Фото к тексту

Информация о том, что реконструкция проспекта Имама Шамиля в очередной раз откладывается, не стала сенсацией. То, что это сложный объект и требует массы согласований, мы знали уже давно, но что всё свяжется в такой тугой узел, никто не догадывался. Прочитав официальную версию событий, мы решили поинтересоваться точкой зрения другой стороны, и с этого момента нам всё увиделось в совершенно ином свете.

Заур Газиев

Начнём с того, что проект реконструкции проспекта Имама Шамиля был составлен в 2015 году. Мэром тогда был Магомед Сулейманов. Сам проект тогда творился на всех парах и выходил в сумму порядка 4 миллиардов рублей. По сравнению с улицей Гагарина за 8 миллиардов рублей тогда эта сумма не показалась завышенной. Хотя некоторые эксперты уверяют, что реально этот же объём работ стоил в разы дешевле.

С тех пор прошло пять лет, и понятие реконструкции улицы уже давно включает в себя нечто большее, чем замена асфальтобетонного полотна. Очевидно, что сегодня те, кто берётся за подобную работу, должны позаботиться и о пешеходных тротуарах, и о прогулочной зоне, и о велосипедных дорожках, и даже, прости Господи, о подземных переходах! Даже несмотря на то, что у нынешнего махачкалинского градоначальника какие-то личные фобии по поводу подземных пешеходных переходов. Так или иначе, задачи у исполнителя этого проекта огромные. Понятно, что подрядчики, заходя в проект, должны были понимать объёмы работ. Именно с такими намерениями начинали работу представители ООО «Иннстройпроект». Они понимали, что сейчас главное – это проектирование работ. А ошибки, допущенные на этом этапе, будут ретранслированы в будущее и исправить их, в принципе, невозможно.

***

22 ноября 2019 года Управление ЖКХ г. Махачкалы провело аукцион для того, чтобы найти компанию, которая составит проект реконструкции. Начальная цена контракта была 17 403 842 рубля. 5 декабря УЖКХ продлевает аукцион ещё на неделю. Желающих браться за эту работу было не так много. К слову сказать, для того, чтобы ООО «Иннстройпроект» стал заниматься этим делом, к его руководителю Рустаму Магомедову лично обращались очень серьёзные люди. На этом аукционе «Иннстройпроектом» была предложена цена – около 13 миллионов рублей. Но почему-то победила компания «Транспроект», которая предложила цену 17 миллионов, что на четыре миллиона больше. Иннстройпроектовцы в этом раскладе заняли лишь второе место.

По закону в протоколе рассмотрения заявок должны быть указаны обоснования, по которым становится понятно, кому и какие баллы достались. Однако никаких данных указано не было. Жалоба на их отсутствие была подана в дагестанский УФАС. УЖКХ исправило ошибку. И тогда выяснилось – в документах «Транспроекта» содержалась недостоверная информация, что и стало причиной, по которой результаты конкурса, по указанию УФАС, были пересмотрены. Жалоба пошла от «Иннстройпроекта». И после этого Рустама Магомедова приглашали к себе на беседу очень важные чиновники с просьбой отозвать свою жалобу, дабы победа досталась «Транспроекту». И в этот самый момент выяснилось, кто и чьи интересы в этой истории лоббировал. Однако всё было тщетно. Победа перешла к иннстройпроектовцам вопреки пожеланиям очень серьёзных чиновников. Наш знаменитый 3G спалился в этой истории с потрохами! И лично у меня нет ни одной причины не озвучивать его присутствие в этом деле.

***

Однако вернёмся к истории с аукционом. Далее должна была последовать процедура заключения контракта. Она, кстати, делится на несколько этапов. Первый этап – когда заказчик отправляет контракт, и, если он устраивает все стороны, то они этот документ подписывают. Если же не устраивает, то имеется возможность составить протокол разногласий. Основной пункт, с которым не согласились предприниматели, был бы очевиден с самого начала, составляй его грамотные люди. Отправляя контракт в марте, от исполнителя требовалось, чтобы все работы по актуализации проекта были закончены до 15 февраля 2020 года. А ещё требовалось получить на всё это государственную экспертизу (на которую нужно как минимум 30 дней). Не согласившись с этим, ООО «Иннстройпроект» отправило протокол разногласий заказчику, а именно УЖКХ города. Надо сказать, что подписание документов такого уровня задним числом ничем хорошим закончиться не может. Тем более брать на себя обязательства, которые невозможно исполнить в такие нереальные сроки. Учитывая, как у нас свирепствовала в последние годы репрессивная машина, сомнительные сделки лучше не заключать. Тем более что здесь невооруженным глазом видна была подстава для бизнесменов.

