Фото к тексту

7 октября в зале заседаний дагестанского парламента активу республики в качестве врио главы Дагестана был официально представлен Сергей Меликов. Приход в республику кадрового офицера давно ожидался и приветствовался населением, уставшим от бездушного отношения чиновников. В то же время, все понимали, что приход человека с боевой закалкой и строгой выправкой означает и начало эпохи жестких разносов, когда вопросы будут решаться публично и прямо на месте, не откладываясь «для рассмотрения в рабочем режиме». А это значит, что и спрос окажется совершенно иной.

Магомед Рамазанов

И новый руководитель республики надежды оправдал, обозначив среди своих трех ключевых тезисов необходимость усиления взаимодействия власти и общества. Готовность нового руководителя слушать и слышать вопросы и чаянья людей обнадежило всех, и эту надежду Сергей Алимович подкрепил уже на следующий день, встретившись с активом общественников республики. Да, прозвучало много традиционных комплиментов, облеченных в слова надежды на лучшее и готовности вместе к этому лучшему идти. Но прозвучало и немало живых выступлений, в которых перед новым руководителем общественники обозначили и проблемы республики, и негативные тенденции. Характерно, что слушал таких докладчиков Сергей Алимович, опустив голову записывая быстрым почерком ключевые моменты. На карандаше у него оказались и вопросы коррупции, и кумовство, и отсутствие координации в работе чиновников, и множество конкретных проблем.

***

Возвращаясь к его выступлению в стенах дагестанского парламента, стоит отметить слова о необходимости формирования эффективной архитектуры органов управления, открытой для запросов общества, способной качественно их удовлетворить. Очень важно, чтобы была сформирована действительно новая управленческая архитектура – современная, компактная и эффективная. Чтобы не дублировались функции, а вопрос о том, кто и за что в республике отвечает, наконец полностью отпал. Нужно ли для этого упразднять региональное правительство, как предлагают сделать некоторые наблюдатели, ориентируясь на опыт более успешных регионов страны, пока неизвестно. Однако дубляж функций и полномочий, который происходит, в том числе, отчасти и за счет копирования федеральной модели власти, где правительство отделено от аппарата Президента, давно пора устранить. Мы журналисты знаем об этом не понаслышке, порою не понимая какие вопросы необходимо решать в профильном министерстве, а какие согласовывать в УИП администрации главы и правительства республики.

И эта, неразличимая на первый взгляд, размытость вертикали власти в нашей отрасли имеет серьезное значение для всей республики. К примеру, в вопросе обеспечения эпидемиологической защиты граждан, на что Сергей Алимович намерен делать первоочередной упор в своей работе. «Да, население необходимо защищать, но делать это должны чиновники, не перекладывая всю ответственность на самих граждан», – рефреном отзывались из уст общественников в Доме дружбы слова, которые Сергей Меликов днем ранее произнес в зале заседаний дагестанского парламента. И очень важную роль в этой защите играет предупредительная работа по донесению до каждого жителя республики информации о том, как себя обезопасить. Этого, по словам самого Сергея Алимовича, в должной мере сделано не было. Надо, безусловно, усиливать работу, но как? Требовать и указывать на ошибки легко, найти действенный инструмент – вот в чем задача. Для того, чтобы достучаться до сердца и разума каждого дагестанца нужны новые технологии, которые, в числе прочего, требуют крупных финансовых вливаний. Готова ли к этому республика?

Преодоление проблем социально-экономического характера, в том числе посредством улучшения делового климата, повышения инвестиционной привлекательности, полноценных институционных преобразований, Сергей Меликов обозначил в качестве второй по важности задачи. Новый руководитель понимает, что Дагестану необходимо наверстывать упущенные годы, чтобы догнать по уровню развития передовые регионы страны. Для этого нужно сделать республику успешной, благоустроенной, комфортной для жителей и гостей. Но каким способом? Просить федеральный центр о новых дотациях или начать зарабатывать?

***

Путь к развитию, как обозначил Меликов, это курс на построение общества равных возможностей, где каждый дагестанец сможет осознать свою сопричастность к определению будущего республики, что придаст экономике новый поступательный импульс. Сказал он и о том, что мы должны использовать свою уникальность в качестве объективно имеющегося у нас преимущества в конкурентной борьбе. Ключевым аспектом этой уникальности для Дагестана, по его мнению, является наша историческая многонациональность и многоконфессиональность. И в этих словах также важный посыл для тех, кто уже начал искать с новым главой общие корни, друзей, сослуживцев, даже в ходе его встречи с общественниками пытаясь откровенно выбить для себя каких-либо исключительных преференций.

