Фото к тексту

Вот если есть вещи, с которых я начинаю рассказывать людям про то, как нужно создавать телевизионный продукт, то, в первую очередь, это понимание того, как человек чувствует время, смотря в телевизор. Любой человек, приступающий к созданию телевизионного продукта, должен знать, что зритель способен сосредоточиться на информации, произносимой одним и тем же голосом, не более чем на 120-140 секунд. Потом внимание начинает рассеиваться, и человек переключается. Владимир Путин на своих прямых линиях долго не говорит. За ним всегда движущаяся картинка. К тому же происходит постоянная смена голосов, тем, лиц. Ну, а если он и заходит за выше обозначенные временные границы, то это всегда эмоционально окрашенная речь.

Заур Газиев

Начну с того, что темы, поднятые Сергеем Меликовым на прямой линии, важные, и говорил он очень профессионально, раскрывая при этом суть вопроса. Я нисколько не оспариваю важность всего сказанного Сергеем Меликовым, но я так и не понял – у кого хватит терпения дослушать всё сказанное им в прямом эфире РГВК до конца. Тем более что вопросы, которые обычно задаются гражданами, по сути одни и те же: вода, канализация, электричество, проблемы, связанные с детсадами и школами, выделение квартир и земли, незаконная застройка, социалка, реконструкция дорог, ну и может ещё пара-тройка дополнительных тем. Все, кто этими вопросами интересуется и имеет достаточное образование для глубокого понимания темы, наверняка знает все ответы наперёд. Сергей Алимович в данном случае просто ставит в известность, что он в курсе дел, что он этим вопросом занимается. Не больше. Ну, а для простого обывателя огромные развёрнутые ответы уже через две минуты превращаются просто в звук. Если учесть, что молодая аудитория телевизор смотрит редко и у экранов сидят в основном чиновники и пенсионеры, сомневаюсь, что последние осилили трёхчасовой формат. При этом я повторюсь, что мне очень жаль, что такой огромный пласт информации оказался таким сложным для восприятия.

На мой взгляд, нет ничего страшного в технических помехах: в конце концов их решат к следующей линии, важно, как говорил Сергей Меликов, и какие темы поднимались. На мой взгляд, руководители профильных ведомств должны были быть под рукой, а не на удалёнке. На мой взгляд, ведущим и модератором должен быть один человек. Для меня очевидно, что дети, сидящие в студии с каменными лицами, были лишними. Тем более, что диалога ни с ведущими, ни с чиновниками, ни с детьми – не получилось. И Сергей Меликов, который при детях обычно просто светится изнутри, на этот раз сидел, никак на них не реагируя. Наверное, я чего-то не понимаю, и у организаторов были на это свои резоны, но драматургия сюжета не склеивалась. Спишем это на мой старческий каприз.

Но вот на чём бы я настаивал, так это на том, что простые люди не любят сложные долгие ответы. Глядя в телевизор, они хотят получить эмоции. И всё! И ещё один нюанс: история про визит в Юждаг интересна только Юждагу. Всех остальных она может заинтересовать, если там, во время визита, случится что-то экстраординарное. Ну типа выездных казней или же каких-то сказанных слов, которые всех приведут в возбуждение. Кто бы сейчас помнил о визите предыдущего главы республики Владимира Васильева в Цумадинский район, если бы глава этого района не назвал его отцом Дагестана. Вот как-то так.

***

Но всё же рассмотрим некоторые темы, которые мне запомнились. В начале прямой линии врио главы республики сказал следующее: «Хотелось бы уже в первом полугодии посетить все районы и города Дагестана. В течение лета и до того момента, когда состоится реализация наших бюджетных программ, мы должны определиться, куда и какие усилия сосредоточить в части бюджетного планирования и принятия необходимых решений на 2022 год по реализации ставящихся задач. А они формируются, в том числе, основываясь на пожеланиях нашего населения. Сегодняшний прямой эфир, думаю, также позволит вникнуть в те вопросы, которые волнуют сегодня дагестанцев», – сказал, предваряя диалог, Сергей Меликов. Отличная идея! Руководитель Дагестана увидит, как живут простые люди, и для него станет понятнее, как сильно особенности ментальности дагестанских народов влияют на качество их жизни.

В рамках прямого эфира к главе региона обратилась приемная мама из Республики Крым Лейла Гамзатова, которая предложила создать в Дагестане «Клуб приёмных родителей». «Я приёмная мама, которая была вынуждена уехать из Дагестана в Крым в 2017 году. Вынуждена по причине того, что приёмным детям в Дагестане не уделялось никакого внимания. Наши пособия, которые и так самые низкие по России, задерживали по несколько месяцев! Я все эти годы, даже живя в другом регионе, продолжаю поддерживать приёмных родителей и опекунов в Дагестане, так как в республике нет ресурсной поддержки этой категории». То, что делает эта женщина, на мой взгляд, прекрасно. Но это её выбор. Никто не заставлял её быть приёмной мамой, но если стала – то не жди, что тебя будут носить на руках. В конце-концов для того, чтобы самоорганизоваться в клуб – благословения руководителя Дагестана не нужно. Однако замечательна была реакция Сергея Меликова, и он поступил как настоящий мужчина, выразив готовность поддержать Лейлу Гамзатову. Другой вопрос, что обычно сирот в Дагестане забирают к себе домой их родственники. Про искусственных сирот тоже было интересно. Некоторые хитроумные родители отказываются от своих родных детей и, якобы, передают их своим родственникам, а потом на этих детей приходит сиротское пособие от государства. Однако теперь, благодаря уполномоченному по правам ребенка Марине Ежовой, про этот вид мошенничества знают все.