***

Первой реакцией на эту ситуацию стала жалоба Главе Дагестана на то, что «Иннстройпроект» не хочет заключать контракт на условиях, которые обозначили в УЖКХ Махачкалы. При этом умалчивалось, что «Иннстройпроект» предлагал исправить статьи предложенного договора. На что заказчик отвечал отказом, несмотря на предложенные варианты. К слову сказать, прецеденты исправлений уже имелись, и заказчику об этом очень хорошо известно. И здесь сложилась патовая ситуация, при которой не подписание контракта грозит включением в реестр недобросовестных компаний, а подписание контракта в нынешнем виде – это засунуть голову в петлю.

На сегодняшний день контракт всё-таки подписан! Но вместе с тем подан иск в суд для того, чтобы исключить эти сумасшедшие пункты из договора. Есть решение суда, по которому заказчику запрещено подписывать контракт до разрешения спора. И вот этот спор и вышел на уровень Главы Дагестана. При этом главу не проинформировали о весьма серьёзных недочётах в контракте.

Может, я чего-то не понимаю, но я не верю, что Владимир Васильев даст добро на то, чтобы такие важные документы подписывались задним числом, и, стало быть, поощрялось нарушение процедуры заключения контракта.

И всё бы ничего, если бы проектно-сметные работы уже не начали вестись компанией ООО «Иннстройпроект». Н сегодняшний день выполнен довольно серьёзный объём работ. Если заказчик попытается начать работы с другим исполнителем, то вероятность срыва по срокам исполнения работ равна 100%. Ситуация для всех патовая.

***

Ну, а теперь о сути происходящего. Реконструкция проспекта Имама Шамиля – это огромный дорогостоящий проект. И очень важно грамотно и с перспективой составить план его преобразования. И в этом случае необходимо, чтобы городское видение проекта выходило на первое место. Именно это и предлагают в ООО «Иннстройпроект». По их замыслу проспект Имама Шамиля должен быть восьмиполосным от начала до конца. Против этого возражает Салман Дадаев. По его мнению, бутылочное горлышко после перекрёстка с проспектом Г. Гамидова должно оставаться.

Ещё более странную позицию занял Салман Дадаев по поводу подземных переходов. По его убеждению – это излишества, которые городу не нужны. Напряженный трафик на Шамиля – Гамидова, на Ярагского – Шамиля и на других сложных участках для него не повод создавать подобные объекты. Лучше останавливать многотысячный трафик и заставлять людей бежать на пятой скорости, пытаясь успеть преодолеть это расстояние. У нас снова градоначальник, который мозгами застрял в неизвестно каком году, и ему невозможно объяснить, что технологии ушли далеко вперёд! По ходу дела ему не ведомо, что нет таких подпочвенных вод, которые могли бы помешать строить подземные автостоянки или сухие подвалы, подземные переходы. Новые и не очень строительные технологии позволяют делать это без серьёзных затрат, и ООО «Иннстройпроект» предлагает на протяжении всего проспекта построить шесть таких переходов.

***

Интересные идеи предлагаются по водоотведению дождевой воды с поверхности дороги, по оборудованию велосипедных дорожек. Безусловно, невозможно будет обойтись и без сносов незаконных строений. Если в Дагестане есть желание хоть немного приблизиться к стандартам соседнего Грозного и избавляться от амировского наследия – без сносов не обойтись! Тем более что хозяева этих зданий уже давно их окупили.

Так, к примеру, если автозаправка построена на газопроводе, как с ней нужно поступать? Даже если на этот участок есть «зелёнка». Ещё более сложная история во взаимоотношениях с «Горводоканалом» и электросетями. Эти две прекрасные конторы требуют, чтобы их объекты на проспекте Имама Шамиля перекладывались за государственный счёт. Но по закону на государственный счёт могут претендовать только те компании, которые принадлежат государству. К слову сказать, в проекте 2015 года совсем не учитывался канал Октябрьской революции. А между тем, он пересекает этот проспект и требует особого внимания.

И ещё один пункт, который есть в этом амбициозном проекте, – новое фасадное остекление домов, находящихся на проспекте. А теперь, на секундочку, как мы можем назвать человека, который противится нововведениям, предлагаемым проектировщиками? Вот и я о том же!

***

Мы были свидетелями того, как чиновников, обвинённых в коррупции, сажали с мешками на головах в самолёт, и думали: то, в чём их обвиняют, повторяться не будет, правила теперь будут честными и прозрачными. Однако мы видим, что начинает повторяться то же самое, что и до прихода Владимира Васильева. Если сейчас, когда речь идёт о 13 миллионах рублей, началась такая грязная война за этот проект, что будет тогда, когда речь пойдёт о миллиардах на реконструкцию улицы? Ну, а там уже, наверняка, топчутся на пороге татарские компании…