Фото к тексту

Прочитав письмо в защиту Минздрава Дагестана, я чуть не подпрыгнул до потолка. Я понимаю, что Ильману Алипулатову нет разницы, сколько людей погибло и сколько ещё погибнет из-за полной неспособности руководить отраслью министра Гаджиибрагимова, но перекладывать вину ведомства на всех остальных, кто прямо указывает на виновных, – перебор даже для него. Этого письма никто не заметил только потому, что Рамазан Рабаданов сделал своё полубезумное заявление.

Но, с другой стороны, когда облажались даже те, от кого этого не ждали, уже ничему не удивляешься.

Заур Газиев

В отличие от всех блогер Дибир вроде бы понял, что навалил целую кучу, хоть и без запаха. По простоте душевной он даже признался в этом в своём чате-рулетке. И вот растиражированная история потери его нюха полетела по Интернету, вызывая у кого отвращение, у кого смех, у кого раздражение, а у кого-то сострадание. По отношении всех остальных обделавшихся такого разброса чувств не было. Дибир в силу своего невежества и недалёкости говорил вещи, которые нанесли вред нашему обществу, но он это делал по глупости. И любой человек с опытом мог просто посмотреть его видосики и понять, насколько вообще этот человек может выступать в качестве эксперта. В конце концов, поняв, что у него коронавирус, он хотя бы заявил об этом, и у людей, находящихся рядом с ним, был выбор, как себя вести.

Но вот поведение нашего министра здравоохранения – это трэш! За полтора месяца до эпидемии они уже проводили совещания и заверяли, что у нас всё в порядке. Да Бог с ними, с этими заявлениями, они могли просто молча делать всё, что нужно. Министр Гаджиибрагимов мог сообщить об этом Главе Дагестана Владимиру Васильеву, и все необходимые деньги были бы найдены. Нашел же сейчас Артём Алексеевич Здунов финансирование для наших медиков. Ни на секунду не сомневаюсь, что председатель Правительства сделал бы это и месяц, и два тому назад.

Преступное молчание дагестанского Минздрава сегодня мы не можем оценить деньгами. Цена непрофессионализма и несостоятельности нашего министра – это, прежде всего, жизни наших сограждан и, в первую очередь, наших врачей.

***

И чем лучше Алипулатов, распространяющий заявление в защиту Минздрава, по вине которого погибают люди? За то, чтобы уложить больного человека в больницу, на днях просили 75 тысяч. Это преступление! Но такого не было бы, если бы министр выполнил возложенные на него обязанности. Хотя, по сути, это экзамен на выживаемость всей системы государственного управления. Управление здравоохранением – это такая же профессия, как и управление самолётом или космическим кораблём. Необязательно, чтобы хороший врач или просто честный человек станет хорошим министром! У любой отрасли есть свои особенности и нюансы, есть законодательная база, есть уникальные обстоятельства, которые нельзя игнорировать! Как нельзя сделать министром экономики управляющего магазином, так и нельзя было делать министром здравоохранения начальника госпиталя.

Ну, а все остальные претензии уже лично к министру Гаджиибрагимову, который, оказавшись на должности, стал выкидывать профессионалов и замещать их преданными ему лично назначенцами. Поняв свою некомпетентность, он мог бы взять на работу хотя бы грамотного зама! Но у него в замах оказался другой человек, который систему здравоохранения не знал вообще. Централка – и есть иллюстрация того, как справился министр со своей работой. Если такую больницу получилось сделать неэффективной, то что говорить о районных учреждениях?! Но самое мерзкое, что мы можем хоть головой об стенку биться под камерами, но это никак не отразится на положении министра. Кто-то будет придумывать письма в защиту его, бедненького, а люди как умирали, так и будут умирать. Список врачей, погибших в нашей республике, – это список личной ответственности министра Гаджиибрагимова. Люди выходили на работу без средств индивидуальной защиты, без лекарств, в неподготовленные помещения. Они шли на свою погибель с молчаливого согласия министра здравоохранения Дагестана. К слову сказать, министр здравоохранения Калмыкии пошел работать простым врачом в больницу. То же самое, наверное, следовало бы сделать министру Гаджиибрагимову. И вообще, самое лучшее, что он сейчас должен сделать, – это встать на место кого-то из погибших по его вине врачей. Хотя бы просто для того, чтобы хоть немного побыть в шкуре тех, кто страдает от его непрофессионализма.

***

Следующие, кого я считаю виновными в сложившемся положении вещей, это сами граждане. У нас большой процент населения работает за пределами республики. Самое внушительное количество их в Москве. Москва со своей скученностью, со своим метро и торговыми центрами оказалась просто идеальным рассадником коронавируса. Когда эти люди по причине закрытия предприятий были отправлены по домам, они должны были знать, что им необходим 14-дневный карантин?! Но на самом деле мало кто подумал о том, что им нужно строго самоизолироваться. Все восприняли это как дополнительные каникулы. Тем более, праздник Ураза-байрам на носу. «Домой и так пришлось бы лететь», – думали люди… И результат не заставил себя долго ждать…

Безусловно, одной из главных причин массовой вспышки внебольничной пневмонии в Дагестане стало игнорирование жителями республики запретов на проведения свадеб, посещения мечетей, участия в похоронах. Подумать только: власти уговаривали ДУМД объявить карантин! А те ещё и вели торг по этому поводу. А на днях вообще выяснилось, что переболел коронавирусом даже наш муфтий. Искренне сочувствую ему и его семье. Какое решето сейчас представляют собой его лёгкие, и каковы будут последствия этой болезни – нам пока неизвестно. Но сколько людей пострадало из-за нетвёрдой позиции ДУМДа, я себе даже не представляю. Люди болеют семьями, и большая их часть лечится дома. Про то, что с них требуют деньги для госпитализации, я уже писал чуть выше.

