Фото к тексту_ТАСС

Убийство в махачкалинской школе № 51 стало громом среди ясного неба даже в обстоятельствах, когда к шок-контенту мы вроде бы уже привыкли. Хотя, по сути, ситуация, когда старшеклассник бьёт ножом своего одноклассника, должна была нас удивить. Но нет – мы слишком хорошо знаем нашу молодёжь. Три урода из московского метро и наркоманы из хабаровской военной части родом из той же среды, что и юноша, убивший одноклассника. Одного поля ягоды.

Заур Газиев

Уже к вечеру понедельника, 11 октября, мы знали практически всё, что произошло утром этого злополучного дня. По одной версии, которая выглядит наиболее убедительно, дело было так. 16-летний ученик 9-го класса Асанали продал своему однокласснику Джабраилу телефон. Асанали не отдал трубку сразу, а сообщил, что родители ему наказали: пока деньги не заплатят, телефон не отдавать. Джабраил перечислил ему, как они и договаривались, 10 тысяч рублей. Однако прошло две недели, но ни денег, ни телефона не было. Джабраил напоминал однокласснику об этом практически каждый день. В конце концов, он попросил вернуть деньги или отдать телефон.

В понедельник, 11 октября, дело у них дошло до драки. И Джабраил оказался сильнее, учитывая то обстоятельство, что он ходил на борьбу. Когда после драки Джабраил развернулся спиной к Асанали и уже стал уходить, побежденный вскочил, выхватил нож и со спины всадил его обидчику в сердце. Джабраил умер, не доехав до больницы…

Теперь вопрос: случайно ли в этих обстоятельствах у Асанали оказался нож? Логика подсказывает, что деньги возвращать он не собирался, знал, что конфликта не избежать, и готовился. Мы видели допрос в Кировском райотделе полиции. Мы слышали, что говорил Асанали. Не нужно быть психологом или специалистом по лжи, чтобы понять, насколько можно доверять тому, что говорит малолетний убийца. Ведь мы слышали его маргинальную лексику, с ним всё было понятно с первого предложения. Там нет сожалений по поводу совершенного убийства…

«Нож я приобрёл ещё примерно год назад в маленьком магазинчике. Он всегда дома лежал. У всех ведь он есть, и я хотел, чтобы у меня тоже был. Чтобы я решил его в один день положить в карман, не помню. В школу неделю не ходил, в кармане он как-то оказался», – рассказал 16-летний подозреваемый.

Он также объяснил, что раньше конфликтов между ним и одноклассником не возникало и желания убивать другого ученика у парня не было. Школьник достал нож во время драки в состоянии аффекта, по крайней мере, он сам так заявил. После случившегося, по словам парня, он пошёл к директору школы и рассказал обо всём, а пострадавший убежал.

***

Напоминаю, что юноше 16 лет. После этого убийства очнулась даже вечно спящая Уполномоченная по правам ребенка в Республике Дагестан Марина Ежова. По её словам, у него уже были проблемы с учебой и поведением: «Мальчик сложный, изначально проблемный. Он уже попадал в поле зрения педагогов и психологов, учился плохо, были проблемы с поведением. Родители были в курсе, но никто не предполагал степень возможной трагедии. Он уже поменял одну школу, какое-то время находился на домашнем обучении, а в эту школу был переведен недавно», – рассказала Ежова.

Она добавила, что семья подростка не является неблагополучной. «Семья полная, какого-то ярко выраженного социального или материального неблагополучия нет, это единственный ребенок в семье», – сказала Ежова.

О том, что мальчик имел криминальные наклонности, могла бы сказать психолог школы № 51 или же классный руководитель. Но никто из них этим вопросом не обеспокоился. У нас вообще работа школьных психологов поставлена весьма слабо.

***

Остаются неизвестными только некоторые детали. Первая из них: из какой школы мальчик был переведён в школу № 51, и по какой причине у него был конфликт на предыдущем месте учёбы. Мы ждём извинений от родителей Асанали и хоть каких-то объяснений. Сейчас у меня нет сомнений, что этот мальчик уже пропащий человек. Совершить убийство в 16 лет – это, извините, не случайность. Не для того он нож покупал и носил его с собой, чтобы не пустить его в дело. Плюс этот обман с продажей телефона. Он ведь по сути убил человека, чтобы не возвращать деньги за трубку.

