Фото к тексту

«Постановлением от 05.06.2021 г. Маммаев Сулейман Нураттинович временно отстранён от должности на период производства предварительного следствия по уголовному делу и период принятия судом окончательного решения по данному уголовному делу», – говорится в постановлении Советского районного суда Махачкалы.

Судья Махатилова знала, что делала. Был бы Маммаев «правильной» национальности, этой проблемы у него бы не было. Мы ведь тоже догадывались, в чьих интересах принимается это решение. Ну, а потом, как по команде, началось массированное утопление ректора ДГМУ в информационных помоях.

Заур Газиев

Честно говоря, я даже не сомневался в том, что этому человеку не дадут работать. С того самого момента, когда он только-только выставился на голосование, ко мне с левых ников пытались скинуть на него компромат. И не важно, правда это или нет. Кто-то поставил перед собой задачу снести его и планомерно в этом направлении работал. Потом были многочисленные подставы, которые Маммаев умело обходил, далее последовали откровенные сливы и клевета, но он продолжал работать. Но самое удивительное, что под его руководством ДГМУ становился лучше. Да и студенты пришли в вуз как раз такие, для которых учёба была в приоритете. И самое главное, что он смог сделать так, чтобы подорванная репутация дагестанского медицинского института начала восстанавливаться. А это было несравнимо сложнее.

***

Ситуация, сложившаяся вокруг ректора Дагестанского государственного медицинского университета, стала для вуза настоящим потрясением. Все знали Сулеймана Маммаева много лет: сначала как хорошего врача и педагога, а уже затем как современного руководителя, честно избранного коллегами на свой пост в 2016 году. И основными  критериями их выбора были честность и работоспособность Сулеймана Маммаева. При этом оказалась поломанной монополия одной национальности, которая старалась передавать ректорство только своим. И длилось это десятилетиями.

С приходом Сулеймана Нураттиновича вуз обрёл второе дыхание. Начались процессы обновления, и в перемены к лучшему поверили как студенты, так и преподаватели. Началась борьба с коррупцией. Мы увидели, как улучшается материально-техническая база вуза – начали ремонтироваться корпуса, которые десятилетиями стояли заброшенными. Также мы увидели, как меняется отношение к образовательному процессу у студентов и преподавателей. Вуз стал участвовать в межвузовских олимпиадах, а через какое-то время проводить их у себя, причем даже на них побеждать. Министерство здравоохранения России на базе ДГМУ проводило всероссийские медицинские конференции. Сам ректор неоднократно был награждён грамотами Министерства здравоохранения России и получал за свою работу только положительные оценки.

Личные и профессиональные качества ректора до последнего времени никем не ставились под сомнение, притом, что вуз неоднократно проходил через проверки самых разных инстанций. Социальная поддержка преподавателей и студентов, ставшая нормой во времена руководства вузом Сулеймана Маммаева, прежде была просто неслыханным расточительством. При этом все внутренние изменения проходили за счёт собственных ресурсов медицинского университета. Особо хотелось бы отметить и роль ректора в позиции вуза во время пандемии коронавирусной инфекции. Когда бывший министр здравоохранения Дагестана искал виноватых и прятался от всех, студенты и преподаватели ДГМУ вместе с дагестанскими врачами были на передовой.

И вдохновителем всей этой работы со студентами стал Сулейман Нураттинович Маммаев. Верность долгу врача и долгу учителя не позволили Маммаеву отсиживаться в стороне, когда в республику пришла беда. Студенты ДГМУ стали одними из самых уважаемых людей в республике, так как спасали тех, кто нуждался в их помощи.

И вот сегодня мы видим, как по откровенно надуманному поводу человеку ломают жизнь, ломают карьеру.

***

Взять на работу стоматологом своего двоюродного племянника оказывается преступлением, по которому потребовалось возбуждать уголовное дело. Если это действительно является нарушением административного законодательства, то, наверное, его можно исправить, просто уволив человека, который тебе даже близким родственником не является. Но ситуация вдруг начала развиваться по совсем иному сценарию. И всё дело в том, что мы столкнулись с рейдерским захватом вуза. Двоюродный племянник-стоматолог – просто повод! На самом деле никого не волнуют ни родство ректора со стоматологом, ни реальные успехи Сулеймана Маммаева; тех, кто затеял этот захват вуза, волнует только бюджет ДГМУ и возможность получать там коррупционные доходы. Мы ведь помним, в каком состоянии был ДГМУ в 2016 году, и из какого состояния Маммаеву пришлось вытаскивать этот вуз. Когда злые языки называли мединститут самой большой конюшней Дагестана, мы прекрасно знали, почему ведутся такие разговоры. Мы знаем и то, что те, кто кормился здесь десятилетиями, разрушая образование и репутацию дагестанского медицинского вуза, не оставили попыток сюда вернуться. Именно это сейчас и происходит. Сегодня у нас имеется повод бить в набат не только по поводу нынешнего состояния дагестанского здравоохранения, сегодня мы вообще говорим о наличии здравого смысла и о том, как государство распоряжается своими ресурсами.

