Фото_к тексту

У любой медали или монеты есть две стороны: аверс и реверс. И одна неотделима от другой. И если уж говорить правду, то нужно делать это, показывая и лицевую, и оборотную часть. Либо вообще ничего не говорить. На прошлой неделе все дагестанские паблики в социальных сетях рассказали о том, что Рамзан Кадыров в своём интервью местной журналистке весьма критично оценил роль Имама Шамиля в истории чеченского народа. Как на это отреагировали в Дагестане, представить себе нетрудно.

Заур Газиев

Прочитав внимательно интервью, я не увидел неправды в словах Кадырова. Просто в его истории выпадают очень важные детали, которые объясняют всё произошедшее несколько иначе, чем он пытается сделать. Мы увидели классическое жонглирование фактами. С другой стороны, он не сказал ничего такого, что нам было неизвестно. Но возмущало даже не это, а именно враждебность, с которой он говорил. Так поступают только с теми, кого хотят обидеть. И это у него хорошо получилось, он достиг своей цели.

***

Если человек родился в Дагестане, живёт здесь; если проходил в школе историю Дагестана, то, наверняка, знает, что имамат Шамиля распространялся не на всю территорию нашей республики. Имам Шамиль, безусловно, герой, но герой, прежде всего, аварский и для аварцев. В этом плане нет никаких «мы». Я даргинец и ко мне эта история отношения не имеет. В конце концов, каким человеком был Шамиль – это дискурс, касающийся только авароязычных, и больше никого. И уже сами пусть объясняют себе, почему человек двадцать пять лет посылал на русские штыки соплеменников и союзников, а потом в результате пленения сдался, переехал в Калугу, получил дворянство и прочие бонусы от императора. С другой стороны, в течение 25 лет, пока длилась война, понятно, что и Шамиль изменился. Он терял близких, видел предательство, сталкивался с героизмом людей и их слабостями, он оказывался перед тяжелым выбором и его последствиями. Он был на войне, и там много чего происходило. Поэтому нашим аварским соседям нужно определиться, какой период из жизни Шамиля они считают героическим. Когда он объявлял газават империи, размеров и мощи которой даже не подозревал, или же период, когда он оказался пленён? А, может быть, есть какой-то иной период? Ведь было и такое, когда он писал верноподданнические письма императору. Кстати, эти письма хранятся в библиотеке конгресса США.

Ещё раз повторюсь, это вопросы, на которые, посмотрев здраво, должны ответить сами аварцы. Думаю, что участие посторонних тут не требуется. У аварцев достаточно здравомыслящих людей, чтобы, не уходя в догматы, занять адекватную здравую позицию. Но в отличие от даргинцев, чеченцы тоже были частью той истории. Они входили в Имамат и отдавали свои жизни за идею, поэтому Рамзан Ахматович от лица чеченцев имеет право ставить вопросы, пусть и риторические. Даже если его выводы из этой совместной истории кому-либо не нравятся.

***

И в этом самом месте для меня начинается самое интересное. Почему вдруг Рамзан Ахматович с такой уверенностью озвучил эту точку зрения. Всё просто. Такие вещи делаются тогда, когда люди вас не уважают. Почему это произошло, мне тоже понятно. Мы прекрасно помним, как очень многие дагестанцы бегали в Грозный за «Приорами», за денежками, за айфонами, а некоторым делались подарки и подороже. И после этого они вполне закономерно растекались от восхищения Рамзаном Ахматовичем! Они кричали, писали, вещали о том, как чисто и красиво в Грозном, как им нравился жесткий тип правления в Чечне! Как прекрасен «наш брат Рамзан»! Они много раз с наигранной тоской исполняли страдание по поводу того, что Рамзан не наш президент, а чеченский. Они продавались сначала задорого, а потом и вовсе за три копейки, и даже не стеснялись этого! И конца-края этому не было! Они не думали про гордость, про самоуважение, про то, как после таких поступков будут воспринимать Дагестан! И фоточки с Рамзаном, и подлизонские визиты дагестанских чиновников в Грозный, и вопящий в микрофон Тагир Тагиров, что «Цумада с вами, Рамзан Кадырович!» И всё это время из Грозного давались деньги, бонусы и плюшки. И вот за эти все бонусы и плюшки товарищи из Дагестана исполняли любые номера по желанию из Чечни. О гордости никто не вспоминал! Никто! Что после этого должны были думать о нас чеченцы, живущие в Чечне? Они же не разделяют нас на даргинцев, аварцев, кумыков, лакцев… мы все для них куча попрошаек! Вы же ещё не забыли, как кричал на соревнованиях в Питере Патриот после проигрыша его бойца на дагестанского спортсмена: «Пид…с, радуется, как будто мир выиграл»! И какова была реакция этого бойца тоже, наверное, помните?!

Я не считаю, что нужно бить морду или устраивать базар, тем более когда силы явно неравные, но хотя бы не целовать в дёсны своего обидчика ведь можно было! И как, скажите, они после всех этих историй должны относиться к дагестанцам? После такой продажности, покорности, готовности за деньги сносить любые оскорбления, уважительного отношения быть не может!

Рамзан Кадыров говорил об Имаме Шамиле весьма неуважительно не просто так! У него не было причин считаться с чьим-то мнением, потому что до этого момента к нему из Дагестана приходили только те, кто готов был стерпеть за деньги всё! И что мы видим в ответ? Понятная отповедь прозвучала только от Абдулрашида Садулаева. Да и то иносказательно. И после всего этого какие-то «патриоты» звонят Рамзану, чтобы тот сказал им, что никого не хотел обидеть. Согласитесь, в итоге получается ещё хуже. Лучше бы вы молчали! «Патриоты» выглядели как продажные тряпки, а Рамзан как человек, который не знает, куда может завести его язык. Хабиб Нурмагомедов сделал самое умное, что можно было сделать в этой пикантной ситуации, просто отмолчался. К слову сказать, Крид и Тимати в прошлом году дагестанцев не оскорбляли, но им повезло несравнимо меньше. Правда, Хабиб тогда был на год моложе. Взрослеет.

