Фото_к тексту

«Лживые сволочи и неблагодарные твари», – именно так охарактеризовал работников махачкалинской мэрии и споривших с ними горожан один из дагестанских общественников после прошедших во вторник публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки Махачкалы.

Тамерлан Магомедов

«Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что вышеуказанные слова и чувства были главным, что испытывали в итоге друг к другу участники и организаторы прошедших публичных слушаний. Эти слушания представляли собой классический тип скандала в несчастливых семьях. Когда шкодливый муж, многократно обманывавший и обижавший свою жену, наконец-таки решился сделать что-то хорошее для нее. Он долго старался, например, копил деньги и выбирал шикарный букет для своей супруги. Но в финале этого «сюрприза» его жена, совершенно иррационально, вспомнив на секунду всё вранье и обиды, причиненные им когда-то, швырнула этот букет прямо в лицо своего незадачливого мужа, причем в присутствии соседей (журналистов)», – написал экс-кандидат в мэры Махачкалы Арсен Магомедов на своей странице в Фейсбуке.

Злорадный восторг Магомедова в данном случае вполне понятен. Вместо публичных слушаний в зале совещаний городской администрации случился гнусный и постыдный скандал, более напоминавший перебранку глухого со слепым. Уже на первых минутах выступавшего с докладом работника мэрии грубо прервал женский выкрик из зала: «Это нам все зачем рассказываете? Вы нам карту давайте». Пару минут спустя вскочивший с места некий гражданин уже вырывал микрофон из рук работницы мэрии, гневно и красочно рассказывая о том, что некие чиновники вымогают у него деньги. Далее я просто закрыл глаза, наивно надеясь, что когда их открою, то увижу цивилизованную дискуссию, если не культурных и образованных, то хотя бы вменяемых людей. Увы, этого так и не случилось. Потупив взор, я вышел из зала, чтобы не видеть этот коллективный позор, на который обрекли горожан противники городской власти.

***

Удовлетворенно смакуя позорный скандал, организовавшие его общественники разумно предпочли дистанцироваться от разразившейся вакханалии. Чтобы понять причины такого внезапного маневра со стороны людей, претендующих на статус лидеров общественного мнения в Махачкале, достаточно прочитать, что писал Арсен Магомедов в Фейсбуке незадолго до проведения злополучных слушаний в мэрии. «Уважаемые махачкалинцы, еще одна очень важная новость на сегодня!» – почтительно обращается он к горожанам. «Если вы не придете на эти публичные слушания, то завтра не жалуйтесь на мэрию, суды и депутатов, застроят все, как выгодно другим, а не вам».

Боюсь расстроить некоторых коллег по журналистскому цеху, уже успевших с упоением растиражировать информацию о том, что горожане решительно выступили против инициативы махачкалинской мэрии, однако публичные слушания были посвящены внесению изменений в текстовую часть проекта Правил землепользования и застройки города (ПЗЗ). Которые, в том числе, определяют различные зоны высоты застройки в Махачкале. Помимо «Обслуживания жилой застройки» появились «Иные виды», позволяющие строить в этой зоне магазины, спортивные объекты, объекты транспорта. В феврале 2019 года также были внесены такие зоны как «Благоустройство территории», позволяющие горожанам заниматься благоустройством прилегающих к домам территорий, и «Специальная деятельность», в рамках которых планируется размещение мусорных контейнерных площадок.

***

Самыми важными изменениями, которые мэрия предложила для обсуждения горожанам, стали параметры, которые застройщик обязан соблюдать при жилищном строительстве. Предлагается ввести правило, чтобы в зонах жилого строительства высотность будущего здания напрямую зависела от площади участка, планируемого под застройку. Были озвучены и четкие расчеты, утверждение которых позволит любому горожанину с легкостью (буквально на глаз) оценить, насколько законно возводится та или иная постройка. К примеру, для индивидуальных жилых домов предлагается уменьшить минимальный размер участка до 2 соток (раньше был 3). При этом размер максимального участка для ИЖС, наоборот, увеличен до 20 соток. Особо регламентировать чиновники хотят и многоэтажное строительство. Для этого предлагается прогрессивный расчет площади участка относительно предполагаемого количества этажей. К примеру, начиная с 3-го этажа многоквартирного жилого дома, каждый новый этаж предполагает увеличение земельного участка на 2 сотки.

Для горожан предусмотрели даже такие исключения из правил, которые в случае неукоснительного исполнения могли привести к необходимости сноса до половины жилого фонда города в зоне ИЖС.

***

Не секрет, что у многих махачкалинцев дома были построены задолго до принятия Правил землепользования и застройки города 2016 года, что приводит к проблемам при реконструкции городских улиц. В прежней редакции прописаны отступы по 3 метра от смежных участков и 5 метров со стороны дороги. Но фактически у многих дома уже возведены вплотную к дороге, и сносить их, наверное, просто бесчеловечно. Для таких случаев и предлагается сделать исключения в правилах, которые позволят сохранить уже построенные с нарушениями дома. Уверен, что тысячи горожан вздохнут с облегчением, если такие поправки будут приняты. Но присутствовали ли они на этих публичных слушаниях?

В случае, если хотя бы половина присутствовавших в зале горожан вслушалась бы в то, что им пытались рассказывать с трибуны, и главное – сумели бы понять, что эти нововведения дают, уверен, что они не только единогласно проголосовали бы, но и устроили чиновникам бурные овации. К сожалению, никто никого в зале не слушал и уж тем более понимать не собирался. У микрофона столпились несколько десятков человек, которые превратили публичные слушания в трагикомичный «прием населения», озвучивая личные вопросы, не относящиеся к теме.

