Фото к тексту

«Единственный праздник, который всегда с нами, это бал-маскарад человеческого лицемерия» Э. Севрус

История с истерикой относительно недореконструированной площади говорит о том, что у людей, которые руководят Дагестаном, должны быть стальные нервы. Проблема же не в том, что чего-то недоделано, а в том, что есть категория граждан, которым нужна слава любой ценой. По сути ведь всем на эту площадь наплевать. Кому-то просто нужно быть в центре внимания – и всё! И люди во власти должны это понимать.

Заур Газиев

Природа критики может быть разной. Кто-то критикует для того, чтобы недостатки были исправлены. Кто-то критикует для того, чтобы реализовать свои комплексы. Кто-то это – чтобы освободиться от чувства своей никчёмности и бесполезности. Ну, а кто-то – чтобы хайпануть! И последней категории граждан безразличны последствия того, что они делают. Когда взрослые бабули таскаются по площади, чтобы засветить щели между плитками, – это чистейшей воды психиатрия! Бог с ним, с Фрейдом! И здесь, наблюдая за реакцией на всё это со стороны, хочется сказать людям, которые шокированы происходящим: не обращайте внимания на людей, которыми должны заниматься психиатры!

Интернет – великая сила, но его неизбежным злом является возможность людям с пограничным состоянием демонстрировать своё больное видение ситуации на весь мир. Если раньше у меня они вызывали раздражение, то сейчас мне их просто жалко. У взрослой женщины, обременённой семейными хлопотами, внуками, в конце концов, работой, нет возможности бегать по городу, выискивая, на чем можно было бы подпиариться. Нормальному человеку нужно заработать денег, помочь близким людям, заняться своим здоровьем, да много ещё чем! Нет у нормального человека времени на многочасовое сидение в социальных сетях с целью оставить своё никому не интересное мнение, обхаивая всех и вся. Сколько знаю успешных людей – ни у одного из нет ни времени, ни желания самовыражаться в социальных сетях. Я понимаю, когда есть история с убийством братьев Гасангусейновых, и здесь нужно бросать все дела и высказывать свою позицию. Я понимаю, когда люди объединялись в поисках пропавшей девочки и искали её всем миром. Понимаю, когда речь идёт о защите базовых ценностей, но в остальных случаях подобная активность – это свидетельство психических или психологических проблем человека.

Социальные сети прекрасны для того, чтобы отслеживать умонастроения какой-то определённой части, но никак не всего общества. Мне не жалко, пусть люди пишут всё, что им нравится, но человек, заходящий со стороны, не должен принимать это близко к сердцу. Как, впрочем, и мою точку зрения. Моё мнение – это только моё мнение.

***

И ещё немного о площади. Лично мне идея превратить площадь в парк не очень нравится. Махачкала, где почти нет открытых пространств, лишилась единственной большой открытой площади. И ничего выдающегося в этом нет. Лучше бы всё то же самое сделали на бульваре, который выходит с площади Ленина. Если уж раскопали площадь, то, может, имело бы смысл под ней делать автомобильную парковку для тех, кто приезжает в Белый дом. Ещё интереснее было бы пустить автомобильный поток под площадью, и в конечном итоге снять все вопросы, связанные с автомобильным движением в этой части города. Но это только моё мнение. В конце концов, идей может быть бесконечное количество. Наверное, есть авторитетные люди, которые посчитали иначе.

Однако, что сделано, то сделано. Может быть, в спешке; может быть, не так, как нам хотелось, но то, что должно в итоге получиться, однозначно лучше того, что было раньше. На площадь было выделено 350 миллионов рублей. К слову, на реконструкцию улицы Гагарина в бытность Саида Амирова выделили 9 миллиардов! Тогда по этому поводу никто не возмущался. А уж более нерационального использования денег и придумать трудно. Ни одного подземного перехода, ни одной скамейки, ни одного дерева! Про остановки вообще молчу. Приличного вида остановки у нас стали появляться только при Мусе Мусаеве. Но тогда, в те стародавние амироградские времена, в этом городе жили те же самые люди, что и сейчас. Где были все эти храбрые страстные женщины и мужчины тогда?! Правда, Саид Джапарович мог отправить своих головорезов, и гражданская активность сходила на нет! А сейчас, когда у власти люди, не имеющие здесь тухумов, своей спортивной молодёжи, которая сворачивала бы шеи тем, кто откровенно переходит все границы, можно писать и делать всё, что заблагорассудится. Как это характеризует дагестанское гражданское общество! Пусть не всю, но довольно громкую его часть.

