Фото к тексту

«Спор уравнивает и умных, и дураков – и дураки это знают». Оливер Холмс

На самом деле история с распылением газа в махачкалинской школе № 36 говорит не о том, что у нас плохие дети. Она показывает, что общество наэлектризовано и ищет не причину, а того, кого можно наказать. Притом что те, кто на самом деле ведёт себя агрессивно, оказываются вне зоны публичной критики. Читаешь комментарии от, казалось бы, нормальных людей и понять не можешь, откуда вся эта кровожадность и готовность к войне по любому поводу, даже там, где речь идёт просто о подростковой шалости.

Заур Газиев

Всё началось с того, что двое учеников 9-го класса школы № 36 города Махачкалы, купив неподалеку от школы слезоточивый газ «Черёмуха», во время перемены распылили опасное вещество в коридоре. На вопрос о том, как это было, один из подростков рассказал: «Зашёл в магазин, взял перцовый баллончик за 250 рублей, спрятал его и направился в школу. Подошёл к запасному выходу, проверил состав и дальность действия баллончика. Потом подошёл одноклассник и попросил баллончик, я ему отдал. Передвигаясь по коридору, он его использовал. Струя попала мне в лицо. Пошёл отмываться от него, а когда вернулся, всех уже эвакуировали».

Правда, он не рассказал, что сначала они брызгали этот газ друг на друга, проверяя его действие. А ещё он не рассказал, что до этого его обижали другие мальчики, поэтому в целях самообороны он и решил купить баллончик с газом. Второй ученик, распыливший газ, признался, что «пшикнул по незнанию пару раз». Он добавил: «на третьем уроке искали кабинет. Встретили друга, он позвал нас, показал баллончик. Передал мне. Я, не зная, что это такое, пшикнул один или два раза. Потом начали глаза болеть, пошёл сразу умываться», – рассказал подросток правоохранителям.

От действий старшеклассников пострадали 25 детей в возрасте от 6 до 15 лет, являющиеся учениками разных классов вышеупомянутой школы. Как и почему несовершеннолетние смогли беспрепятственно приобрести и пронести в школу слезоточивый газ, ещё предстоит выяснить. В отношении их родителей собран административный материал. Ну вот и всё по сути того, что произошло. Ничего экстраординарного.

Мальчики-подростки – существа неугомонные, и если вам не совсем отшибло память, то вы всё это хорошо помните и по собственному опыту. Психологи дают этому вполне конкретный ответ: гормональный взрыв влияет на психику. И никакое воспитание не удержит молодого человека в этом состоянии от соблазна экспериментировать. Более того, как бы нам ни хотелось это забыть, с нами происходило всё то же самое. Были случаи, когда в школу на уроки приносили гранаты и другие взрывчатые вещества, а также боевое оружие, умыкнутое из-под носа у родителей. Таким образом, подростки самоутверждаются друг перед другом. Так бывает! Ничего с этим не поделаешь. У меня только вопрос к психологу, который работает в школе № 36: а вы чего спрятались? Может, наступила ваша очередь заступиться за подростков, которых сейчас пытаются сделать объектом травли в социальных сетях? Если это были дети с девиантным поведением, то вам самое время рассказать об этом, а если это нормальные дети, то можно было бы за них заступиться. Всё-таки дети! Может, тела у них и выросли, но мозги-то детские! Не нужно идти на поводу у людей, которые отказываются признавать правду такой, как она есть.

***

Самый первый вопрос: законно ли был продан слезоточивый газ подростку? Очевидно, что незаконно. Правила продажи пиротехнической продукции регламентируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2009 г. № 1052 «Об утверждении требований пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий». Вся пиротехническая продукция, включая петарды, разделяется на пять классов опасности. От присвоенного класса зависит радиус опасной зоны, условия хранения, возрастные ограничения. На каждом изделии должен быть указан класс опасности и возрастное ограничение. В соответствии с пунктом 11 этого постановления, запрещено продавать пиротехнические изделия лицам, не достигшим 16-летнего возраста (если производителем не установлено другое возрастное ограничение). Поэтому надо искать место покупки. Если, конечно, это действительно так, и подростки не умыкнули «Черёмуху» у кого-то из родственников, работающих в правоохранительных органах. И опять-таки надо разбираться с участковым, который допустил на своей территории такую незаконную торговлю. И вообще, кто регламентирует торговлю в подобных гастрономчиках? А если завтра они захотят продавать наркотики, то этого тоже никто не заметит? Помимо продавцов, здесь есть кому задавать вопросы. Поэтому с предложением публичной казни подростков и их родителей стоит повременить.

