Фото к тексту

Бойтесь гнева терпеливых людей. Они сжигают порты, а не корабли

На самом деле таких поучительных недель, как в последнее время, уже давно не было: Минск, Хабаровск, Куштау…Гипер-законопослушные белорусы показали, что, если пришло время кому-то уходить, – он уйдёт. Потому, что победить свой народ невозможно. Потому, что никакие фашистские методы борьбы с недовольными гражданами не срабатывают, а наоборот – вызывают ещё больший протест. Тем более что все уже готовы на самый кровавый исход. Сейчас вопрос только в том, кто заберёт к себе диктатора, хватающегося за любую возможность остаться у власти. Но это уже другая история…

Заур Газиев

Можно как угодно относиться к Навальному, но его отравление нанесло репутации Путина больше вреда, чем какой-то практической пользы. Те, кто был за Навального, после этого не перестали быть его сторонниками, да и в лагерь путинистов не перебежали. Про морально-нравственный аспект подобной формы устранения идеологических оппонентов – вообще молчу. XXI век, в отличие от эпохи Борджиа, предполагает какие-то иные методы коммуникации даже с теми, кто тебе не нравится. На мой взгляд, это просто проявление страха и бессилия. Ну, а потом то, что происходило в больнице, как врали по поводу диагноза врачи, – вообще отдельный кафкианский сюжет. И в результате получилось так, что те, кто таким образом хотел сделать подарок Путину, в конечном итоге ещё раз нам напомнили, какого качества решения предлагаются стране в качестве вариантов развития событий.

На фоне этого происходящий в Дагестане сюр вообще уже никого не удивляет. Теперь мы понимаем, что нужно быть готовыми к тому, что на смену Васильеву пришлют кого-то, кто ещё меньше понимает, что такое Дагестан. Иногда складывается такое ощущение, что пока всю страну не превратят в сплошной Хабаровск, никакого прозрения не наступит.

Я думал, что ситуация в Беларуси должна была всё-таки чему-то научить. Они почему-то убеждены, что, если кричать со всех утюгов, что протесты в Беларуси проплачены западом, люди перестанут сочувствовать жертвам лукашенкинских карателей. Люди выходят на протест не потому, что им кто-то заплатил; люди выходят на протест, потому что им плохо. Потому что не устраивает их прежняя жизнь.

Говорят, что в Могилёвской области по сравнению с соседней Смоленской просто цветущий сад, но им осточертел Лукашенко. И вот они выходят на площадь с бело-красно-белыми флагами и требуют уважать их выбор. Точно так же, как и в Хабаровске. Можно, конечно, растоптать протест этих людей; можно не замечать их боли и смотреть, как протест сходит на нет. Но как потом управлять страной, которая тебя ненавидит? Когда власть не слышит население, когда она не понимает настроений граждан, когда она никак не влияет на повестку дня, наступает момент, и в обществе происходят необратимые процессы, а власть даже не понимает, что случилось.

Примерно, как у нас в Дагестане. Награда Толстиковой – это пощёчина для Дагестана.

И улыбающийся Шихсаидов рядом…Ощущение какого-то отчаянного бессилия от человеческой подлости и низости! Иногда возникает такое подозрение, что Владимир Васильев готов наградить всех, только бы его оставили в покое! Даже не знаю, чем всё это закончится. Но не жду ничего хорошего…

***

Ситуация в Беларуси для думающих людей – это повод для серьёзного анализа. Мы всегда считали, что у протестов должен быть лидер. Теперь мы понимаем, что можно обойтись и без него. Лукашенко жульничал на выборах, оставляя только карманных кандидатов, подделывая протоколы и думал, что всё прокатит, как это было раньше. Но настал день – и не прокатило. Если в обществе накоплена энергия недовольства – то и лидер не нужен! Люди выходят на протест и делают это так, как им подсказывает их ментальность. Белорусы снимали обувь, становясь на скамейку, – даги будут громить всё подряд. Наш бунт будет кровавым. Белорусское общество и до выборов было наполнено раздражением и недовольством. Но невозможность выразить свою протестную энергию через выборы вылилась в то, что улицы Минска заполнили люди, кричащие: «Уходи».

Надо понимать, что сейчас дагестанское общество – это пороховой склад. После пандемии, после ужасающих историй в больницах, после кордонов на дорогах, после передела границ, после таких ошеломительных голосований за поправки в Конституцию – не может быть по-другому. Здесь может громыхнуть по любому поводу.

