Фото к тексту

Перефразируя известное выражение Пьера де Кубертена, должен сказать: «О, Интернет, ты мир!» Пронюхав о том, что бюджетная медийная сфера окончательно проваливается в глобальную сеть, все вдруг ринулись наращивать там свои информационные редуты. Вслед за «Лезги Газет» и «Заманой» по интернет-кочкам вдруг поскакало и РИА «Дагестан», ставшее на неделе главным ньюсмейкером в дагестанском сегменте Телеграма. Не то, чтобы у них там появились интересные новости. Новостью стала активность самого РИА «Дагестан». Как многозначительно отмечал Сергей Снегирев, единственного в республике информационного агентства!

Тамерлан Магомедов

Собственно новостью стало то, что РИА «Дагестан» выступило в роли инвестора. «Финансовый рынок» дагестанского Телеграма поистине вздрогнул, когда канал этого агентства за ночь вдруг прибавил в аудитории сразу на 10 360 подписчиков. С учетом того, что еще днем подписчиков было всего 350, не заметить такие колоссальные «инвестиции» мог либо слепой, либо дурной, либо руководящий работник, ответственный за информационную политику. Примерно так и случилось. Однако на фоне тотальной глухослепоты ответственных (или не очень) государственных деятелей зашевелись независимые дагестанские телеграмеры, неожиданно ощутившие затылком влажное дыхание бюджетных конкурентов.

***

Проведя собственное небольшое расследование, владелец одного из популярных Телеграм-каналов заявил, что автором накрутки 10 тысяч ложных подписчиков для Телеграм-канала РИА «Дагестан» стал сотрудник Администрации Главы и Правительства республики Т. Камалудинов. Другой Телеграм-канал, подключившийся к обсуждению, быстренько сопоставил размер возможных бюджетных вложений. В рублевом эквиваленте оказалось совсем немного. Стоимость новой «аудитории» Телеграм-канала РИА «Дагестан» вместе с ее активностью в виде просмотров оценили всего лишь в 3 тысячи рублей в месяц.

«Работа выполнена и возиться с реальной раскруткой и кропотливой работой не надо, а то, что большинство государственных СМИ Дагестана давно находятся ниже дна, не имеет значения», – отозвались в своем канале явно позавидовавшие успеху РИА «Дагестан» злопыхатели. И я должен с ними не согласиться. Ведь одним таким мощным рывком РИА «Дагестан» сразу переместилось на вторую строчку по количеству подписчиков среди дагестанских Телеграм-каналов. И хотя понятно, что на самом деле там никто ничего толком не читает, однако формальное наличие подписчиков и просмотров позволяет РИА «Дагестан» претендовать на жирный кусочек бюджетного пирожка, который предположительно свалится с полки в будущем году.

***

Как мне шепнули на днях добрые люди, принципы распределения бюджетных средств среди дагестанских госсми уже в скором времени могут кардинально измениться. Годами сложившаяся система, когда в бюджет закладывались бесконечные расходы на газетную бумагу и типографские услуги, уходит в прошлое. Государство сегодня желает оплачивать только результат в виде конкретных материалов на заданные темы, которые наберут достаточное количество просмотров в интернете. Правда, выявлять, кто конкретно просматривал эти материалы, государство пока не в состоянии. Именно поэтому живых дагестанцев можно легко заменить на автоматизированных ботов либо нищих латиноамериканцев, которые будут накручивать необходимую статистику за совершенно прозаичные суммы.

Логика ударившихся в накрутку бюджетных СМИ прозрачна, как слеза младенца, и даже этому самому младенцу вполне понятна. Вы закачиваете в месяц 3 тысячи рублей на раскрутку Телеграм-канала, а затем начинаете извлекать из этого Телеграм-канала (к примеру) по 30 тысяч в месяц за размещение в нем оплаченных из бюджета материалов. Вероятно, что именно по этой причине на сайте «Лезги Газет» в разные месяцы количество уникальных посетителей, словно по мановению волшебной палочки, скачет от 10 до 45 тысяч в сутки. Тренируются, ребята!

На фоне таких шикарных инвестиционных перспектив остается лишь пожалеть «Дагестанскую правду», с руководством которой ответственные работники отрасли о наметившихся тенденциях, видимо, не поделились. Вероятно поэтому у редакции ни подписчиков в Телеграме, ни просмотров на сайте. Хотя может им и нечего бояться? Ведь, несмотря на отсутствие заметных успехов в Интернете, работник этой газеты получил Правительственную грамоту «За вклад в развитие современной журналистики». С чем и поздравляю редакцию! Предположу, правда, что именно эту грамоту коллективу и придется кушать весь будущий год.

***

Интернет вообще становится главным работодателем. На неделе выстрелила новость о том, что сотрудники службы доставки интернет-магазина «Озон» в Петербурге начали забастовку, требуя выплатить положенную им зарплату. Они также были недовольны условиями работы и новой системой начисления зарплат. Позднее работникам пообещали выполнить все их основные требования, однако сама новость о случившемся взорвала Интернет. Интересно, когда лично вы в последний раз слышали про забастовку в России? Вряд ли вы вспомните даже год! И это выходящее из ряда вон событие требует обязательного анализа на государственном уровне.

Своим обывательским умом я теперь только, кажется, понимаю, почему в России упорно не желают развивать экономику. Это опасно для государства. Развитие частных компаний и экономики вообще, как мы видим в случае с «Озоном», приводит к нарождению нового рабочего класса. За отсутствием заводов и фабрик (которые сегодня все находятся в Китае) российскими пролетариями нового времени становятся именно работники службы доставки. Которые эти китайские товары и доставляют! С учётом темпов развития интернет-торговли так и вижу, как курьеры Wildberries и Едостава лет через пять выйдут на массовые протесты в Махачкале, тоже требуя поднять зарплату и обеспечить достойные условия труда. И это реальная угроза, ведь дагестанское общество все более ощутимо беднеет. А значит и вероятность протестов растет.

