Фото к тексту

Я давно ждал, что этот вопрос будет поднят руководителем республики, учитывая, что через месяц обсуждать его просто не будет смысла. Речь идёт об исполнении бюджета республики. Надо сказать, что проблемы с исполняемостью бюджета у нас возникали и раньше. Взять хотя бы для примера два предыдущих года. По официальным данным – это было более 10 миллиардов в год. По неофициальным – все 20. И радости тут никакой – ведь это деньги, которые не зашли в республиканскую экономику.

Заур Газиев

Сказать, что при обсуждении этого вопроса Сергей Меликов был в ярости, – ничего не сказать. Человек, который хорошо знает свой горячий нрав и обычно контролирует себя, на этот раз тоже был сдержан, но, глядя на полный швах по исполнению бюджета, раздражение по этому поводу контролировать было уж очень сложно.

Всё началось со школ в селе Львовское № 1 Бабаюртовского района. «Сегодня 31 августа. Почему мы сегодня пытаемся решить вопрос о том, куда завтра дети пойдут учиться? Почему деньги не были запланированы при майской корректировке бюджета?» – обратился с вопросом к руководителям органов исполнительной власти Сергей Меликов.

Ещё страннее история со школой в селе Ничрас Табасаранского района, о которой напомнил руководитель Дагестана. Муниципальный контракт на строительство здания был подписан в сентябре 2015 года. В связи с отсутствием средств в местном бюджете финансирование завершения строительства было поэтапным – с 2015 по 2019 годы. Первоначальная проектно-сметная документация была составлена на 50 млн рублей, однако из-за отсутствия средств была урезана до 34 млн рублей, в связи с чем из проекта были исключены благоустройство двора, обустройство канализации и санитарных узлов. Администрация муниципалитета обратилась в Правительство республики за решением вопроса. После долгих процедур, связанных с электронным аукционом, начавшихся еще два года назад, лишь 27 августа этого года был заключён контракт с единственным поставщиком.

Всё закончилось тем, что Сергей Меликов раскритиковал ответственных за данную ситуацию и обратился к первому заместителю прокурора республики Руслану Ляпину с просьбой провести прокурорскую проверку. Кроме того, Глава региона поручил первому вице-премьеру РД Нюсрету Омарову взять строительство школы под личный контроль.

***

Надо сказать, что Нюсрету Омарову досталась самая неблагодарная работа – рассказать Главе о том, как обстоят дела с освоением бюджета, отталкиваясь от реальных цифр. Поначалу он говорил о том, что удалось коллегам из числа министров и руководителей ведомств. И здесь картинка выглядела более-менее гладко. Он отметил, что исполнение республиканского бюджета за 7 месяцев текущего года по доходам обеспечено в сумме 90 млрд 116 млн рублей, из которых федеральные межбюджетные трансферты – 67 млрд 660 млн рублей. Кассовые расходы составили 84,2 млрд рублей. Исполнение бюджетных назначений за январь-июль текущего года в разрезе видов налогов к плану на этот период составило по выполненным показателям: налог на прибыль организаций – 107,7% (+221 млн рублей); НДФЛ – 101,5% (+149 млн); транспортный налог – 129% (+142 млн); госпошлина – 105% (+3,1 млн рублей). По невыполненным показателям: акцизы на ГСМ – 95,5%; акцизы на алкогольную продукцию – 97,7%; налог на имущество организаций – 99,4%; налог на добычу полезных ископаемых – 54,8%.

Кроме того, первый вице-премьер рассказал о реализации национальных проектов: «При плановых назначениях расходов на реализацию национальных проектов в сумме 20 млрд 750 млн рублей кассовое исполнение за 7 месяцев обеспечено лишь в сумме 6 млрд 10 млн рублей или 29 процентов. На сегодняшний день нулевое кассовое исполнение наблюдается по национальным проектам «Цифровая экономика» и «Международная кооперация и экспорт». Низкий процент освоения по национальному проекту «Образование», а также по нацпроектам «Безопасные качественные дороги», «Экология», «Культура», «Жилье и городская среда», «Здравоохранение»…

Становится системной тенденция наличия значительных остатков на счетах главных распорядителей бюджетных средств, которые на 1 августа составили 10 млрд 200 млн рублей. Конечно, есть объективные обстоятельства, но нельзя не сказать и о недостаточности принятых мер. Наиболее крупные суммы остатков сложились у следующих министерств, ведомств: Управление по капитальному строительству, Минобрнауки, Минздрав, Минсельхозпрод, Минтранс и Минтруд», – сообщил Омаров.

