Фото_к тексту_www.news.vse42.ru

«Буду ненавидеть, если смогу, а не смогу – буду любить против воли». Овидий

На этой неделе меня догнала парочка белодомовских историй, от которых я просто выпал в осадок. И здесь я не хочу говорить ни о ком из тех, кто в этом принимал участие. По мне, так всех в один мешок – и утопить в Каспийском море! Когда творится такой капец, всё кончится вполне предсказуемо: местных выгонят взашей и привезут варягов. И, честно говоря, правильно сделают! Происходящее сегодня – это просто иллюстрация того, как неправильно распоряжаются властью, деньгами и возможностями люди.

Заур Газиев

Дагестан три недели колотило от эскапад Рамзана Кадырова, и социальные сети сотрясались от дагестано-чеченских взаимных оскорблений. Но при этом мы так и не услышали от информационного управления ни единого слова, которое хоть как-то должно было обозначить официальную позицию. От Миннаца я также не добился даже обтекаемого заявления о том, что нужно проявлять сдержанность и не уходить в оскорбления и нецензурную брань.

Три недели не было никаких признаков сознания, пока Владимир Васильев сам не сказал то, что нужно говорить в таких случаях. Это всё, что нам нужно знать об информационной политике в республике. Но вот по части аппаратных игр, состряпывания протоколов, странных постановлений и хамства по отношению к журналистам – у нас с этим всё в порядке! В республике, которая находится в зоне риска постоянного возникновения очагов экстремизма и терроризма, где реагировать нужно моментально, мы имеем штат, забитый интриганами. Как я уже писал чуть выше, всё неминуемо идёт к тому, что выгонят всех местных и привезут татар. Говорят, Артём Здунов больше 15 минут с дагами не разговаривает, думаю, правильно делает. Наверняка, насмотревшись на наши интриги, подставы и прочие подлости по отношению друг к другу, решил держаться от этого подальше, как от чумы. О том, что думает по поводу нравов дагестанских чиновников Владимир Васильев, даже предположить боюсь…

Люди гадят друг другу даже не за деньги, а из спортивного интереса, или, как в нашем случае, чтобы скрыть свою неспособность заниматься реальной работой. Как говорил один умный человек: «В Дагестане, чтобы получить 100 рублей, люди готовы нагадить на 10 000». И когда всё это закончится – неизвестно. Если бы я свято не верил в то, что всё пройдёт, я бы подумал, что эта история никогда не закончится.

***

Должны ли чеченцы нас любить? Имам Шамиль отправлял чеченцев на русские штыки так же, как отправлял аварцев. Этнические дагестанцы, работавшие в НКВД, участвовали в выселении чеченцев из их родовых домов. Это очень некрасивая история, но там никто не спрашивал, хотите вы это делать или нет. Там был отдан приказ, и люди в форме его выполняли. У людей, надевших форму, нет национальности – там есть только согласие выполнить приказ. Потом дагестанцев вселяли в чеченские дома в Новолаке. И тоже никто не спрашивал, хотели они этого или нет. Людей гнали в течение 24 часов из своих домов, оставляя опустевшие аулы, без всякой надежды на возвращение. Они сами жертвы этих обстоятельств, а не агрессоры. Чеченцам было, конечно же, хуже – их выдворили в холодные степи Казахстана, но не дагестанцы в этом виноваты!

Должны ли чеченцы нас не любить? Земли Ауховского района – это земли кумыкских эндиреев, которые позволили переселиться одному из ингушских тейпов при условии, что те примут ислам. Исторический факт. И если сейчас какая-то часть дагестанцев живёт на землях Ауховского района, который как юридическое образование просуществовал 8 месяцев, кто на чьей земле живёт?

Должны ли мы любить чеченцев за грабежи, похищения людей, за убийства наших бизнесменов, по глупости решивших проехать через территорию Ичкерии?

Должны ли чеченцы нас ненавидеть за то, что в 1994 году в Дагестане приняли 200 тысяч чеченских беженцев? Всё верно. Если ни одно доброе дело не должно оставаться безнаказанным, то мы заслужили ненависть. Хотя в жизни всё сложнее. Ты встречаешь хорошего человека, и тебе нет никакой разницы, кто он по национальности. Другой вопрос, что для того, чтобы в твой дом пришли хорошие люди, твои двери должны быть открытыми. Но хороший человек, сидящий с тобой за одним накрытым столом, и тот же человек в толпе своих зазомбированных соплеменников – разные истории.

