BIG_2

Эта история началась в далёкие пятидесятые годы прошлого века, когда на это место с разрешения руководителей села Халимбекаул военные приходили два раза в год на стрельбища. После распада Советского Союза военные ушли и много лет не появлялись. И в 1998 году земли были розданы халимбекаульцам. Согласно указу Госсовета РД, у новых хозяев земли были поимённые свидетельства – прообразы знаменитых «зелёнок». Они на этой земле выращивали овощи, кормовые культуры, пасли скот, в общем, земля их кормила. Хотя как можно называть их новыми хозяевами, когда испокон веков земля принадлежала этим людям и этим семьям…

Заур Газиев

В 2003 году Министерство обороны России обратилось к Правительству РД с просьбой о выделении им места для полигона. Вопрос рассматривался несколько лет. В конечном итоге в 2006 году администрация Буйнакского района вынесла постановление, согласно которому в районе выделялось 1593,23 га под военный полигон, который назвали «Дальний». Из этих 1593,23 га халимбекаульцам принадлежало 674,22 га. Поручение получить согласие граждан на выделение данных участков для полигона было направлено председателю кооператива ПСК «Халимбекаульский» и администрации села. Зная, что люди не согласятся, администрация села согласие не дала.

Однако председатель ПСК «Халимбекаульский» был более сговорчив и дал согласие. И тогда-то все завертелось. Формального согласия хватило, чтобы администрация Буйнакского района в 2006 году издала постановление о выделении земельного участка под полигон. Когда стало окончательно ясно, что земля перейдёт к Министерству обороны, то это ведомство оформило землеустроительные документы по межеванию земельных участков, ранее принадлежавших другим собственникам. Согласно постановлению, которое опирается на земельное законодательство, в документе был пункт, где прямо сказано: новые владельцы земли должны компенсировать прежним хозяевам их материальные потери, недополученный урожай, убытки и т.п. Признавали вопрос компенсации и сами военные. Но дальше слов дело так и не пошло…

***

Передо мной документ, подписанный бывшим министром обороны России А. Сердюковым. В нём сказано следующее: «Финансирование мероприятий, связанных с изъятием земельных участков и объектов недвижимого имущества, расположенных на изымаемых земельных участках, повлечет выделение дополнительных денежных средств из федерального бюджета. Вместе с тем проведение независимой рыночной оценки земельных участков, планируемых к изъятию для государственных нужд, и определение выкупной цены возможно после издания распоряжения Правительства Российской Федерации и определения источника финансирования. Учитывая изложенное, полагается целесообразным поручить Минэкономразвития России и Минфину России рассмотреть совместно с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласовать указанный проект распоряжения Правительства Российской Федерации. Прошу рассмотреть. А. Сердюков».

Далее вопрос был выдвинут уже в практическую область. В документе, подписанном ВрИД начальника Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации Л. Сороко, читаем: «Финансирование мероприятий, связанных с изъятием земельных участков й объектов недвижимого имущества, расположенных на изымаемых земельных участках, будет осуществляться за счет средств федерального бюджета. Во избежание нецелевого расходования бюджетных денежных средств проведение независимой рыночной оценки земельных участков, планируемых к изъятию для государственных нужд, и определение выкупной цены возможно после издания соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации. Проект Распоряжения не содержит правил иных, чем предусмотрены законодательством Российской Федерации». А это означает, что уже с самого начала вопрос компенсации за участки лежал на федеральном бюджете. Но ходатайствовать о компенсация людям должно было бы само Министерство обороны. Оно и пыталось это делать при Сердюкове, но результат халимбекаульцы не увидели. Какой ответ пришел от экс-премьера Зубкова – никто не знает.

С 2006 года халимбекаульцы начали свой бесконечный поход за правдой. И тогда же началась бесконечная переписка. В какой-то момент встал вопрос стоимости участков. Первую экспертизу проводил Буйнакский КЭЧ. К слову сказать, кадастровая палата регистрирует все права на эту землю за Минобороны в 2006 году. Притом, что ни в какой форме компенсации никто не получил. Землю просто отобрали, как будто мы живем не в правовом государстве. С того года халимбекаульцы и обращаются к руководителям республики с просьбой решить вопрос компенсаций. Надо сказать, что никто из них не отмахивался. Практически все дагестанские руководители поднимали этот вопрос перед Минобороны РФ. Но все безрезультатно. Сергей Меликов был первый, кому из Минобороны ответили хоть что-то.

