Фото к тексту_ТАСС

«Трейдер ты или инвестор, аналитик или наблюдатель, об этом понедельнике стоит рассказать внукам». Bloomberg

Самая главная мировая новость недели – это падение цен на нефть и, как следствие, падение курса рубля. Нефть потеряла в цене примерно 30%, рубль примерно 9%. И вот здесь разумные люди понимают, что на самом деле важнее новости нет, потому что от этих процессов зависит не только качество нашей жизни, но вообще будущие политические процессы.

Заур Газиев

Но, впрочем, всё по порядку. Причиной такого жесткого падения цены на нефть большинство специалистов называет разрыв соглашения между Россией и организацией ОПЕК. С самого момента заключения сделки российские компании всегда были против сокращения добычи: это в перспективе не спасает от падения цен на нефть, но они теряют деньги. Результатом этого соглашения стало то, что цены какое-то время продержались, но нефть сейчас всё равно в районе 50 долларов за баррель. И это притом, что наши производители снизили добычу почти на 2 млн баррелей в день. Снижать добычу и дальше – нет смысла. Однако всего за неделю до разрыва с ОПЕК президент Путин собрал всех определяющих нефтяную политику в России на встречу во «Внуково-2». Там он прямо озвучил позицию России. Она заключалась в том, что ущерб от падения спроса должны нести в первую очередь американские производители сланцевой нефти.

Именно они должны пойти на сокращение добычи в США. Сегодня цена сланцевой нефти колеблется в районе 45 долларов за баррель. Низкая цена на нефть вырубит из числа поставщиков углеводородов компании глубоководной добычи нефти в Бразилии, Норвегии и Мексиканском заливе (их себестоимость в среднем 50). Бразилия, кстати, тоже активно пользовалась ситуацией сокращения добычи ОПЕКом и активно наращивала свою в проект добычи. При этом саудиты, которые больше всех сокращали добычу, в этом году начнут вводить в эксплуатацию свой сланцевый проект. Нужно еще учитывать, что сокращаются залежи с легко добываемой нефтью, в таких обстоятельствах выгоднее сокращать добычу при сдерживании цен, нежели делать то, что происходит сейчас. Однако слов из песни не выкинешь – в результате развала сделки Россия в день теряет по 150 миллионов долларов.

***

Шестого марта в Вене на переговорах министров ОПЕК+ министр энергетики России Александр Новак сообщил своему коллеге из Саудовской Аравии, что Российская Федерация сокращать добычу нефти больше не будет. Нефтяные министры стран ОПЕК были потрясены. Наследный принц Саудовской Аравии даже высказал пожелание позвонить Владимиру Путину. Однако пресс-секретарь российского президента дал понять, что Путин вмешиваться не будет. После этого Саудовская Аравия снизила стоимость своей нефти для импортеров на максимальную за 20 лет величину. В итоге в понедельник стоимость фьючерсов на Brent с $50 опускалась на открытии до $31 за баррель. Это минус 30% к закрытию предыдущего дня – самое серьезное дневное снижение с 1991 года, со времен войны в Персидском заливе. Правительство России 9 марта, несмотря на выходной, отреагировало на падение цен на нефть на мировых рынках и ослабление рубля. Центральный банк сообщил, что на 30 дней приостановил покупку иностранной валюты на внутреннем рынке в рамках бюджетного правила. По нему при цене на нефть выше $42,4 за баррель ЦБ в интересах Минфина закупает валюту, а когда цены ниже этой отметки, должен ее продавать (правда, ранее он этого еще не делал).

Данное решение принято в целях повышения предсказуемости действий денежных властей и снижения волатильности финансовых рынков в условиях значительных изменений на мировом рынке нефти, говорится в сообщении ЦБ. Решение о возобновлении покупок ЦБ примет с учетом обстановки на рынках в марте.

