Фото к тексту

Есть вещи, которые невозможно имитировать или создавать искусственно. И среди таких вещей мы можем назвать элиты. Процесс формирования элит не может завершиться в течение одного поколения, это дело двух-трёх, а то и большего числа поколений. И когда прекрасный 3Джи рассуждает на эту тему, мне хочется изо всех сил крикнуть ему: «Тохта»!!! Только не ты! Ты пока ещё просто картинка, за которой нет истории и содержания. Тохтааа»!

Заур Газиев

Не хочу перечислять всё, что я прочитал про этого прекрасного молодого человека на «Кавказликбезе» или «Совести Дагестана». Но я не увидел никого, кто хотел бы за него заступиться. В любом случае, сам виноват в том, что выстраивал отношения только с вышестоящим начальством и игнорировал тех, кто создаёт общественное мнение. Судя по реакции на него, к нему такое негативное отношение, что и спасать там уже нечего. В любом случае нам уже даже не интересно знать, правда ли то, в чём его обвиняют. Может это всё клевета, а может и нет, во всяком случае, насколько мне известно, кое-какие вещи сходятся, хотя, кто его знает, как оно там всё на самом деле. «3Джи стал мозгом сформированной группировки, осваивающей средства на одноименные проекты. Быстро смекнув, что большие бабки – это строительство дорог, и воспользовавшись уголовным делом в отношении Магомедрасула Омарова (Киллер), это юное дарование пропихнуло на должность заместителя Упрдор «Каспий» родственника жены А…а, с которым и пилят бюджеты на строительстве дорог. Все подряды Дагавтодора распределяются только с согласия 3Джи…».

Читаешь и потихоньку седеешь от удивления – оказывается, так тоже можно. Всё же это не Айшат Айсаева, которую пытались пристроить в Управление культуры Каспийска, но это оказалось невозможным вроде как из-за поддельного диплома о высшем образовании. Зря 3Джи начал говорить про элиты. Тут припомнилось всё и про отца, который по версии телеграм-канала «Совесть Дагестана» банкротил махачкалинский торговый порт, а сам сын курил на виду кальян, и раздаёт дорожные подряды своим близким и соплеменникам. Если хотя бы половина из всего, что о нём писали – правда, то этому человеку надо аккуратно паковать чемоданы и уходить. Осман Хасбулатов ведь тоже был золотым мальчиком Васильева, пока вдруг в один день всё не закончилось в аэропорту Уйташ.

***

Но вернёмся к теме формирования новых элит. Не нужно думать, если твой папа был начальником, то ты тоже начальник. В девяностые во власти оказалось много бандитов и их приспешников. А потом они толкали своих наглых деток во власть. И где они теперь? Помним ли мы, кто они были до прихода во власть? Помним! Всё хорошо помним. И даже если их дети уже в парламенте, но параллельно избивают общественников на ступенях Белого дома, никакие это не элиты! Аль Капоне тоже был богат и влиятелен, но время расставило всё по своим местам. Элиты – это ведь не только успешная карьера и деньги, это ещё и система ценностей, это – свой позитивный бэкграунд, без которого пребывание в элитах невозможно. Убийства, воровство из бюджета, хамство, организованная травля, запугивание и насилие ставят крест на продолжении этой фамилии во власти. Шихсаидов, толкающий во власть певиц, это крест на династии. Нет бы толкать человека, за которого хотя бы не стыдно, но в качестве протеже оказалась певица… А если честно, единственное достижение, которое может собой олицетворять Айшат Айсаева, это косметическая хирургия и парикмахерское искусство. Пусть бы и пела, а те, кому она неинтересна, и знать бы о ней не знали, но нет же – она полезла туда, где её недалёкость не просто бросается в глаза, она дискредитирует всех, кто находится рядом.

И в этом плане она не сильно далеко ушла от 3Джи. Он контрастирует с тем местом, которое занимает. Красивая причёска и умный вид – этого недостаточно для того, чтобы быть в числе элиты. В контексте всего этого я искренне сочувствую Владимиру Васильеву, который полагал, что Москва и солидная работа вытравили даговское плутовство из того, кто ему показался способным делать свою работу на цивилизованном уровне. Для того чтобы стать частью дагестанской элиты, нужно нечто большее, чем сидеть на должности и иметь карманы, набитые деньгами. Для этого нужно иметь или хотя бы пытаться создавать свою положительную историю. «Не важно, сколько людей ты убил, важно, как ты уживаешься с теми, кто ещё жив», – говорил один из моих любимых киногероев. Алибек Алиев тоже появился из ниоткуда, но даже в те самые коррумпированные времена он пытался сделать мир вокруг себя хоть немного справедливее. Поэтому у многих осталось к нему очень доброе отношение, даже у тех, кто не принимал и не принимает всё, что связано с экс-главой республики.