***

Не в моём стиле защищать школу и учителей. Но здесь они вообще не при чём. Тут, скорей всего, сработали факторы, с которыми ничего невозможно поделать. И эти факторы не зависят от школы, государственного строя, национальности или вероисповедания. Переходный возраст у мальчиков всегда характеризуется переменами в характере и поведении. Петарды или газовый баллончик – тут не самое экстремальное. Подросток не понимает этого, но его штормит от гормонов. Он непредсказуем. Недовольство всем – это закономерное проявление переходного возраста, оно вызывает стыдливость, замкнутость и неуверенность в себе. Иногда немотивированную агрессию.

В результате недовольства собой часто возникает повышенная нервозность и внезапная агрессия. Переходный возраст сигнализирует о себе грубостью по отношению к родителям, старшим людям, учителям.

Вспышка эмоций – это особенность возрастного этапа, ее причина кроется в бурной перестройке организма. Гормоны, отвечающие за половое созревание организма ребенка, называются андрогенами. В период переходного возраста мальчик начинает позиционировать себя как взрослый мужчина. Он хочет доказать окружающим, что способен решать собственные проблемы самостоятельно. Считая себя взрослым, подросток в переходном возрасте нередко совершает «подвиги» под влиянием эмоций, не отдавая себе отчета относительно возможных последствий. Выход у взрослых здесь один – необходимо мягко помочь подростку сориентироваться в ситуации, дать ненавязчивый, но толковый совет, подсказать, как справиться с проблемой. Я сейчас не буду писать, что в переходном возрасте начинается период подростково-юношеской гиперсексуальности. И вот подростки, чьими проблемами должны заниматься психологи, специализирующиеся именно на проблемах тинэйджеров, становятся объектами обсуждения в социальных сетях. Люди, пишущие с грамматическими ошибками, дают советы космической глупости и такой же космической бесполезности.

***

Но в этой истории не меньше копий досталось и родителям подростков. Прежде всего, надо сказать, что большинству дагестанских родителей вообще не до детей – они решают вопрос физического выживания. У одного из мальчиков этой истории мама – единственный родитель, и она работает до полуночи и растит своего сына, как может. Когда умники из социальных сетей начинают обвинять родителей, они плохо себе представляют, что это вообще такое, когда ты изо всех сил работаешь только на выживание. Копеечные детские пособия никогда не дадут человеку выполнить свой родительский долг хотя бы четверть. Мы будем изо всех сил пахать на своих детей только для того, чтобы они не почувствовали себя хуже других. А потом доползать до постели, не имея никаких сил для диалогов со своими детьми. И у большинства работающих родителей это так. Прибавьте к этому, что большинство среднестатистических дагестанцев добросовестно ходит на свадьбы и похороны, оставляя там деньги, а это ещё та статья расходов! По большому счёту родительство – это такая же работа, как и любая другая, только ещё сложнее. Это как лечить зубы себе самому. И при этом тебе совсем неизвестен результат. Только говорится, что это наши дети. На самом деле, это мы их родители. Это они владеют нами: нашим временем, нашими деньгами, нашими мыслями. У нас, у родителей, на самом деле не так много времени, чтобы стать для них родными людьми. Ребенку лет 10-11, а потом настанет переходный возраст, и вот они уже с тобой даже в кино не захотят пойти. Не говоря уже о том, чтобы делиться сокровенным. Можно, конечно же, не обращать внимания на физиологию и отрицать очевидные вещи, но от особенностей психологии этого периода никуда не деться. Можно кричать, что дети нынче не те, или же что родители сидят в смартфонах, но реальная жизнь живёт по другим законам. Мальчик из страха и любопытства покупает баллончик с «черёмухой», издёрганная продавщица продаёт ему его не глядя, а он идёт и рассказывает о своей покупке друзьям. Потом несколько неосторожных движений – и вся школа на ушах!

А какие-то злобные малограмотные люди требуют казнить их на площади…

***

На днях мне рассказали историю из 13-й школы, где в 7-ом классе группа мальчиков терроризирует класс, а учителя ничего не могут с этим поделать. Мальчик, сколотивший вокруг себя банду, третирует учителей чуть ли не с первого класса. При этом родители других детей, устав выяснять отношения с родителями проблемного ребёнка, просто забирают своих детей из этого класса. Все понимают, что их дети не получают знания из-за того, что трудному ребёнку доставляет удовольствие доводить учителя до белого каления, и из-за него половина урока пропадает даром. Руководство школы проблему не решает, психолог ничего сделать не может. И опять же – мама проблемного ребёнка не считает, что её ребёнок что-то делает не так… Вот в этой ситуации общественное мнение почему-то молчит… Люди молча забирают детей…

***

Становиться взрослым всегда бывает трудно. И даже если этого не видно со стороны, вовсе не означает, что под тихою водою ничего не происходит. Да, есть криминальные таланты, но есть и подростковая шалость. История с обществом, которое не осудило дага, не заплатившего таксисту, но готово распять подростков за пшикнутый газовый баллончик, продолжает удивлять… Детский вопрос оказался очень даже не детским…