***

Спустя 11 лет, так ничего и не получив ни от Минобороны, ни от Правительства России, халимбекаульцы через суды сумели по бумагам свои земли себе возвратить. Но военные с этих земель почему-то не уходят и по сей день. Они проводят там стрельбы, роют окопы, что-то строят. И всё это незаконно, без каких-либо разрешительных документов. Но после того, как земля, согласно постановлению УФСГП кадастра и картографии РД вернулась к старым владельцам, халимбекаульцам легче не стало. В чём-то стало даже хуже, потому что к ним стали приходить счета на оплату земельного налога. Но самый цимес оказался в другом: халимбекаульцы обнаружили, что под тем же постановлением (9.08.2007 г. № 196 под номером и датой этого постановления вдруг оказались выданы гектары в Каякентском районе.

***

В 2020 году налоговые службы подают в суд на халимбекаульцев с требованием оплатить земельный налог за землю, на которой до сих пор по факту находятся военные. И можно себе представить удивление людей: с одной стороны, они не могут возделывать землю, которая осталась после полигонных стрельбищ, при этом не получив ни компенсаций за испорченную землю, ни денег за использование её в течение 12 лет. Почти параллельно шли два суда. Предметом рассмотрения было то, что халимбекаульцы пытались освободить свою землю от чужого имущества. Один из судов вела судья К. Гридасова. Другой суд – под председательством Ш. Батыраева. В случае с решением, принятым Гридасовой, выходит, что земля халимбекаульцам не принадлежит и находится в законном владении Минобороны РФ. При том, судье было наплевать на то, что Минобороны РФ не выполнило своих обязательств перед предыдущими владельцами. У судьи Ш. Батыраева было прямо противоположное решение: земля принадлежит ПСК «Халимбекаульский», и хозяева земли должны заплатить налоги за эти земли. А речь идёт об одном и том же республиканском Арбитражном суде, об одном и том же законодательстве и одних и тех же обстоятельствах. Думаю, Гридасова даже и не вникала в суть проблемы. Господа, эта женщина-судья, которой не были интересны обстоятельства, в которых оказались 300 семей! Про то, как суды зачастую ссылались на фальшивые документы, я сейчас расписывать не буду.

***

Этой истории уже 16 лет. Более 300 семей в поисках справедливости обращались куда только можно. К слову сказать, Сергей Меликов тоже подключился к этому делу и переправил все письма министру обороны Сергею Шойгу. Но вероятность, что Минобороны РФ наведёт порядок на тех землях, чтобы были загажены полигоном, равны нулю, а что заплатят компенсацию людям – вообще фантастика! Хотя по сути речь идёт об элементарной справедливости, на которую всем, от кого зависит справедливое решение, – наплевать. Те, кто начинал борьбу за справедливость, уже просто не дожили до сегодняшнего дня. К примеру, халимбекаулец Закарья Кантиев, начавший тяжбу с Минобороны РФ, ушел в лучший из миров из-за всех переживаний. К слову сказать, он потратил в этом деле все деньги, что у него были! Оплата адвокатов, текстов в СМИ, платные консультации, экспертизы – всё это требовало денег. Он разрывался между требованиями своих земляков и полным равнодушием чиновников!

Теперь этим делом занимается другой человек Абдулмуслим Даудов, и ему тоже приходится тратить себя на то, что, собственно говоря, всем очевидно. Земли были отданы незаконно. За время пользования ими военными, налог за эту землю платили халимбекаульцы. Рекультивацией земли никто не занимается. И сейчас стоит больших усилий вообще вернуть эти земли в сельскохозяйственный оборот. Притом что Дагестан – это малоземельный регион, и у нас каждый гектар на учёте. Притом, что без земли оказалось 300 семей, чьим главным занятием в жизни является сельское хозяйство.

Когда земли отбирались у халимбекаульцев было много обещаний, теперь же нет ничего, кроме отравленной земли. А тяжбой с Минобороны РФ занимаются простые крестьяне!