Фото к тексту

Пожалуй, главной картинкой этой недели стали не выборы. От выборов у нас уже давно осталась только имитация этого процесса. Главной картинкой у нас стал дом в Цумадинском районе, который уносится бурным потоком. Всё дело в том, что после обильных дождей река Андийское Койсу вышла из берегов. Это видео облетело все паблики и новостные ленты. Честно говоря, более символичного видео и придумать было бы трудно. Ведь Дагестан тоже уносится непонятно куда, и также непонятно, чем всё это закончится.

Заур Газиев

По поводу смытого потоком воды дома я прочитал за эти дни столько всего странного и интересного, что хватит на несколько психиатрических диагнозов. К примеру, когда люди пишут, что история со смытым домом, – это наказание агвалинцам за события, произошедшие с назначением-избранием нового имама местной мечети, я просто остолбенел от удивления! «Если слушались бы имамов, которые вам желали единства и добра и хотели спасти вас от лицемеров с двойными стандартами, ничего бы не произошло… Это вам ещё начало… Ждите». А разве это работает таким образом? Человек на полном серьёзе пишет, что произошедшее – это кара небесная за то, что прихожане мечети решили сами избрать того, кто стал их имамом. При этом в качестве аргумента используются просто личные ощущения. Тогда получается, что на американский континент ежегодные торнадо обрушиваются по причине того, что американцы сами выбирают себе президента? И столкновение воздушных масс с сильно различающейся температурой: теплый влажный воздух с Мексиканского залива, столкнувшийся с холодным воздухом из Канады и сухим воздухом со Скалистых гор, – тут вообще не причём?

Но, с другой стороны, когда речь идёт о делах религиозных, тут, главное, верить и не задумываться. Потому что когда начинаешь задавать вопросы, всё начинает рассыпаться. Как, впрочем, и с любой религией – главное, не задавать много вопросов.

Странным кажется другое. К библейскому прочтению реальности добавляете какая-то базарно-хабальская лексика и такое же базарное злорадство. И здесь, в который раз, у нас в головах смешивается всё – что можно и нельзя. Если уж вы такие религиозные, может, лучше было бы просто посочувствовать человеку, потерявшему дом, который был построен с такой любовью и заботой. Кстати, дом этот внутри такой же аккуратный, как и снаружи. Для нормального человека дом – это часть его самоощущения, это как продолжение его самого. Потеря дома, как потеря части себя самого. Это прекрасно, что там никто не погиб, но это не умаляет трагедии произошедшего.

Хотя есть и другой аспект данного вопроса. С начала времён в горах дома строили повыше к склону. Люди знали, что стихия непредсказуема. Маленькая речка в считанные секунды может превратиться в громадный поток камней, воды и грязи, который смывает всё на своём пути. И в этой гигантской мясорубке погибает всё живое, смываются берега, разрушаются дома.

***

Горцы никогда не строили дома на равнине ещё и потому, что они берегли землю, которую можно было использовать для сельскохозяйственных нужд. Но времена изменились. Земля больше не кормит людей, живущих в горах. Гораздо дешевле купить привозное, хоть и более низкого качества, чем тратить время на работу, за которую, если и заплатят, то копейки. Да и материалы для строительства сейчас используют другие. Раньше глиняные крыши трамбовали катком, дабы вода не проникала внутрь дома. И если пару лет дом стоял без ухода, то крыша проваливалась, а за ней постепенно рушился и весь дом. Камни, скреплённые между собой глиняным раствором, не дают прочного соединения… И вот мы видим, как дом монолитным куском проваливается в реку и таким же цельным куском держится, рассекая бурный поток… Будь он построен немного подальше от реки, то ему ничего бы не грозило. Но не было того, кто предупредил бы хозяина дома, что в этом месте строить нельзя. Хотя для людей, живущих в горах, понимание того, где нельзя строить, наверное, должно было быть на подсознательном уровне. Но это оказалось совсем не так. Нынешние горцы – ведь такой же продукт информационного века, как и все остальные. Молодёжь там так же сидит в Вацапе, Инстаграме или Тик-Токе. Они так же, как и мы, утратили духовную связь с землёй, на которой живут. И в этом смысле они такие же продукты информационных технологий и цифрового мира, как и все остальные. Просто у них немного другая локация.

