фото_цена пандемии-2

К сожалению, в семидесятилетний период правления коммунистов, наряду с безусловно прогрессивными вещами, сделанными ими, было абсолютно убито понимание того, что такое рыночная экономика и как эти рыночные механизмы работают. Нашему рынку по факту лет тридцать – не больше. Поэтому многие вещи нашим предпринимателям приходится познавать интуитивно. Наша страна за этот короткий период прошла путь от дикого олигархического капитализма до капитализма государственного, абсолютистского. Нет сомнений, что маятник снова откатился бы назад и зафиксировался где-то посередине. Но тут случился COVID-19…

Заур Газиев

Ещё один итог пандемии – это практически вымерший малый бизнес. Когда Сергей Меликов 28 июля на совещании с предпринимателями задавал вопросы Мураду Далгатову (уполномоченному по защите прав предпринимателей в республике Дагестан), он даже не представлял себе, через что прошли за этот год люди, пожелавшие работать на себя. Ну а Мурад Далгатов знает наверняка, как люди разорялись и почему закрывали свой бизнес. Но на совещании по вопросам бизнеса он был более чем сдержан.

Если верить официальным источникам, то за отчётный период 2021 года его ведомство оказало адресную помощь более чем 600 субъектам малого и среднего предпринимательства. Тематика поступивших обращений, по словам Далгатова, касалась вопросов земельно-имущественных отношений, инфраструктурных проблем, строительной отрасли, налоговой поддержки бизнеса, работы контрольно-надзорных органов, а также внешнеэкономической деятельности.

По результатам оценки индекса «Административное давление – 2021», ежегодно проводимого уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, по итогам 2020 года Дагестан улучшил показатели и расположился на 46 месте, тогда как в 2019 году находился на 84 строчке. Хотя, что это означает на практике, пока понять трудно, так как практически каждый, кто выигрывает государственные тендеры, сталкивается с массированной проверкой со стороны правоохранительных органов. Чем больше выигранная сумма – тем больше проверок. Всё заканчивается тем, что когда появляется возможность, предприниматели стараются с государственными деньгами не связываться, ведь никто не хочет садиться в тюрьму. И в результате два года подряд у нас были колоссальные неизрасходованные средства. В прошлом году больше 10 миллиардов рублей.

С трудностями сталкиваются и дагестанские предприниматели-экспортеры. Опять же, по словам Мурада Далгатова, для перевозки риса в соседний Азербайджан производителю, помимо прохождения таможенных процедур, необходимо получить сертификаты происхождения, качества, а также фитосанитарный сертификат, что существенно усложняет поставки. Как следствие, несмотря на преимущества дагестанского продукта, Азербайджан всё больше отдаёт предпочтение казахстанскому рису, где процесс закупки проходит быстрее и проще. Просто в Казахстане нет столько желающих создать проблемы тем, кто зарабатывает деньги собственным трудом.

***

Надо сказать, что экономических новостей в Дагестане на этой неделе было предостаточно, один визит Максима Решетникова чего стоит. Но я выделил, в первую очередь, эту новость потому, что она касается людей, которые непосредственно работают с покупателем. И хотя, понятное дело, на этом совещании не было того, кто мог бы сказать, как на самом деле обстоят дела, даже того, что было сказано, уже достаточно, чтобы понять насколько сложная сложилась ситуация. И не только у владельцев банкетных залов. Комментируя выступление Мурада Далгатова, Сергей Меликов отметил, что вопрос избыточных проверок будет вынесен на тематическое координационное совещание, которое пройдёт в августе, а также поручил первому заместителю председателя правительства РД Батыру Эмееву не позднее сентября провести совещание с экспортёрами при участии таможенных структур. А между тем это один из самых злободневных вопросов. Потому что он, по факту, уничтожает любое желание заниматься предпринимательской деятельностью. Ну а если учесть, что каждый месяц в российском законодательстве появляется что-то новое, то оказаться предпринимателем, нарушающим закон, ничего не стоит. При том, что предприниматель может даже не знать об этом. Да и вообще, чтобы быть честным бизнесменом, в нашей стране кучу денег из бизнеса нужно вытаскивать на оформление бумаг, которые будут доказывать, что ты честный человек. И Дагестан здесь вообще не исключение. Такова специфика российского государственного капитализма. Поэтому ничего удивительного, что предприниматель Сергей Погуляйченко предложил разъяснить представителям маркетинговой сферы порядок размещения наружной рекламы, отметив, что им приходится сталкиваться с большим объемом информации, прописанной в нормативно-правовых актах органов местного самоуправления.

