человек ненавидит Дагестан и дагестанцев, ни для кого не новость. В конце концов, это чувство взаимное. Вопрос в другом: что полезного про Махачкалу может рассказать Салману Дадаеву Илья Варламов? Он знает про Махачкалу что-то, чего не знает Дадаев? У Варламова есть идеи, как изменить Махачкалу? Или у Варламова есть какой-то практический опыт по преобразованию городов? Я думаю, что ответы на эти вопросы уже есть у Салмана Кадиявовича. Надо сказать, что по своему основному образованию Варламов действительно архитектор. Он закончил Московский архитектурный институт. К слову, это лучший архитектурный вуз страны. Поэтому в том, что Варламов специалист в этом деле, сомнений нет. Но есть другая сторона вопроса – это ситуация в Махачкале. И чтобы её знать, наверное нужно изучить город не только с точки зрения его неубранных улиц. А ситуация с уборкой, кстати, не случайна – у нас на уборку Махачкалы выделяется 300 миллионов рублей, тогда как на уборку Грозного в три раза больше. При этом в Махачкале постоянно живёт больше миллиона человек и приезжает на работу тоже масса людей, а в Грозном по сильно завышенным оценкам около 300 тысяч человек. Чувствуете разницу?

Поэтому прежде чем короновать Махачкалу «мусорной столицей России», хорошо бы для себя понять, с какими проблемами сталкивается Махачкала, и может тогда господин Варламов не был бы так категоричен. Однако в прошлый приезд ему не были интересны причины, он просто приехал хайпануть на общей нелюбви к кавказцам. И сейчас его приглашает к себе мэр Салман Дадаев. Возможно, мэр Махачкалы Салман Дадаев выписал блогера для того, чтобы тот помог с изменением имиджа города, хотя какой в этом смысл, если реальных преобразований пока не видно. Ну, допустим, люди купятся на рекламу. А потом они приедут, и увидят, что все не так. И в результате будет только хуже.

По этому поводу в паблике «kavkaz_pravda» было написано: «Расценки Варламова на рынке известны: от 500 тысяч рублей, если работает его автор и САМА звезда не тратит свое время на выезды. Ежели заказчик хочет именно звезду, и чтобы тот был в кадре, и чтобы сам написал (а не только отредактировал за своих творческих наемников), то цена увеличивается на 50%, в которые не входят расходы на дорогу и проживание команды».

Тусующиеся в соцсетях дагестанцы уверены, что «вызов Варламова» – это такая пацанская (и не очень, кстати, умная) ответка местному блогеру Кериму Гамидову, который опубликовал несколько роликов с жёсткой критикой Салмана Дадаева. Надо сказать, что с пиар-службой у Дадаева полный абзац. Чего стоит только это кошмарное интервью на табуретках Мураду Ахмедову. Тот, кто ему подсказал такой выбор, очень сильно подпортил репутацию Салману Кадиявовичу. Когда через несколько дней мы увидели диалог нашего мэра с юристом из «паркнаш», Салман Дадаев был на три головы выше в живом общении. Из чего можно заключить, что Салман Кадиявович умеет держать удар, умеет быть бойцом, но не каждый контекст ему подходит. Пока местная пресса к мэру добра, и самые злые языки и перья республики не утюжат его, как некоторых предшественников, но так будет ещё не долго. Пройдёт совсем немного времени, и к Кериму Гамидову присоединятся другие. И когда посыпятся вопросы, что, собственно говоря, им сделано за время мэрства, Варламов ему не поможет. Обзаводиться союзниками на информационном поле ему нужно уже сейчас.

***

Махачкала – город проблемный, но живой. Здесь можно многое сделать, и результат будет очень интересный. Мы пока не знаем, что сказал Дадаев Варламову, а Варламов – Дадаеву. Не удивлюсь, если ничего из этого разговора не вышло. Варламов Дагестану не друг! Он всем своим существом так же, как и Латынина, ненавидит дагов и вообще кавказцев. И это надо принимать как факт. Этого не изменить. Варламову друзья только деньги, которые он может заработать. И в этом плане он никого не обманывает. Его расценки ни от кого не скрываются. Возможно он даже налоги с них платит.

Но Махачкале нужны реальные меры и неординарные идеи по наведению порядка. Ведь как ни крути, глубина падения у нас просто критическая. Мы в своём роде уникальны – с такими проблемами не сталкивался ни один город России. Не думаю, что можно обойтись без сноса зданий и отъёма незаконно присвоенной земли. Не думаю, что получится приводить этот город в нормальное состояние, не вступая в конфликты с определенными силами, и при этом не обзаводиться союзниками и друзьями. Мэр Махачкалы в данных обстоятельствах – это не просто хозяйственник, а политик. Пока самостоятельные шаги нашего мэра мне не очень понятны. Надеюсь, что это только первые шаги большого замысла по приведению Махачкалы в состояние города, за который не стыдно.