***

Проблема Рамзана Кадырова в том, что он на самом деле очень давно не сталкивался с таким явлением, как противоположная точка зрения. Привыкший к согласию во всём и к полному подчинению в Чечне, он никак не ожидал такой мощной реакции от аварцев и не только. Как оказалось, дежурные даговские жо…зы – это одно, а гордые горцы – это совсем другое. И вот в течение нескольких часов из героя Рамзан превратился в человека, которого ненавидит огромное количество людей, и ненависть свою они не скрывают. После того, как Рамзаном был записан первый ролик для Инстаграма, последовал и второй, и третий. И не было никого рядом, кто посоветовал бы ему остановиться и не делать этого. Во-первых, с его стороны это было предельно несолидно. Он как будто забыл, что он руководитель республики, и ему по статусу не положено спорить с хейтерами. И вот уже под рамзановский замес идут спортсмены, выставляющие на свои аватарки фотографии топлесс. А таких в Дагестане тысячи. Затем идут оскорбления женщинам и т.д. И здесь уже маслиатчики и миротворцы, типа Булача Чанкалаева, выглядят просто национал предателями и коллаборационистами. В комментариях вообще началась сущая дичь. Насколько я понимаю, топившего против Рамзана в Инстаграме Шамсудина Гусейнова пригласили в Чечню, дабы вправить мозги. Как это и ожидалось, через некоторое время Шамсудин Гусейнов сразу же стал вещать прямо противоположное тому, что писал до этого. Зато мы узнали, что в Дагестане есть ассоциация «Патриоты», членом правления которой является Шамсудин Гусейнов. Аве Цезарь!

В общем, чем больше говорил Рамзан Ахматович, тем больше он запутывался, и путей к мирному выходу на нулевые рубежи не оставалось. Ну, разве что решалы напрягутся и смогут убедить народ, что белое – это чёрное, а оскорбления – это комплименты. В результате аварцы и чеченцы массово оскорбляли друг друга, ещё больше заводя ситуацию в тупик. А так как с чеченской стороны летели оскорбления всем дагам, то и отвечали не только аварцы; в общем, в соцсетях началась третья мировая война.

Лучше всего, по моему мнению, по поводу имама Шамиля ответил Рамзану Тумсо. Повторять этого человека не буду, у кого есть желание – зайдёт на Ютуб и сам всё послушает. По сути, Тумсо очень точно разложил сравнение Шамиля и Кадырова-старшего. Они ведь были в очень схожих обстоятельствах. Мне к сказанному Тумсо добавить нечего, кроме одного – на этом фоне монологи Рамзана смотрятся совсем некрасиво.

***

Если вспомнить, всё начиналось с интервью Рамзана Кадырова, в котором он, кроме как о Шамиле, говорил ещё много о чём. Но главным там было то, что в банде Басаева и Хаттаба были и дагестанцы. Это некий ответ на празднование двадцатилетия нападения с чеченской территории на Дагестан банд международных террористов. Таким образом, Рамзан Кадыров хочет представить, что во всём виноваты сами даги, и чеченцы к нашим бедам отношения не имеют. Но вот тут тоже следует отделить мух от котлет.

Да, у нас были свои экстремисты, был даже анклав, именуемый Кадарской зоной, но у нас в Махачкале была легитимная власть. И эта власть была вовсе не на стороне экстремистов! При этом мы оказались в откровенной блокаде. Мы помним, как из приграничных чеченских сёл по ночам приходили и угоняли скот, крали урожай и всё, что можно красть. А потом начались массовые похищения людей. Помним, как в Чечне грабили поезда, идущие в Дагестан и из Дагестана, помним, как двоих моих земляков, которые на своём «Камазе» заехали в Ичкерию, убили, чтобы завладеть грузовиком и грузом. Помним, как держали оборону от бандитов в Новолаке и Хасавюрте. Мы всё хорошо помним! Как, впрочем, и хорошо знаем, почему нам пришлось срочно достраивать железную дорогу от Бабаюрта до Кизляра. Да, дагестанцы были в банде Басаева – это чистая правда. Но дагестанцы не устраивали налётов на родильные дома в Чечне, как это было в Кизляре и Первомайске. Дагестанцы не занимались похищением чеченцев, чтобы на этом заработать. И всё это после того, как наша республика приняла во время первой чеченской войны 200 тысяч беженцев! Меньше всего хотелось бы попрекать людей куском хлеба, но в трудный момент им помогали только дагестанцы и ингуши. Россия-матушка посоветовала питаться своей независимостью.

***

Я не сторонник того, чтобы ссориться с соседями. Мы в Дагестане умеем принимать людей такими, как они есть, и не делать врагами тех, кто видит мир иначе, чем мы.

Мы тоже не святые, но история наших ошибок сделала нас мудрее. Мы хорошо знаем, что пачкая дерьмом соседа, чище не станешь. Этот же путь прозрения, видимо, предстоит пройти и чеченскому обществу. Даже не сомневаюсь, что там есть достойные благородные люди. Рамзан, конечно же, всех запугал, но он не вечен. А с соседями налаживать нормальные отношения всё равно придётся – без подкупов, обманов, кражи территорий и прочих некрасивых действий. Но сейчас наши отношения из рук вон плохие. У всего на свете есть две стороны: аверс и реверс. Вы видите то, что хотите увидеть; вы видите то, что вам показывают. Но если вы разумный человек, то вы берёте то, что есть, и находите компромисс.