«Дагестан – это красивейший древний край с богатой историей, уникальной культурой, самобытными традициями. Об этом я знаю не понаслышке, и очень многое связывает меня с этой республикой», – сказал Сергей Меликов в своем выступлении в парламенте, подчеркнуто дистанцировавшись от всех нас, но при этом дав понять, что все мы равны. Новый руководитель региона недвусмысленно дает понять, что не собирается делить людей на своих и чужих, на хороших или плохих, на успешных либо неудачников. Его цель, повторюсь, – построение общества равных возможностей, и этот шанс мы просто не имеем права упустить.

Сам приход Сергея Меликова в Дагестан имеет все шансы удерживать статус главного события в республике как минимум до сентября следующего года. «Почему такой долгий срок?» – спросите вы. Главным оно будет оставаться потому, что избавиться от приставки исполняющего обязанности Сергею Алимовичу, скорее всего, удастся не ранее избрания нового состава дагестанского парламента, которое, если не случится ничего чрезвычайного, состоится в единый день голосования. А он, как известно, традиционно проходит в сентябре.

Получается, что до окончательного вступления нового руководителя республики в должность может пройти целый год. По меркам политической жизни нашей республики, где едва ли не еженедельно кого-то виртуально отправляют в отставку, кому-то предвещают тюремные сроки, а кому-то пророчат повышение по службе, целый год – это очень долгий срок. За это время мы, безусловно, успеем прочесть в социальных сетях целую гору различных фейков и всевозможных инсинуаций. И поставить этому негативному явлению заслон пока не получается.

***

Первые тематические фейки стали появляться в сети уже 5 октября, когда стало известно, что Сергей Алимович действительно назначен. Спешащие приобщиться к его популярности, а заодно по возможности и подзаработать на ней, наиболее продвинутые в части беспринципности и алчности пользователи незамедлительно начали штамповать десятки фейковых страниц в Инстаграме. И уже сегодня, забив в поиске в этой социальной сети слово Меликов, можно обнаружить такое потрясающее изобилие схожих между собой аккаунтов, что просто в глазах рябит. Одних только аккаунтов с названием «За_Меликова» появилось уже около двух десятков. Меняются лишь окончания названий и фотографии на аватарках.

Такой разгул виртуальной коммерции вызвал нешуточные страсти среди определенной категории пользователей, считавших это поле деятельности исключительно своей коммерческой прерогативой. Не знаю, как относится Федеральная антимонопольная служба к таким попыткам отдельных дельцов монополизировать не принадлежащее им имя главы целой республики, однако битва за право на торговлю брендом «Сергей Меликов» в Интернете буквально за пару дней дошла до курьеза. Администраторов официального аккаунта главы республики – @glavard, после того, как в нем начали появляться публикации о работе Сергея Меликова, вдруг стали обвинять в отсутствии должной преданности прежнему руководителю. О том, что официальные аккаунты, согласно специальному регламенту об их создании и ведении, не удаляются и не переименовываются, понятное дело, известно не всем. Но, уважаемые блогеры, свои познания необходимо расширять, обучаясь не только тому, как правильно прописывать хештэги или продавать рекламу на принадлежащей вам странице, но и тому, как и кто обязан администрировать официальные аккаунты органов власти и высших должностных лиц.

***

Несмотря на, казалось бы, пустяковость курьёзной перепалки в соцсетях, сама эта ситуация знаковая. В том, что в одном лишь названии аккаунта вокруг развернулась такая борьба, заключен глубокий смысл. И каждый, кто его разгадает, наконец, для себя поймет, что глава республики, председатель правительства, или министр – это на самом деле должность, а не конкретный человек, как мы это привыкли воспринимать. И здесь вновь вспоминаются слова из выступления нового руководителя республики, которые за последние дни разлетелись по социальным сетям: «Это чиновники должны жить и работать для людей, а не люди для чиновников».

Судя по тому, что прямо на следующий день после своего официального представления, он встретился с общественниками, для него это не просто заученная красивая фраза. Он намерен прислушиваться к населению республики, делая выводы для себя и корректируя работу чиновников, выстраивая новую, живую систему взаимодействия власти и общества. И все мы сегодня хотим верить, что ему это удастся. Ведь тогда он запомнится нам действительно уже не просто как очередной глава республики, но как честный человек, сохранивший свое честное имя и сумевший пробить нашу по-восточному заскорузлую бюрократию.