***

И здесь стало понятно, почему Сергей Алимович был раздражен и раздосадован. Он обратил внимание, что пять органов исполнительной власти республики не обеспечили освоение даже четверти выделенных средств. «Это общее освоение бюджета на 1 августа. И на фоне этого потом мы будем говорить, что в Дагестане нет денег. Меньше 50% освоения средств», – сказал Меликов и при этом отметил, что показатели Дагестана по освоению бюджета являются самыми низкими среди субъектов СКФО.

Вместе с тем важнейшей составляющей бюджетного планирования и его исполнения, уверен Глава региона, являются сроки реализации проектов. Немаловажно проводить, к примеру, работы по строительству и благоустройству объектов в летние месяцы, а не затягивать с заключением контрактов до осени, в очередной раз напомнил Сергей Меликов. «В таком случае образуются недостроенные или низкого качества объекты. Когда мы будем принимать бюджет на следующий год, должны быть и планы по его реализации. Бюджет – это не только цифры. Министерство экономики должно сопрягать плановость с наличием финансов», – обратился к руководству отраслевого министерства Глава республики.

Меликов также отметил, что время жалеть коллег закончилось, и призвал жестче спрашивать с тех, кто на сегодняшний день пока ещё не чувствует ответственности за исполнение обязательств.

***

Однако на этом плохие новости не закончились. Об организации работы по бюджетному планированию на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов рассказал министр финансов РД Юнус Саадуев.

«Против первоначально утвержденного бюджета на 2021 год наблюдается снижение на 3,7 млрд рублей, что обусловлено уменьшением федеральных субсидий и отсутствием дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда. Эти средства пока еще не перераспределены Минфином России. Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности предусмотрена с ростом на 1 млрд рублей, но подлежит корректировке. Прогноз налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета на 2022 год также сохранен в сумме 38,9 млрд рублей, что к уровню 2021 года составляет 101,5 процента», – сообщил Саадуев.

Касаясь расходной части бюджета на 2022 год, министр финансов региона отметил, что в настоящее время они сформированы в объеме 159,3 млрд рублей. Продолжается также работа по сокращению государственного долга. При этом отмечено, что 1 млрд 405 млн рублей, подлежащие возврату, Минфином России оставлены республике для направления на новые инвестиционные проекты и временно прописаны в резервном фонде.

«В соответствии с установленным порядком органы исполнительной власти должны были представить в Минэкономразвития республики проекты государственных программ, до 1 октября обеспечить их утверждение, более того, – защиту федерального участия в их реализации. Министерствам, ведомствам, которые сами определяют назначение расходов, необходимо обеспечить их реалистичность, ответственно подойти к распределению бюджетных ассигнований по соответствующим кодам бюджетной классификации, что утверждается Законом Республики Дагестан о бюджете», – заключил министр финансов РД.

***

Сергей Меликов, комментируя вышесказанное, напомнил о необходимости более активного и, соответственно, эффективного взаимодействия регионального Правительства с отраслевыми федеральными министерствами и ведомствами. «В каждом профильном министерстве существуют свои программы. Надо ехать с качественно разработанными предложениями и проектами, уметь их защитить», – призвал глава региона.

То же самое говорили и его предшественники. Для того, чтобы работать в ФЦП, нужно уметь правильно составлять документы, нужно уметь защищать свои проекты. И вообще пользоваться инструментом лоббирования…

***

Надо сказать, что проблемы с неосвоением средств у нас не было до тех пор, пока не началась активная борьба с коррупций. И в этом случае люди просто предпочли не связываться с государственными деньгами. Были поломаны прежние механизмы выбивания средств из Центра и освоения их в республике, а работать по-новому оказалось сложнее и во многих случаях не выгодно. Но это, пожалуй, уже тема для другой статьи. А пока мы видим, как Сергей Меликов изо всех сил пытается ускорить работу ведомств, которые волею судьбы оказались распорядителями бюджетных средств.