Фото к тексту_www.tehnowar.ru

«В обществе, тяготеющем к тоталитаризму, больше шансов на успех имеют люди без моральных устоев и без совести». Фридрих Хаек

Ещё моя покойная бабушка удивленно говорила, что есть люди, которым почему-то всё прощается; как бы они ни накосячили, всегда найдётся тот, кто их оправдает. Простит и поддержит. И, как правило, такие люди оказываются при хороших должностях, при статусе, потом их вдогонку даже награждают. При этом в сухом остатке ничего кроме вреда от них не остаётся. И на этот раз речь не о Толстиковой и её добровольных рабах, а о другой персоне…

Заур Газиев

Жизнь учит, что без работы над ошибками развиваться дальше не получится. История о том, как Дагестан оказался неподготовленным к эпидемии коронавирусной инфекции, не может не стать поводом для серьёзных выводов. Министр здравоохранения Дагестана Джамалудин Гаджиибрагимов – не справился. Это он главный виновник того, что система не просто дала сбой, она в какой-то момент просто посыпалась, как карточный домик. При этом у министра не хватило ни жизненного опыта, ни профессионализма, ни души для того, чтобы хоть как-то попытаться вырулить эту ситуацию. При первом же удобном случае он свалил всю вину на главных врачей. И вот теперь, когда один за одним снимаются ограничения для экономической и общественной деятельности граждан, почему-то складывается ощущение, что всё забылось, что всё будет так, как будто ничего и вовсе не происходило. Но, позвольте, как же так, почему никто даже не пытается разобраться с причинами случившегося? Я считаю, что, как минимум, уже нужно было организовать независимую комиссию, которая бы разобралась в причинах произошедшей трагедии.

В Дагестане погибло очень много людей, и при этом жертвами коронавируса стало невиданно высокое количество врачей. Смерти людей не достаточный повод для того, чтобы задавать вопросы министру, который не справился со своими обязанностями?

По моему глубокому убеждению, погоны министра не индульгенция за смерти людей, которые на его совести. С мешками на головах в Лефортово у нас забирали проворовавшихся чиновников. Допустим, в этом была необходимость. Но они не были виновны в смертях сотен людей. А здесь такой вопиющий случай и – полное молчание… Хотя выступления возмущённых медиков всё ещё продолжаются. В минувший вторник врачи «Скорой помощи» города Хасавюрта записали своё обращение к президенту Путину, жалуясь на невыплаты обещанных им денег. Хочу заметить, что это было 30 июня! Это не май месяц, о котором говорил президент России как о крайнем сроке выплат.

Они стояли у прокуратуры, не зная, что говорить, и поначалу голос со стороны им вообще посоветовал идти к тому, кто обещал заплатить… Кто-то за кадром ещё пытался издеваться над теми, кто выполнял свой долг без средств индивидуальной защиты и какого-то понимания, что это за болезнь – COVID-19.

И здесь самое время вспомнить о том, с чего начиналась статья, – о людях, которым прощается любой провал. Почему так происходит, можно только догадываться, и логичного объяснения тут не найдешь. Если есть люди, свободные от ответственности перед законом, говорить о восстановлении законности в Дагестане не нужно. Можно построить сотни километров новых дорог, можно выбить миллиарды на детские сады и школы, но если в одном комплекте с этим идут несправедливость и двойные стандарты, то люди запомнят не добрые дела и помощь, оказанную им, а ту несправедливость, которая шла обратной стороной медали.

***

И в этих условиях логично было бы просто дать о себе забыть и не создавать вокруг себя лишнего шума. Но уверенность в своей безнаказанности никогда не даёт людям ни единого шанса не привлекать к себе внимание. И начались тяжбы с главным врачом Первой городской больницы Махачкалы Хаджимурадом Малаевым. При этом министр Гаджиибрагимов не понимает, что он выглядит как палач, а главврач Малаев – это народный герой и любимец. И ему для этого не нужно было делать ровным счетом ничего, кроме выполнения своих профессиональных обязанностей. Мы все хорошо помним, как работали наши медицинские учреждения в самый пик эпидемии. Мы знали о том, что у Малаева в его больнице работали супруга и единственная дочь, а министр Гаджиибрагимов ни разу не зашел ни в одну заполненную больницу. Первый его визит состоялся только 28 апреля.

И сейчас самое время процитировать один из Телеграм-каналов: «В самый пик эпидемии, когда в городской клинической больнице Махачкалы находилось 1 020 человек, ни один чиновник из Минздрава Дагестана даже близко не подошел к забору больницы. Ни разу не позвонили и не спросили, какая нужна помощь медицинскому персоналу.