А ещё надо осознать, что причиной бунтов не всегда бывают голод или безденежье. Это крайне неосмотрительно произносить фразу: «А чего вам не хватает? Вы же сыты, обуты, одеты». Человек, в отличие от животного, нуждается в том, чтобы к нему относились с уважением, чтобы с его выбором считались. Человеку помимо еды и денег важно понимать, где он живёт, какое его ждёт будущее. Это ведь в тюрьме люди не выбирают свое будущее. А свободные, психически здоровые, разумные, информированные люди хотят понимать процессы, на фоне которых протекает их единственная жизнь.

Белорусы не хотят больше жить в тюрьме. Пусть даже сытой и чистой тюрьме!

Ситуация в Беларуси – это повод для умных людей исправить ошибки и не давать поводов для общественного раздражения. Тем более в Дагестане. К слову сказать, со стороны Москвы было очень мудро назначать сюда правителей, которые не вызывали у дагестанцев чувства любви или искреннего восхищения. Иначе после очередной посадки или дворцового переворота тут были бы демонстрации похлеще, чем за Фургала.

***

И вообще Дагестан в последние десятилетия – это чистой воды Византия с её бюрократическим бардаком и ужасающей коррупцией. Как и там, у нас во власти может оказаться тот, на кого никогда и не подумаешь. Как и там, у нас есть определённый слой людей, которых и грамотными-то можно назвать с большой натяжкой, но они убеждены, что могут быть министрами, мэрами, – они хотят управлять людьми! А нынешние выборы с ужасающими грамматическими ошибками на билбордах – свидетельство того, что сегодня у нас нет выборов, а есть какая-то имитация не пойми чего. По моему глубокому убеждению, человек, отвечающий за выборы в Дагестане сегодня, – это человек, заслуживший тюрьму и вечный позор. Потому что происходящее с выборами в Дагестане – это топливо для наших будущих потрясений, это работа на то, чтобы Дагестан на несколько десятилетий откатился назад. У нас нет даже предвыборной кампании…

У меня вообще такое подозрение, что большинство тех, кто стремится в выборную власть, просто безграмотные и самовлюблённые люди. Потому что, глядя на их лица, изображенные на плакатах, ничего кроме удивления не испытываешь. Думаешь про себя: «Кто все эти прекрасные люди?» Есть небольшая надежда, что человек, отвечающий за выборы в Дагестане, не понимает, что делает, но не сомневаюсь в одном: в исторической перспективе наряду с людьми, которые сознательно предавали интересы дагестанского общества, его фамилия должна быть написана жирным шрифтом. И в качестве иллюстрации – многочисленные видеоролики с вбросами бюллетеней, билборды с грамматическими ошибками и унылые отфотошопленные лица тех, кого не то что к выборам – к людям подпускать нельзя.

И вот сидит просто маленький человек, смотрит на происходящее и понимает, что этот абсурдный спектакль к нему вообще никакого отношения не имеет. И это возмущение тихо перерастает в ненависть, недоверие, неуважение, презрение к тому, кто является причиной всего происходящего. И вот окунается он в Интернет и пишет гадости обо всём и обо всех. И нет ему дела ни до водоводов, которые в рекордном количестве строятся в Дагестане, ни до дорог, ни до школ и детских садов. Он просто ненавидит тех, кто обеспечил ему жизнь в клетке без выбора, без возможности разбогатеть своим умом, без шанса на то, чтобы изменить хоть что-то в своей унылой, никому не интересной жизни. И таких миллионы.

***

Происходящее в Беларуси – это урок для тех, кто способен здраво рассуждать о том, куда двигаются страны с постсоветского пространства. Это повод подумать о том, к чему приводит попытка остановить время и закрыть все возможности для изменений. Как бы вы ни хотели остановить лето, осень придёт, не спрашивая вашего разрешения. Есть вещи, которые невозможно отменить. Ну, а для тех, кто не хочет видеть правду, пока штукатурка в кабинете не посыплется на его голову, пока не начнут выбрасывать из окон, – ничто не будет поводом для переосмысления происходящего. Как показали выборы в Республике Беларусь, они вообще ничего не значат для удерживающих власть клыками.

***

На днях наткнулся на Фейсбуке на один мем: «Я всегда думал о том, почему все революции и восстания в России так по-звериному жестоки. Восставшие режут правящий класс, как скот. Теперь у меня вопросов нет!»