Мир – сложная штука, и не бывает простых ответов на сложные вопросы. Иногда нужно оставлять в прошлом обиды и начинать историю с чистого листа. Обида – плохой советчик. Но такое возможно только тогда, когда к этому готовы обе стороны.

Сегодня это не так. Потому попытки челночной дипломатии смотрятся как национал предательство за плюшки и бонусы.

***

Вагон проезжающего через Чеченскую Республику поезда закидали камнями. Стекло разбили. Есть пострадавшие. Отрицать очевидное бессмысленно. Как реагировать на этот посыл? Наверное, даже бесконечной любви не хватит, чтобы принять это как жест доброй воли со стороны наших соседей. Я читаю реакцию дагестанцев в социальных сетях и вижу, как вылезают старые обиды, как возвращается то, что должно было уйти в прошлое. Люди выражают то, что они чувствуют: соседи пользуются своей силой, чтобы откалывать от Дагестана кусочки! И свершается то, на что в Дагестане всегда реагировали особенно остро – несправедливость. Обидно! При том, что нас убеждают, всё законно! Но мы же знаем, что это не так! Но мы не знаем, что с этим делать!

С другой стороны, камень в поезд мог кинуть любой человек: шизофреник или какой-то подросток в результате гормонального всплеска, или оскорблённый в социальных сетях дагестанцами юзер. Возможно всё! Но злополучный камень напомнил историю о том, что такое уже не в редкость в последнее время.

Помните, когда после победы «Анжи» в Ингушетии автобус с нашими болельщиками закидали камнями? Последствия были серьезные: извиняться за своих сограждан приезжал сам Юнус-Бек Евкуров! А здесь нет! Если бы не социальные сети, мы бы об этой истории и не узнали. Даже в Калмыкии, где нас, мягко говоря, недолюбливают, не было такого. Есть ли в этом наша вина – вопрос, наверное, не к нашему Миннацу. Но там говорить на эту тему не с кем. Там все ответы с оглядкой на информационное управление. А чем занято управление, я писал чуть выше. Им не до подобных мелочей. Там серьёзная аппаратная игра против Тагировой. И всё, что я могу, это удивиться: как же ловко Кургенян закинул Рамазану Джафарову на подпись бумажку, которую вице-премьер подписал, даже не разобравшись, в чём дело!

***

И всё-таки, кто для нас чеченские соседи? Друзья? Враги? Братья? А может, это люди, от которых нужно отгораживаться высокими заборами и сводить общение до минимума? Это не праздные вопросы! Есть соседи, которые никуда не денутся, и с ними в любом случае нужно выстраивать здоровые отношения. Понятно, что мы разные. Понятно, что они чувствуют свою силу и сделают всё, чтобы нарастить свои территории за счёт нас.

Но кто сказал, что мы слабаки? Может, главам приграничных районов нужно почаще напоминать, что они подчиняются Махачкале, а не Грозному? Может, прекратить практику заискивающих визитов наших чиновников в Грозный?

С другой стороны, мы видим, что и Рамзану в Дагестане нужно с кем-то говорить. Он, наверняка, тоже понимает, как должны строиться отношения между соседями. Рамзан не вечен, а обиды, посеянные им сейчас, никуда не денутся. И выходить из этой ситуации нужно аккуратно, без оскорблений и лишнего шума.

Мы оказались перед очень сложными экзистенциальными вопросами, и все они увязаны в один клубок. Внутренние и внешние конфликты перепутались так, что уже и не знаешь, с какой стороны к ним подходить. И в этих обстоятельствах умные, мудрые люди, готовые к разумным решениям, – на вес золота. Жаль только, что те, в чьи обязанности входит формирование повестки дня, регулирование информационных потоков, мониторинг новостей и создание позитивного фона, занимаются совсем другими вещами. В конце концов, закон равновесия расставляет всё по своим местам – те, кто должен оказаться на свалке истории, там и оказываются. А чаще всего они падают в те ямы, что готовили для других.