Фото_Поезд в огне

«Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим методом». А. Солженицын

Честно говоря, я давно уже не видел, чтобы столько топовых новостей соединялись в общую череду событий. От всего этого просто голова идёт кругом. Про откровенно изуверские проявления некоторых представителей полиции я пишу чуть ли не в каждом номере, уже хотелось бы и не видеть каких-то вещей, но когда это становится поводом для митинга – извините, не заметить не получается.

Заур Газиев

Когда полиция ведёт себя с людьми хуже, чем бандиты, это не может не иметь последствий для общества. Очень жаль, что Гаяна Гариева не разместила в Инстаграм МВД по РД, как сотрудник правоохранительных органов избивает седовласого старика. Она бы тогда прочитала всё, что про это думают простые граждане. А пользователи Инстаграма МВД увидели бы, как несколько полицейских держат пожилого мужчину. Мужчина пытается вырваться, ему скручивают руки за спиной, валят на землю. К месту происшествия подходят еще силовики, а также прохожие. Вокруг упавшего на дорогу создается толпа. Мужчину поднимают и, заломив руки вниз за спиной, ведут к полицейской машине. Уже на входе в машину один из силовиков сзади бьет своей головой по голове задержанного. Это при том, что 60-летний мужчина не сделал ровным счётом ничего противозаконного.

Мы увидели, как собрались на стихийный митинг люди, уставшие от действий этого полицейского участка. Потом по Инстаграму разлетелись фотографии садиста. Потом мы читали в комментариях проклятия в адрес этого росгвардейца и его семьи. Потом с чужих слов мы узнали, что кто-то извинился перед стариком. Но официально никаких сожалений по этому поводу мы не увидели. А это значит, что нам и дальше нужно опасаться сотрудников в форме. Не уважать, не признавать их право на регуляцию нашей жизни, а именно бояться. Потому что причиной к насилию со стороны полицейских может быть что угодно. Конечно, Губден не Миннесота, но это не означает, что в Дагестане полицейское насилие никого не волнует. Вот губденцы и гурбукинцы все вместе и встали против того ужаса, что творили сотрудники в форме. И здесь возникает вопрос о том, как долго может продолжаться то, что происходит? В жизни не бывает так, что пружину сжимают до бесконечности. Потом случается другая крайность, от которой тоже ничего хорошего, через это мы уже проходили, – отстрел сотрудников полиции, страх выходить в город в форме. Государственная Дума вот-вот примет закон, по которому полицейские смогут стрелять на поражение без предупреждения. А это означает, что наша реальность окончательно превращается в игру «Утки и охотники». И при этом ни одна смерть, причинённая сотрудником полиции, не будет наказуема. Какие механизмы защиты будут запущены – мне даже представить страшно.

***

Коронавирус выявил серьёзные проблемы в здравоохранении. Но у нас нет отрасли, в которой ситуация была бы намного лучше. Просто это не видно столь явно и полно. Государственная система и так скрипит по швам, зачем её испытывать на прочность там, где в этом нет нужды!

И ещё один нюанс в ситуации с правоохранительными органами. Законы могут быть какими угодно – справедливыми или несправедливыми – их исполняют реальные люди. А реальный человек, в какую бы систему ни попадал, никогда не сможет забыть, что есть добро, а что есть зло. Если бы этого правоохранителя, избивающего старика, с детства воспитывали уважать возраст, не случилось бы того, что произошло. Если бы люди, работающие в каспийской полиции, получили нормальное воспитание дома, не пришлось бы Исамагомеду Султанову писать это письмо в наш еженедельник. А между тем Исамагомед много лет сам проработал в правоохранительных органах. Какими же надо быть зверьми, чтобы избивать человека из-за мелкого правонарушения в течение восьми часов!

И ведь как ни крути, это только те случаи, которые вылезли наружу. А что там происходит, когда никто не снимает, даже подумать страшно. Никогда не считал министра ВД по Дагестану глупым человеком. Он всегда производил впечатление человека разумного. Сам лично знаю в правоохранительных структурах много порядочных и справедливых людей. Но откуда берутся те, кто творит мерзости, с которыми мы сталкиваемся в последнее время, – повод задуматься руководству МВД. Сегодня врагами общества стали не экстремисты, а люди в форме, применяющие немотивированное насилие к гражданскому населению. Нашим правоохранителям нужна хорошая психологическая служба. Иначе митинги, подобные тому, что произошли в Манаскенте, наберут обороты и в конечном варианте Миннесоты не избежать.

А избежать хотелось бы! Нам ведь тоже много раз с упоением рассказывали о том, что американским полицейским разрешено стрелять без предупреждения. А потом закончилось сожженным отделением полиции. Какой бы жестокой и вооруженной до зубов полиция ни была – народа всё равно больше! Лучше бы сейчас привести в норму отношения общества и полиции, чем потом считать погибших.

***

И ещё один момент. Не нужно недооценивать силу извинений. Принести извинения за неправомерные действия сотрудников не стыдно. Это расставит вещи по своим местам. Это говорит о том, что полиция тоже разделяет ценности нашего общества, это говорит о том, что у нас общее понимание добра и зла. Если нет извинений или сожалений, или осуждения неправомерных поступков, значит, эти действия воспринимаются как общая линия со стороны всего ведомства.

Мы живём в очень сложном обществе. В нашем котле очень мало отверстий для выпускания пара. Выразить сожаление по поводу случившегося – это как способ выпустить пар, снять напряжение. Это нужно делать хотя бы для того, чтобы не выглядеть в глазах общества абсолютным злом. Время изменилось, и теперь каждый человек может высказать своё мнение через Инстаграм, Телеграм, мессенджеры, социальные сети. Ничего не проходит незамеченным, ничего не остаётся без реакции. Не может ведомство, ставшее источником такой боли для измученного общества, не оказаться под стрелами осуждения. А если учесть, что эта структура – часть государства, то последствия будут очень печальными. Мы ещё не пришли в себя после убийства братьев-пастухов, а тут ещё и череда событий, от которых никаких приятных ощущений не испытываешь.

***

Письмо, которое прислал в нашу редакцию Исамагомед Султанов, для меня лично является документом времени. Это портрет ведомства со всеми инструментами зла и несправедливости. К слову сказать, нынешний министр ВД по Дагестану уже дважды менял руководство каспийского РОВД за трамвайное хамство, за то, что там не умели разговаривать с людьми. Очень жаль, что эта практика не только не прекратилась, но и по-прежнему цветёт буйным цветом. Ещё более печально, что суды в этом деле только цементировали ту несправедливость, с которой столкнулся человек. Это значит, что суд как институт наведения законности просто не работает.

Но это совсем другая история. Справедливость – это такое положение дел, что всё равно всё расставляет по своим местам. Я много раз видел, как люди, считавшие себя неуязвимыми и неприкасаемыми, вдруг оказывались очень даже уязвимы и прикасаемы. Карма находит всех. Даже тех, кто в неё не верит. Вопрос сейчас в другом. Большинство из нас, живущих в Дагестане, не отпускает мысль, что мы едем в горящем поезде, а при этом нас настигают бандиты, норовящие ограбить, пырнуть ножом или вообще выкинуть из поезда на полном ходу.