***

История с проблемами Кикунинского консервного завода реально расстроила. На имя главы региона пришло несколько вопросов, связанных с возможным закрытием этого предприятия. Жители Гергебильского района выражают в этой связи обеспокоенность, так как многие из них занимаются выращиванием абрикосов, и своевременная реализация фруктов имеет для них немаловажное значение. «Кикунинский консервный завод я бы отнёс в какой-то степени к производителям брендовой продукции, и она может ещё в большей степени стать таковой, потому что продукция завода очень качественная. Там замечательные соки, пюре, которые могут использоваться в том числе и в детском питании. Но, к сожалению, завод находится в процедуре банкротства. На мой взгляд, крайне важно сохранить это предприятие. Нельзя бросать в беде садоводов, которые занимаются выращиванием плодов и овощей в рамках развития личных подсобных хозяйств, что сегодня для Дагестана является весьма массовым», – прокомментировал Меликов.

Описывая подробности кикунинской истории, Сергей Меликов рассказал, что на новое оборудование для производства были взяты кредиты на сумму больше полумиллиарда рублей. По этой причине и получился долг по привлеченным кредитным средствам. На сегодняшний день все имущество предприятия находится в залоге у АО «Россельхозбанк». С 7 декабря 2020 года решением Арбитражного суда назначен арбитражный руководитель по банкротству ООО «Кикунинский консервный завод». Деятельность предприятия с указанной даты прекращена. В настоящее время на предприятии проводится инвентаризация имущества для последующей передачи арбитражному управляющему. В общем, прежде чем влезать в кредитную кабалу, нужно хорошо подумать, насколько вы способны потянуть эти расходы. В этой связи глава республики посчитал целесообразным рассмотреть вопрос передачи этого оборудования в аренду на период проведения процедур банкротства, а также привлечения инвесторов для погашения имеющейся задолженности с последующим началом деятельности по выпуску продукции.

***

Одним из вопросов, который прозвучал в рамках прямой линии, была проблемы вывоза мусора и тлеющей свалки в поселке Талги. Отвечая на него, Сергей Меликов ещё раз перечислил проблемы республики, которые он считает первоочередными. «Всего четыре проблемы, без решения которых мы не двинемся вперед. Первая – земельные отношения, без определения четких земельных участков, которые положены под жилищное строительство индивидуальных и многоквартирных домов, сельскохозяйственных объектов и развитие промышленных парков или же под объекты сферы туризма или иные участки, мы никуда не уйдем. И сегодня нам нужно пересмотреть законность ранее выданных земельных участков. Вторая проблема – водоснабжение. В Дагестане, наверное, нет человека, который от этих нерешенных вопросов не пострадал бы. Третий вопрос – это ТЭК, газ и свет. Если у нас за неделю 160 населённых пунктов отключаются от света, причем в половине из них еще нет газа, я не представляю, в каких условиях люди должны жить. Четвертая проблема – это и есть мусор. Находясь ранее на других должностях, я слышал обидные для Дагестана названия – «страна летающих пакетов» или иные эпитеты».

***

Отдельной историей прозвучал видео-вопрос от гостей республики. Он касался развития туризма. В частности, речь шла о возможности внесения с. Гамсутль в список объектов, охраняемых ЮНЕСКО. Было такое чувство, что этот рояль в кустах просто свалился на голову Сергею Алимовичу. Настроение людей в том сюжете и их темперамент настолько диссонировали с настроением в студии, что казались там чужеродными. Однако в ответ Сергей Алимович попытался сгладить впечатление от эмоционально окрашенных гостей, и в нём снова неожиданно проснулся антизападник. К чёрту ЮНЕСКО!

***

Отвечая на вопрос касательно возможного появления в республике крупных заправочных сетей, Сергей Меликов высказался за то, чтобы в Дагестан заходили серьезные нефтяные и газовые компании – это только повысит престиж республики и уровень жизни граждан. По словам руководителя региона, сегодня в этой части уже ведутся переговоры с некоторыми организациями. Напомнил он и о скептическом отношении некоторой части граждан к приходу в республику сетевого ретейла «Магнит». Но тоже как-то с нескрываемой обидой. Полемизировать на эту тему с ним я не буду. У меня на эту тему было написано две статьи с подробным объяснением, почему этого делать нельзя. Повторяться нет смысла.

***

По окончании прямого эфира состоялся пресс-подход. И из его ответа на вопрос о реконструкции махачкалинского проспекта Имама Шамиля следует, что он несколько удалён от чудачеств, которые творили по этому поводу мэр и главный архитектор республики. И если на встречу с руководителем республики мэр не занесёт именно тот проект, изготовленный ООО «Иннстройпроект», то будет очевидно, что злоключения проектировщиков выйдут на новый уровень.

***

Прямая линия, по большому счёту, состоялась. И это были огромные пласты очень ценной информации. Но ещё раз напомню, что если уж эта линия делалась для простых граждан, то лучше бы делать её более лёгкой для восприятия зрителей. Если вы хотите быть услышаны, говорите на том языке, на котором вас лучше понимают.