Не должны люди злой воли побеждать тогда, когда все увидели, что можно жить по-другому. Сейчас ДГМУ вошел в десятку лучших медицинских вузов страны. Не это ли является показателем того, насколько правильно была выстроена работа в этом вузе?

***

Сказать, что коллектив ДГМУ был в шоке от всего происходящего, – значит, ничего не сказать. Разговаривая и со студентами, и с преподавателями, я сталкивался не только с возмущением людей, но и непониманием того, что происходит. Читая на сайте РИА Новости о том, что в отношении ректора ДГМУ Сулеймана Маммаева возбуждено уголовное дело по факту злоупотребления должностными полномочиями, и что Маммаев якобы фиктивно трудоустроил своих родственников на различные должности в учебном заведении, мы видим, как искажается информация, и как она подаётся с целью опорочить честного человека. При этом никто не уточняет: сколько родственников, на какие должности. Я же, в свою очередь, напомню: речь идёт о двоюродном племяннике, который устроился на работу стоматологом. Двоюродный племянник, Карл! Это вообще родственник? Его зарплата – три копейки. Даже согласно официальной информации, убыток, нанесённый вузу, составил 69 тысяч 50 рублей притом, что бюджет вуза – больше двух миллиардов рублей! И при этом стоматолог исправно ходил на работу и выполнял все свои обязанности. Если это может стать поводом к уголовному делу, то что должно происходить в Буйнакском педагогическом колледже, в котором работают все дети директора этого учебного заведения?! А сын его ещё недавно был заместителем директора, и эта информация висела на сайте учреждения.

Про другие места, где работают родственники, я вообще промолчу. И если судья Махатилова вдруг почувствовала себя комиссаром Каттани, то очень зря. На моей памяти у этого судьи было много «творческих» приговоров, по которым ей можно задавать вопросы. Ну, а это решение, на мой взгляд, действительно достойно того, чтобы его публично озвучивать как образец правового лицемерия. Хотя, возможно, на неё элементарно нажали, а, может быть, просто включилось национальное. Но то, что она стала одним из инструментов рейдерского захвата вуза, по моим ощущениям, не знать Махатилова не могла. Нет сомнений в том, что мы ещё много нового узнаем о том, кто стоит за происходящим сейчас с ДГМУ.

***

Я уже много лет в этой профессии и вижу, как складываются отношения между ректорами и вузовским коллективом. В ситуации с Сулейманом Нураттиновичем – это было по-человечески красиво. Студенты действительно гордятся и своим вузом, и своим ректором. Достаточно просто заглянуть на сайт этого вуза, чтобы увидеть, насколько там активно и интересно проходит и студенческая жизнь, и общественная. «Сборная ДГМУ заняла II место в Спартакиаде вузов Дагестана», «III Международный маммологический форум прошел на базе ДГМУ», «XXIII Всероссийская научно-практическая конференция «Шамовские чтения» прошла в ДГМУ», «Волонтеры ДГМУ приняли участие в мероприятии ко Дню защиты детей». И это названия мероприятий, которые прошли в вузе за последние три дня, до момента написания моей статьи.

Дагестанский государственный медицинский университет среди позитивных новостей действительно стал виден. Это место уже не является конюшней, где кони были важнее людей. Сегодня вуз, в первую очередь, место, где главными героями являются врачи- интеллектуалы, где люди тянутся к знаниям и получают их, где всё сделано для того, чтобы студент становился хорошим врачом. И это главное достижение Сулеймана Маммаева.

С того момента, как Сулейман Нураттинович был избран ректором ДГМУ, прошло пять лет. Студенты, поступившие в ДГМУ в тот год, еще даже не окончили вуза. У нас не так много надежды на то, что этого прекрасного человека получится отстоять, но я думаю, что для этого нужно сделать всё возможное. Новое поколение дагестанцев заслуживает того, чтобы получать качественное образование у нас в республике! А наш главный медицинский вуз слишком долго был в состоянии смутного времени, чтобы снова его туда возвращать.