На следующий день после дня медицинского работника министр здравоохранения отправляет в ГКБ г. Махачкалы агрессивно настроенных ревизоров с проверкой.

В то же время лечебный отдел Минздрава Дагестана начал обзванивать пациентов городской клинической больницы Махачкалы», – говорится в сообщении.

Представитель Минздрава задаёт пациенту вопрос: «У вас есть жалобы на врачей ГКБ? Чем вы недовольны?» Пациент отвечает: «Жалоб нет, вылечили и отправили домой. Меня вообще из другой больницы сюда перевели». Представитель Минздрава РД: «Мне неинтересно, откуда вас перевели, я хочу узнать, если у вас жалобы на ГКБ г. Махачкалы?» Пациент: «Жалоб нет». Представитель Минздрава: «Лекарство покупали?» Пациент: «Не покупал, дали всё в больнице». Представитель Минздрава: «Если будут жалобы, сообщите». И вот мы видим попытки утопить Малаева. И мы понимаем, что это спор Моцарта и Сальери.

***

Чуть позже Минздрав Дагестана объяснил причину проверки в городской клинической больнице Махачкалы. Согласно их пресс-релизу, им пожаловались, что пациенту пришлось якобы купить лекарства на 210 тысяч рублей. Немного позже заявительница отозвала свою претензию в адрес городской клинической больницы Махачкалы. Но до этого главный врач Хаджимурад Малаев встретился с родственницей 20-летней пациентки, которая скончалась в больнице. Встреча Хаджимурада Малаева и родственницы покойной была заснята на видео. На той съёмке была и родная тетя покойной девушки. По её словам, ни один близкий родственник не обращался с жалобой в Министерство здравоохранения РД, причем заявитель даже не является кровным родственником. Естественно, такой поворот событий никак нельзя трактовать иначе, как попытку наказать талантливого и благородного человека, на фоне которого Гаджиибрагимов смотрится как обычный смершевец.

Не могу знать, как в Белом доме смотрят на действия своего назначенца, но в данном случае выглядит всё крайне некрасиво. Не могу знать сути всех претензий к Малаеву, да и не нужно это – он выполнил свой профессиональный долг тогда, когда другие убегали на больничный и старались отсидеться в кустах. Пусть другие поступят так же, как этот человек в трудный момент, а потом берут на себя право осуждать.

И еще один очень важный момент, который вряд ли принимают во внимание варяги, – Малаев своим людям был как родной отец. Он разделил с ними все тяготы и лишения этого трудного времени. Как себя вёл министр в это самое время – мы все видели. И для нас это очень показательно.

Мы ненавидим предателей и подлецов… Мы прошли через очень разные периоды дагестанской истории последних десятилетий, но в нас всё ещё живёт уважение к тем, кто поступает благородно. Нам всё ещё нужен человек, который в трудные времена не прячется за должность, а берёт на себя ответственность. Мы всё ещё люди, для которых важно для себя определить, что такое добро, а что такое зло, и кто по какую сторону находится.

***

Общество уже никогда не будет таким, как до периода самоизоляции. У людей было время переосмыслить происходящее, и как с ними поступили в трудный для них момент. Мы увидели, кто и как себя вёл, мы увидели качество управления социумом. Мы увидели, кто и что делал, кто и что говорил (или молчал) в эти времена. А ещё мы приобрели очень важный навык пользоваться дезинфицирующими средствами. Теперь мы знаем, что грязь бывает и такая, которую на первый взгляд и не увидишь. Это было замечательное время, когда мы увидели вещи такими, какие они есть на самом деле. Мы увидели народ, который растерял навыки самосохранения… Да много чего увидели. Просто хочу напомнить слова старого афоризма: «Привычки, приобретаемые в трудные времена, остаются с нами на всю жизнь».

P.S. После того, что произошло, у меня такое чувство, что мы побывали на войне…

Хочу, пользуясь случаем, выразить благодарность не только врачам из Первой городской, но и всем врачам республики. Аллея, посвященная им, – самое лучшее из того, о чем я слышал за последние годы. Спасибо Муфтию! Это было очень благородно!

И когда всё это происходит на фоне того, что врачам сейчас нужно доказывать, что они работали с ковидными пациентами, становится совсем неприятно. И пусть с теми, кто так поступает с врачами, поступят так же, как и они…

Но, впрочем, сейчас уже никаким подлостям не удивляешься.