***

Мне в жизни приходилось начинать много проектов. И большинство из них нужно было делать с нуля. Ни одна из первых передач не выходила в том виде, к которому потом мы приходили впоследствии. Любой живой проект – это поиск своего пути, своего формата или формы. Площадь Ленина в Махачкале стала площадкой для эксперимента. И это интересно. Понятно, что люди торопились успеть к Новому году, и это отразилось на качестве. Но в новогодние дни люди приходили сюда на ёлку с детьми, и никто им этот праздник не испортил. За что большое спасибо фирме «Армада». Большое спасибо спортсменам, которые поучаствовали во флешмобе по закладке гранитных блоков.

Люди из мэрии задали очень правильный тренд. Хорошего в этой истории было несравнимо больше. И это хорошее не видят те, кто вообще не способен реагировать на что-то доброе, правильное, полезное. Выложен ногайский ковёр неаккуратно. Ну, ничего страшного, его переложат заново! Возможность такая есть. Чтобы вандалы не ломали скамейки, должны быть установлены камеры слежения. И если такое будет происходить дальше, фотографии дикарей следует вывешивать на всеобщее обозрение, дабы другим было неповадно.

Площадь ещё будут доводить до ума. Главный архитектор Дагестана Незир Гусейнов за день до открытия в эфире РГВК «Дагестан» говорил о том, что состоялось только техническое открытие, что какие-то вещи ещё будут дорабатываться. В такого рода проектах – это нормальная практика. Человек сам всё объяснил заранее. Почему его нужно за это подвергать обструкции? Ну, сказали бы за месяц до открытия, что это техническое открытие, и что дальше? Срач бы начался за месяц до открытия. И всё! И вообще, влияет ли критика общественников на качество работы? Очень сомневаюсь. Государственная машина – это очень тяжелая и неповоротливая махина, которая редко реагирует на какие-то потоки сознания со стороны. Я не говорю о том, чтобы критики не было вовсе. Более того, критика полезна, но критика, а не публичная травля или буллинг.

***

Самое нехорошее в этой истории, что Дагестан предстаёт скопищем неблагодарных орков, которые даже «спасибо» не могут сказать за то хорошее, что для них делается. У кого из тех, кто пробивал деньги на реконструкцию площади, кто занимался лоббированием этой идеи, возникнет желание во второй раз хоть что-то сделать для Дагестана? Люди зайдут в социальные сети, посмотрят, почитают и увидят лютую, чёрную неблагодарность; и что-то мне подсказывает, что помогать дагам никто больше не будет. Имена людей, которые несут ответственность за это, я писать не буду – все их очень хорошо знают! Вопрос в том, почему вдруг с ними начинают заигрывать или вообще оправдываться перед ними? Лично мне не очень понятно. К миру это не ведёт. Они получают подтверждение собственной значимости, у них вырастают крылья на новые подвиги. Умиротворение агрессоров – тактика откровенно провальная во все времена.

И опять же, как выстраивать линию поведения с людьми, которые не настроены на конструктив, должны, наверное, в белодомовских управлениях. Но как там видят подобное положение дел – мне не очень понятно…

***

Нам очень нужны перемены. Мы устали от безумной эклектичной и местами откровенно безвкусной Махачкалы. Проблема ведь даже не в Саиде Амирове, который превратил этот город в то, что мы имеем сейчас, а в том, что у большей части махачкалинцев долгое время не было запроса на то, без чего современный город невозможен. То изменение, которое нам предложили сейчас, – это принципиально иной подход к организации публичных мест в городе. В кои веки площадь будут использовать не только для парадов и пафосных концертов, но и для отдыха горожан. По сути, обновлённая площадь и сквер у памятника Эфенди Капиеву – это весомая добавка к тому немногому, что уже есть. Однако самое странное, что какое-то количество людей агрессивно не хочет этого видеть и навязывает свою позицию другим. Ну, а чтобы продолжать работу в этом направлении и не сломаться, остаётся только пожелать людям, взвалившим на себя эту нелёгкую ношу, стальные нервы. Остальное у них, кажется уже есть.