***

«Кто виноват в таких случаях?» – рассуждает по этому поводу в своей публикации Арсен Магомедов и тут же озвучивает однозначный вывод: «Сказать сложно, но очевидно, что администрация города сама приложила руку к тому, чтобы ей «швыряли в лицо» ее же труды». О том, что именно он созвал в мэрию всех недовольных чиновниками горожан, общественник почему-то не написал, продолжив изобличать мэрию в том, что она якобы не желала запускать в зал всех желающих. «Начался скандал, активисты движения «Городнаш», успевшие пройти в зал, потребовали от организаторов не начинать слушания, пока не пройдут все, показывая им видео по Ватцапу, как регистраторши спешат скрыться от толпы в фойе. К своему достоинству, организаторы согласились с этими требованиями и отложили слушания до окончания регистрации всех желающих. К регистраторшам прибыло пополнение в лице еще трех девушек, и к 17:30 большинство желающих прошло в актовый зал», – все же написал он.

***

Конечно, здесь можно рассуждать о том, кто вообще прав; о том, кто прав чуть больше некоторых; о том, кто прав больше, чем все остальные. Однако суть останется неизменной. При большом желании можно собрать на публичные слушания и все население города. В политической практике это называется референдумом. Правда, напомню, что даже результаты всенародного референдума не спасли СССР от развала. Основываясь на заявлениях независимых наблюдателей, в качестве которых на последних выборах участвовали и многие из собравшихся в зале городской администрации персонажей, осмелюсь предположить, что при желании власть сумеет согнать не меньшее число «горожан», чем противостоящие ей общественники. Вопрос только – для чего?

***

Не опускаясь до рассуждений о возможной мотивации стоящих за случившимся скандалом общественников, констатирую только одно: гражданское общество в республике и непосредственно в Махачкале деградировало. Созданные и «на бумаге» функционирующие при каждом министерстве и ведомстве так называемые общественные советы оказываются на слуху неизменно лишь в двух случаях: когда их созывают и когда их переизбирают. Все остальные годы (!) про их существование ничего неизвестно. Набравшись наглости, я даже полез в Интернет, найдя упоминания о том, что в Махачкале существует Общественная палата! В ней 28 человек, и у них даже есть электронная почта, по которой с ними можно попытаться связаться. Пробно написав по обозначенному адресу, надеюсь, что эти прекрасные люди все-таки отзовутся. А люди там, действительно, замечательные.

К примеру, Сергей Альбертович Цветков возглавляет комиссию по обеспечению законности, правопорядка и общественному контролю. Как оказалось, есть и такая комиссия, и Цветков, вроде, человек с богатейшим опытом. Так почему же хотя бы его не было в зале?!

К сожалению, кроме Хана Баширова ни одной знакомой фамилии среди членов Общественной палаты Махачкалы я не увидел. Но почему? Почему палата есть, а общественников в ней нет? И вот здесь уже вопрос к руководству города: может, пора обновить состав, ввести туда подлинных общественников и проводить все публичные слушания с их участием? Такое решение, как минимум, позволит избавить общественников, желающих быть услышанными городской властью, от необходимости сгонять толпы горожан в мэрию. А самой мэрии это позволит проводить слушания хотя бы в относительно цивилизованном формате с участием, к примеру, 28 человек, а не взирать в ужасе на огромную галдящую и слабоуправляемую толпу, где каждый вопит о чем-то своем. Тем более что Арсен Магомедов сам написал о готовности войти в состав градостроительного совета при главе города.

«Почему вы никого из компетентных специалистов и ярых градозащитников (намекая на себя, Анохину, Ибрагимову Мадину и других городнашевцев) не пригласили на предварительную встречу о новых правилах землепользования и застройки? Ведь очевидно, что сейчас больше всего шума поднимают городнашевцы, и горожане в этих вопросах доверяют им больше всего. И, очевидно, что вам нужно работать с этими «источниками» волнения в первую очередь (успокоив нас, вы успокоите и большинство горожан). Что вы для этого сделали?! Почему вы до сих пор не пригласили в состав градостроительного совета ни одного из известных городнашевцев (хотя кулуарно делали такие предложения мне и Мадине)?!

Вы боитесь нашей независимости, но одновременно хотите нашей лояльности и того, чтобы мы объясняли народу ваши действия. Так не бывает!» – пишет Арсен, прямо и чистосердечно признаваясь в том, что вполне готов быть лояльным к мэрии и даже сглаживать ее просчеты в глазах населения, если его все-таки введут в кулуары власти.

***

Понимая, что скандал в мэрии уже, наверняка, лег в виде аналитической справки на высокие столы в администрации Президента России, где в последнее время очень болезненно воспринимают любые известия об общественной активности, напомню нашим чиновникам комментарий известного журналиста Александра Невзорова относительно протестов в связи с выборами в Мосгордуму. Заявив о своем непонимании резкого негатива со стороны власти в отношении псевдо независимых кандидатов, которые не представляют никакой опасности для государства, Невзоров сказал о том, что, будучи засосаны в недра государственной машины, они будут полностью ею обезврежены. «Власть знает свою способность переваривать все, что попадает в ее утробу. Она знает, что ей по зубам любой. Она знает, что каждый, кто попадает в эту систему, становится ее частью. Так для чего же делать из них смертельных врагов?» – подытожил Невзоров, и я вполне с ним согласен.

Переварите их, наконец! Введите хотя бы в Общественную палату!