***

Нужны ли вообще Дагестану элиты? Нужны! Для любого общества – это обязательная составляющая. Ибо именно они и толкают общество вперёд, мотивируя его, предлагая цели и объясняя задачи, которые стоят перед социумом. Именно элитам принадлежит функция сохранения системы ценностей. Что в этом плане может дать Дагестану 3Джи? Пока ничего. Вот в чём он прав, так это в том, что Дагестану элиты нужны. Я не буду присоединяться к тем, кто вообще называет нынешнюю молодую поросль, ринувшуюся в кадровые конкурсы – коллаборационистами. Я за здравый смысл. Мы должны выживать и обустраивать свою жизнь как можно справедливее и комфортнее в тех обстоятельствах, которые есть. Нужно видеть хорошее, нужно быть благодарным людям, которые несут нам новый опыт, порядок, уважение к закону. Но если это элита дагестанская, то она должна мотивировать человека помнить, кто ты и на чьей земле ты живёшь.

А ещё мы должны понимать, благодаря чьей жадности и неспособности строить справедливые и честные отношения с окружающим миром Дагестаном правят варяги, а не дагестанцы. И здесь у меня нет ни малейшего желания кого-то и в чём-то обвинять, просто мы знаем, что это время пройдёт, и мы обязательно извлечём из него уроки, как извлекли их из девяностых. А сейчас мне просто хотелось бы, чтобы те, кто думает, что он властелин горы, не забывали о тех, кто до него думал точно так же. Но потом за ними прилетали вертолёты, потом были разоблачения и многочисленные рассказы бывших соратников: ах, как же такое можно было делать!

Дагестан – это очень сложно устроенное общество со своими духовными стратами и пониманием того, что можно делать и говорить, а чего нельзя. Честно говоря, умные люди здесь давно научились не строить самые большие дома, не покупать самые дорогие машины и не кичиться своими возможностями. Потому, что в современном мире главенствуют другие ценности. И нам этого тоже не избежать.

***

Жизнь научила меня не ставить штампы на людях, ибо людям свойственно меняться, признавать ошибки, и вообще менять угол зрения – перемены и есть суть всего происходящего в этом мире. Но при этом есть и базовые ценности, которые незыблемы, и именно отталкиваясь от них, мы делаем выводы о человеке. И для нас важно, какой он, как представитель своего малого народа, какой он, как дагестанец. Нам это важно знать, хотя бы для того, чтобы выносить об этом человеке свои суждения. Нам это важно для того, чтобы доверять или не доверять этому человеку.

Мы всегда будем ценить Дагестан за то, что это наша Родина (другой у нас нет), мы будем ценить Дагестан за то, что его основу составляют семьи, роды, тухумы. Мы ценим Дагестан за то, что молодые люди до какого-то возраста не торопятся озвучивать публично всё, что приходит им в голову. Во всяком случае, те, кто планирует жить в Дагестане и не хочет отрываться от своих корней, обычно придерживаются этого правила. И дело не в возрастном шовинизме, дело в том, что мы понимаем ценность накопленного человеком опыта и мудрости. Лично для меня ценность Васильева в том, что он является нашей противоположностью. И возможно, этого педантичного начала нам не хватало. Хотя, чем закончится его правление, и какие выводы из всего этого извлечет дагестанское общество, одному Богу известно. Но думать головой нужно будет в любом случае – чеченцам ведь не привезли в качестве руководителей бригаду варягов. Значит, в Дагестане происходило что-то очень неправильное, что Центр десятилетиями закрывавший глаза на свои окраины, вдруг сильно возмутился и прислал управлять этой территорией людей, которые про Дагестан не знали ровным счётом ничего…

Разговор о новых элитах это серьёзное и глубокое размышление, которое не терпит поверхностности. Это разговор об экзистенциальном выборе, который делает народ на пути к определению того, какое место он отводит себе в будущем и что он определяет для себя в качестве приоритетов.