***

Россия вместе со странами ОПЕК с 2016 года сдерживала добычу нефти ради поддержания цен и пополнения казны. Но недовольство России вызвало то, что сделка ОПЕК+ также помогает американской сланцевой нефтедобыче, тогда как президент Дональд Трамп использует энергетические рычаги в качестве политического и экономического инструмента. Например, препятствует строительству трубопровода «Северный поток-2» и преследует бизнес «Роснефти» в Венесуэле. В 2016 году, несмотря на возражение нефтяников, соглашение с ОПЕК было вполне разумной временной мерой. То, что цена впоследствии снижалась, несмотря на действие подобных соглашений, не показатель; мы ведь видим лишь результирующий эффект. Вполне возможно, что в противном случае мы вполне могли бы увидеть тот же порядок цен, что и сегодня, только на три года раньше. И здесь мы должны видеть голую правду: уровень зависимости российского бюджета от нефтедобывающей отрасли и цен на нефть не оставлял шансов для иного поведения. Сегодня же у российских нефтяных элит совсем не подавленное настроение. Они полны оптимизма. По самым скромным оценкам, у Российской Федерации влёгкую в районе 150 миллиарда долларов или 9,2% ВВП. Этих денег вполне достаточно для компенсации недостающих доходов от падения цен на нефть до $25-30 за баррель на протяжении 6-10 лет (с учетом поступлений в рамках действия механизма демпфера), – говорится в сообщении Минфина.

Одним словом, есть запас – и он прочный. Но дешёвая нефть, согласно замыслу, будет недолго. Такое падение и даже ниже чем сейчас – это часть плана. По сравнению с кризисом 2008 года, то, что происходит в эти дни, это вообще не проблема.

***

В общем, самые разные источники говорят, что это очередная многоходовочка. Вопрос только в том, как на неё будут отвечать американцы. В прошлый раз мы залетели под санкции и помимо взлёта патриотических настроений получили доллар вместо 30 рублей за 60 с хвостиком. Да и в нынешней ситуации слабых мест у нас несравнимо больше, чем у тех, против кого затеяна вся эта интрига. «Роснефть» в долгах по уши, и для неё вообще дешёвая нефть – это беда. С другой стороны, как Путину реализовывать обещанные социальные обязательства на радость электорату, когда нефть дешёвая? А тут еще на одной чаше весов перепись Конституции, на другой – коронавирус, от которого тоже неизвестно что ждать. Про подлость и непредсказуемость Эрдогана я сейчас писать не буду. Там отдельная история. Но дело даже не внешних факторах, а во внутренних. Деньги, когда их не зарабатываешь, заканчиваются очень быстро. А аппетиты наших элит после знаменитых ютубовских расследований мы себе представляем очень хорошо. Как будет работать российская государственная машина без долларовой заправки и смазки из евро – предсказать трудно.

Ну, и другой вопрос, как это отразится на качестве жизни простых граждан? Подорожает всё! Не только импортное, но и отечественное. Оно ведь изготавливается на импортном оборудовании, а это всегда запчасти, программное обеспечение, комплектующие. Понятное дел, что доллар какое-то время подержат, но потом ведь его всё равно отпустят. Экономику закачают дешёвыми рублями, и мы увидим девяностые во всей их красе. И ещё один нюанс. Советский Союз развалился тогда, когда упали цены на нефть. И американцы это хорошо знают. И мы это хорошо знаем. Революцию не делают голодные – революции делают сытые, которых несколько дней не покормили. Потому нет сомнений, что многоходовочка это ну очень рисковая!

***

«Роснефть» начнет повышать темпы добычи с 1 апреля, когда закончатся текущие договоренности с ОПЕК о сокращении. Предполагается, что в течение двух недель компания увеличит добычу на 300 тысяч баррелей в сутки. И всё это замечательно. Вопрос в том, кто будет покупать это количество нефти! Выбирая между Россией и Саудовской Аравией, американцы всегда выберут последних. Если называть вещи своими именами, у нас началась торговая война со странами ОПЕК и, в частности, с Саудовской Аравией. Потянем ли мы её – большой вопрос. Не нужно забывать, что на шее у нашей страны Сирия, ДНР, ЛНР, Абхазия и Южная Осетия. На фоне суда в Гааге по поводу сбитого Боинга и шествующего по планете коронавируса задача эта будет не из простых. А если учесть, что по старой привычке недостающие доходы от внешнего экспорта нефтяники обычно забирают из наших карманов через повышение цены на бензин, то прогнозы совсем невесёлые. Ещё страшнее будет, когда все цены подтянутся под курс рубля и под тарифы на бензин…

Я начал текст с цитаты из Bloomberg, которой это издательство начало анализ событий недели. Жаль, что сейчас трудно предсказать, что нас ждёт в ближайшие полгода или год, но что-то мне подсказывает, что мы стоим на пороге больших перемен.