***

На самом деле весь Дагестан выглядит, как этот смытый потоком в русло реки дом. Он потерялся, утратив большинство из тех качеств, которые делали его частью той земли, на которой он жил. Именно тех качеств, которые помогали ему выживать и обустраиваться в суровых горах. Мы растеряли всё хорошее, что у нас было, но чего-то нового и по-настоящему полезного не приобрели. Мы гуляем по заброшенному селу Гамсутлю так же, как и все остальные туристы, – как гости. Для нас – это другая цивилизация, с другой системой ценностей и другим ощущением времени. Может быть, это трагедия, а может быть, – естественный ход жизни, когда уходит старое, а новый благородный слой собирается поколениями.

Притом, что наши предки были прекрасно гармоничны с природой, а мы только и делаем, что поганим всё, что нас окружает. И это ведь не только в Махачкале происходит. Посмотрите на склоны гор и русла рек, которые завалены мусором. Раньше мусор был биологически разлагаемым, горцы бросали его в реки, и это не было проблемой, но теперь-то это не так! Уже спустя год можно было увидеть последствия своих действий по отношению к природе. Но видеть этого никто не хочет. Проще выбросить пакет с пластиковой упаковкой и забыть о проблеме.

Ещё более чудовищная ситуация с отношением к животным. У нас как бы и раньше любили демонстрировать гостям медведей в клетке, но недавний случай уж совсем оказался зашкварным. Медведя поймали ещё крохой и держали 10 лет в клетке, причем практически впроголодь. В летнюю жару на него набрели туристы и пришли в ужас от того, в каком состоянии находится животное. Туристы напоили медведя и начали сбор средств и поиск места, куда можно было бы пристроить этого хищника. Но хозяева кафе, которые владели медведем, поняв, что могут потерять животное, просто пристрелили его. Вот и рассказывайте после этого о какой-то особой духовности наших народов!

Сегодняшнее население Дагестана в своём абсолютном большинстве утратило понимание связи между своими действиями и последствиями, которые из этого вытекают. И это касается всего. И строительства, и движения на дорогах, и отношения к образованию, и отношения к выборам. Мы так и не поняли, что ничего не обходится без последствий. Мир, который забрасывают мусором, становится мусоркой. Как, впрочем, и то, что наши люди пишут в социальных сетях. Здесь в который раз убеждаешься, что глупость и необразованность имеют обыкновение не прятаться в себе, а вылезать наружу во всей своей красе. Спасибо дагестанским инстаграм-пабликам, которые напоминают нам о том, среди каких людей мы живём. И спасибо этим самым комментаторам, которые не оставили никакой возможности думать о нас лучше, чем мы есть на самом деле.

***

На этой неделе появилась новость о том, что Сергей Меликов вручил денежные призы нашим спортсменам, победившим на Олимпиаде. Ещё лет 10 назад люди приветствовали такое отношение государства к тем, кто отстаивал его честь. Но что-то кардинально переменилось в сознании наших людей. Абсолютное большинство граждан в тех пабликах, которые разместили эту новость, писали о том, что эти деньги стоило бы отдать пенсионерам, инвалидам, на благотворительные и социально-значимые проекты, но не олимпийцам, которые и так обласканы всеми, кем только можно. И это замечательно, если сами спортсмены эти комментарии не читали, потому что увидели бы много для себя неожиданного. Даже в те неспокойные девяностые годы, когда спортсмены и бандиты по большей части были одним и тем же, – такого отношения к ним не было. Хотя по сути мы и так все знаем, что занимались они спортом для себя. Также в социальных сетях писали, что мы, простые налогоплательщики, никого не уполномочивали разбрасываться нашими налогами, да ещё в адрес людей, которым в жизни и так хорошо.

И здесь мы подходим к следующему: а наши люди вообще хоть к кому-то хорошо относятся? Есть ли хоть кто-то, у кого не будет хейтеров?! Притом что волна ненависти сметает на своём пути всё, что могло представлять хоть какую-то значимость.

И вот сейчас я снова вспоминаю тот дом, который потоком смывало в реку, и мне видится наш Дагестан, несущийся куда-то течением. И к какому берегу его прибьёт – не знает никто. Пока только слышится шум течения, ход которого предсказать невозможно. Время и вода бывают очень непредсказуемы.