Но, с другой стороны, кто виновен, что вместо адекватного отношения к жестокой болезни они слушали Дибира и ему подобных? С коронаскептиками, как и с любыми фанатиками, спорить бесполезно. Им нужно было обязательно увидеть трупы! Когда им показывали больницы, они отмахивались, что это инсценировка. Теперь и больных, и покойников у нас предостаточно. Однако всё равно есть те, кто упорно продолжает писать в социальных сетях, что коронавирус – это выдумки. И когда им начинают приводить аргументы, они отвечают, что это их мнение и они имеют на него право! Значит, у них есть основания, – утверждают они. Тупая курица, которая пишет в Инстаграме с ошибками, убеждена в том, что высер из её пустой головы должен быть непременно обнародован! Вот оно прекрасное дагестанское образование! Бедная-бедная Уммупазиль Омарова, которая оказалась в этом болоте недопедагогов с дипломами. И вот одна из таких учительниц называет «очкошником» своего директора, который ругал учителей, не соблюдающих режим самоизоляции. Аудиозапись этого диалога разлетелась по социальным сетям и ещё раз открыла глаза на тех, кому мы доверяем своих детей.

***

Безусловно, главными номинантами на получение звания засранцев года являются мэры большинства дагестанских городов. И главный из них – Салман Дадаев. Я допускал, что человек может на какое-то время растеряться и несориентироваться, но чтобы войти в состояние тряпки и не выходить из этого состояния так долго, честно говоря – не ожидал! Вместо обращения к горожанам, вместо того, чтобы наладить работу дезинфекторов, устроить площадки для взаимопомощи людей, он впал в состояние ветоши, и никаких действий от него мы так и не увидели. Мэр Москвы Сергей Собянин в этом отношении повёл себя не просто как профессиональный управленец – мы увидели мудрого человека, который понял, что это за беда, понял, что он может сделать в сложившихся обстоятельствах.

Ну, а то, что врачи московские отдыхают в хороших гостиницах и еду им присылают лучшие рестораны, – это работа мэра Собянина. Нам о таком поведении мэров даже мечтать не приходится.

Дадаев, как мне кажется, способен только на этнические чистки. Даже толком обращения к горожанам мы не увидели за полтора месяца карантина. А теперь уже и не нужно! Теперь его появление только повод для раздражения горожан.

Не меньше удивил и Хизри Абакаров. Но об этом я уже писал в прошлом номере. Вы можете оказаться мэром богатого города, можете оказаться мэром без копейки денег, но и в том, и в другом случае вы остаётесь либо настоящим человеком, либо засранцем.

***

Вот если есть вещи, которые категорически нельзя делать в нынешней ситуации, так это наживаться на горе людей. И любой человек, который имеет свои убеждения, понимает, что, когда приходит к людям беда, выворачивать карманы пострадавших – по меньшей мере – непорядочно. Рынок рынком, но мы в любых обстоятельствах должны оставаться людьми. На этой неделе показали свою суть дагестанские аптеки, задравшие цены на жизненно необходимые препараты. Они при этом оправдываются тем, что цены им загибают оптовики. Вполне возможно. Но как объяснить, что какие-то препараты, которые у нас стоят баснословных денег, в Москве стоят в четыре раза дешевле?

У нас даже цены на полоски для диабетиков подорожали донельзя! Народ по этому поводу сильно негодует и в социальных сетях своего возмущения не скрывает.

И тут выходит на арену наш славный Рамазан Рабаданов и начинает давать ликбез по капиталистической экономике. Люди это не просто не восприняли, они были возмущены циничной позицией Рабаданова.

Надо сказать, что в развитых странах того грабительского капитализма, о котором он говорит, уже нет. Революции, реформы, выборная демократия привели к тому, что нравы в цивилизованных странах весьма полевели. Иначе никто гражданам деньги за сидение дома не раздавал бы. Даже если человек этого не знает, к сожалению, у Рабаданова не хватило интуиции понять, что сейчас такое говорить нельзя. Это как распевать весёлые песенки на похоронах. Тебя за это могут побить! И вот понеслась волна возмущения по социальным сетям. Более чем уверен, что он такую волну ненависти в свой адрес не ожидал. Конечно, то, что у нас сегодня сидит в качестве мэра Махачкалы, – это ужасно, но Рабаданов с его отсутствующим чувством такта, неуёмным желанием хайпа любой ценой был бы совсем страшен!

***

И ещё один аспект данного вопроса. Дагестан – это довольно изученное понятное общество. В Дагестане говорят на русском языке, поэтому донести до людей информацию не проблема. А вот форма подачи и способ доставки – это уже вопрос к социальным психологам и специалистам по продвижению информации. Нет сомнений, что история с коронавирусом изменит отношение дагестанского общества к источникам информации, к тому, кому можно доверять, а кому нет. Думаю, что цена, которую заплатят люди за своё невежество, будет поводом изменить своё отношение ко многим вещам.

И ещё пару слов о письме из наблюдательного совета при Минздраве. Министр Гаджиибрагимов не просто плохой управленец, он ещё и как человек у меня вызывает много вопросов; вместо того, чтобы принести извинения своим медработникам, он валит всю вину на них. После этого я уже и не знаю, чем он нас удивит. Ему бы застрелиться после всего этого…