***

О том, как ударит по карману дагестанцев недавно проведенная в республике переоценка кадастровой стоимости недвижимости, мы на днях обсудили с коллегами в дискуссионно-аналитическом центре «Альтернатива». В ходе заседания, которое прошло с участием руководителя «Дагтехкадастра» Александра Беднягина, мы узнали, что всего в республике сегодня стоит на учете более 16 млн объектов. Как земельных участков, так и строений. Стоимость на все эти строения будут последовательно приводить к рыночной. «Дагтехкадастр» для того и создали, чтобы регулярно проводил такую переоценку. А это значит, что и налоги по факту придется платить исходя из рыночной стоимости. Осуждать за это кадастровиков все равно, что ругаться на выстрелившее в тебя ружье. Понятно, что они делают то, что им поручили сверху. А вот наверху, видать, действительно решили строить то самое социальное государство, о котором не так давно рассказывал наш президент.

Но каким может быть социальное государство в России? Только такое, как в СССР, когда все пролетарии были одинаково бедными. И это решение абсолютно верное. Никто ведь особо не злится на Игоря Ивановича Сечина за строительство им нового особняка в виде буквы Ж или за то, что на нем плохо сидит пуховик Loro Piana из последней коллекции. Всех нас злит, когда сосед, владеющий парой продуктовых магазинов, вдруг покупает новую двухсотку. Или, когда родственник из регистрационной палаты строит трехэтажный дом. Социальный протест – это гнев, который выплёскивается не дальше вытянутой руки. Злиться на небожителей, которых никогда и вживую-то не видел, человек практически не способен. Поэтому-то встречающиеся друг с другом в быту среднестатистические граждане должны быть одинаково бедны.

***

И здесь мы вновь возвращаемся к теме госкапитализма по версии Джорджа Оруэлла. Когда наверху общественной пирамиды находится «внутренняя партия», под ней «внешняя партия», а все остальные – жалкие пролетарии. Уже понятно, что прежние региональные правители не являются «внутренней партией» и не могут на этот статус претендовать даже в будущем. «Внутренняя партия» будет делегировать в регионы своих представителей, которых на местах будет обслуживать «внешняя партия» из местных чиновников. Что касается пролетариев, их участь – нищета, а их – задача рожать пушечное мясо, которое для начала запишут в ГТО. Конечно, всех обеспечат школами, поликлиниками и детсадами. Все снова начнут жить в малогабаритных квартирах. Но правильно ли будет называть это жизнью?

***

Чтобы жизнь в социальном государстве все-таки казалась благополучной, необходимы мощные органы пропаганды. Той, что будет доставать до подсознания человека везде, где бы он ни пытался укрыться. В первую очередь, в Интернете, о котором уже написано выше. Однако лишь деньгами пропаганду не построишь. Нужны и духовные стимулы, иные виды поощрения. Те же правительственные грамоты, различные премии, к примеру. Неслучайно я на днях вспомнил про Тэффи. Ну, писательница, которая, поэтесса и мемуаристка. Пошел вдруг гуглить в Интернете подробности ее биографии. И на тебе – нарвался на сайт телевизионной премии. Тушите свет! Ей богу, бедная писательница вертится в гробу. Это же как жизнь несправедлива! Именем человека, ради своих принципов покинувшего Родину, названа премия, которую не так давно вручали Соловьеву, Брилеву и Скабеевой.

Мы тут рассуждаем о том, кому Васильев со Здуновым грамоты вручают за журналистику. А там у них премию имени Тэффи (!) под гром оваций вкладывают в лапки жены Попова, извратившего сам смысл радио и ТВ. Той самой Скабеевой, завидя которую на экране я ощущаю себя покорным работником «внешней партии». Искренне желающим в минуты ее выступлений безжалостно убивать врагов в цветастых вышиванках, топтать их скуластые лица, разбивать их чубатые головы! Но предстает она передо мной отнюдь не в образе оруэлловского Старшего брата. О, нет! В этот миг она – прекрасная Ирма Грезе. Манящая меня своей плетью в ажурные врата рая, над которыми искусный небесный кузнец вывел металлом «Arbeit macht frei».

***

Поистине, труд освобождает. А тот, кто не готов трудиться на благо Родины, не заслуживает ни материального достатка, ни жизни, ни даже доброго имени. Неслучайно, что выступивший недавно с обращением бороться за политические права журналист Юрий Дудь стал предметом внимания на самых верхах. По данным закрытого опроса якобы оказалось, что блогеру доверяет очень большое количество россиян. Естественно, как сказал наш любимый судья Конституционного суда РФ Хасплат Рустамов, государство должно в таких случаях себя защищать! Говорят, в данном случае, защищаться решили классическим методом – просто опорочив Дудя. Что называется, система себе не изменяет! Раз кто-то стал популярный, то надо непременно опорочить. Либо матрас подсунуть, как Шендеровичу. Либо ещё что похлеще.

Хотя, кто знает, может, Дудь еще успеет одуматься, и ему тоже выделят 600 млн рублей на строительство в живописном родном селе «центра по обучению блогеров». И начнет он учить наших юных ютьюберов, как правильно любить Родину, а подлых иностранцев побивать в комментариях. Ведь, как говорится, главное – взять и за ум взяться!