Сергей Меликов отметил важность данного вопроса и поручил первому вице-премьеру региона Батыру Эмееву встретиться с представителями рекламного бизнеса и провести разъяснительную работу по выработке методических рекомендаций.

***

Опять же, если верить официальному документу, немного дегтя подлил руководитель Дагестанского регионального отделения РСПП – Объединение работодателей «Дагестанский союз промышленников и предпринимателей» Сефер Алиев. Он сообщил о том, что бизнес республики сталкивается с проблемами при получении технических условий. Речь идет об отсутствии мощностей в электрических и газораспределительных сетях, а также в сетях водоснабжения и водоотведения. Сергей Меликов поручил вынести данный вопрос для обсуждения на заседании по топливно-энергетическому комплексу. Между тем, председатель Дагестанского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Зульгимар Тагибова отметила, что в первую волну пандемии новой коронавирусной инфекции из-за ограничительных мер было замечено резкое снижение предпринимательской деятельности в республике. Также она выразила благодарность руководителю субъекта за своевременно принятые меры поддержки для малого и среднего бизнеса, в том числе снижение налоговой ставки. Что правда, то правда – это снижение очень поддержало многих предпринимателей. Если учесть, что мало кто из арендодателей отказался взымать аренду у неработающих магазинов, то государство повело себя более чем благородно. Чего от него мы уже давно не видели.

Но всего через пару дней сильно удивил Максим Решетников, который начал говорить о выходе из тени и налогах. «Отдельный вопрос – легализация того бизнеса, который сейчас на территории региона присутствует и развивается. Надо приложить усилия, создать условия и убедить предпринимателей в том, что нужно обеспечивать трудовую защиту работников, платить налоги в том числе. Легализация должна дать толчок новому инвестиционному процессу. Помимо легализации, есть вопрос развития инфраструктуры. Дагестан – один из самых недоинвестированных регионов РФ с точки зрения коммунальной, транспортной инфраструктуры», – сообщил Решетников.

Со второй частью всё ясно, но говорить сейчас о выходе из тени несколько странно. Мне кажется, что пандемия добила всех без всякой надежды на выживание, и в первую очередь тех, кто был в тени.

Ну, рассчитывать на налоги из Дагестана – это всё равно что ждать денег от коматозного больного… Трясли бы уж своих олигархов, которые за время пандемии только разбогатели.

***

Надо сказать, что проблемы в бизнесе из-за пандемии были не только в Дагестане. И не только в России. Чтобы там не говорили про помощь предпринимателям в странах Евросоюза, мои друзья из Франции рассказывали, как люди кончали с собой, как возвращали арендованные квартиры и переезжали жить на работу, потому, что не было денег оплачивать и то и другое. Да была беспримерная помощь со стороны государства, но и убитый бизнес валялся на каждом шагу. Ресторанный и туристический – это точно!

Кстати, в эти выходные во Франции прошли огромные демонстрации протеста против мер предпринимаемых по борьбе с пандемией. У нас таких акций не было, но это не значит, что нашим людям все, что происходило, нравилось. Просто мы терпеливее, да и власть у нас не привыкла слушать людей.

К сожалению, цена пандемии у нас тоже очень высокая. Во всяком случае, открытие первых магазинов «Магнит» показало уровень понимания того, как складывается ситуация на потребительском рынке республики.