Не знаю, уж какие законы нарушала пресс-служба республиканского МВД, опубликовав в своём Инстаграме допрос с размытым лицом Асанали, но это видео может стать пособием для всех, кто анализирует, как получаются лжецы и подонки. Уже в голосе юноши слышится маргинальная лексика и сплошная ложь. Благодаря этому ролику весь пазл сложился полностью. Асанали знал, что Джабраил сильнее него. Знал, что ему не одолеть и не запугать Джабраила, потому и носил с собой нож. Он искусно врёт про то, что купил ножик просто так. Всё он знал, учитывая, что до этого кинул своего одноклассника. И нож был для него защитой от возмездия. Когда его допрашивали в Кировском отделе полиции, он врал, что между ним и Джабраилом не было конфликтов. Притом, что по сетям уже гуляло видео с дракой между ними. Притом, что весь класс знал историю с трубкой. Ну, а когда он произносит фразы: «в состоянии аффекта», «непреднамеренно», используя специальную лексику, которая в подростковой среде не употребляется, то мы понимаем: он знает, что говорить, так как с ним уже поработали взрослые!!!

Судя по видео, где он наносит роковой удар ножом, там не то что состояния аффекта не было, там и драка-то еще не началась. Он искусно играет простоту душевную. И если вы не знаете всех обстоятельств дела, то вы никогда не заподозрите, что перед вами сидит настоящее чудовище. И вот потом из таких маргиналов вырастают большие сволочи, которые позорят Дагестан и разрушают веру в людей.

***

Ну, а теперь про школу. Она, действительно, неблагополучная. Я несколько лет назад уже сталкивался с ужасной историей оттуда. Но сейчас это совсем трэш.

Есть ещё одна версия, которая дополняет картину взаимоотношений в этом классе. По рассказам одноклассников, подросток с начала сентября ходил в школу с охотничьим ножом: дети боялись, просили его не таскать в школу нож, но это не помогло. Девочки класса обращались к директору школы с просьбой обратить внимание на подростка и рассказывали, что их одноклассник приходит в школу с ножом, что ведёт себя очень странно. Но никакой реакции не последовало. И это после всех историй с массовыми расстрелами в школах. Тогда, по одной из версий, дети решили разобраться сами… В один из дней подростка позвали за школу, и случилась драка. Подростка, по словам одноклассников, это ещё больше обозлило, после чего на детей уже посыпались угрозы убийства. В понедельник утром подросток вызвал одного из своих обидчиков «на разборки» и без лишних разговоров воткнул ему нож в сердце…

Где был в этот момент классный руководитель, как это всё комментирует школьный психолог, который узнаёт, что ученик ходит с ножом, – нам пока неизвестно. Но буллинг в жестокой подростковой среде явление не редкое. Как мог директор пропустить жалобы учениц – тоже непонятно. По ходу главной обязанностью школ стала организация выборов (со всеми их составляющими) – и всё!

После происшествия республиканский Следственный комитет возбудил уголовное дело о халатности в отношении директора и заместителя директора махачкалинской школы № 51. И ещё одно уголовное дело возбуждено в отношении ЧОП, которое охраняет учебное заведение.

***

И здесь возникает традиционный вопрос: кто виноват. В первую очередь, это родители Асанали. Они не могли не осознавать степень проблемности своего ребёнка. Если не понимали, то, значит, дела у них ещё хуже. Им нужно было тащить своего ребёнка к психологу и разбираться с тем, что происходит у него в голове. Проблемы в предыдущей школе должны были стать свидетельством того, что с их ребёнком не всё в порядке. Я уверен, что они всё знали, но предпочли отправить его в школу и свалить всё на чужих людей. Они думали, что так проще. Теперь им с этим жить. В любом случае, он уже встал на скользкую дорожку. Он уже убил человека, он уже публично врал, он уже по сути украл деньги у своего одноклассника.

Следующими виновными, безусловно, являются психолог и классный руководитель. Если школьный психолог и педагог не знают о сложностях социализации в подростковом коллективе, то гнать их из профессии – немедленно! Они никакого отношения к педагогике не имеют. Почему этим людям было плевать на то, что в коллективе назревал конфликт?! Про директора я писал чуть выше: к вам пришли дети и сообщили, что их одноклассник ходит на уроки с ножом, но вы не делаете ничего! Такое чувство, что директор не понимал, в какой школе, и с каким контингентом он работает. В день инцидента он был уволен со своей должности. А чуть позже стало известно, что он был госпитализирован с сердечным приступом.

***

Мы искренне соболезнуем родителям погибшего мальчика. Мама его сейчас находится в реанимации. Вместе с семьёй погибшего Джабраила плакали мы все вместе…

И в этот самый момент сотни тысяч махачкалинских родителей, схватившись за сердце, хорошо задумались по поводу того, можно ли отправлять своих детей в школу, и как их там защитить. Я очень надеюсь, что будут выработаны какие-то защитные механизмы для избавления в классах от детей, которые создают проблемы в коллективе. И что совместным решением родительского коллектива подобные отроки будут переводиться на дистанционное обучение. Согласитесь, что это лучше, чем драки и убийства. Во всяком случае, люди должны иметь возможность защитить своих детей от маргиналов.

***

Это на самом деле ужасная история. Джабраила, который ещё в понедельник утром шел в школу, уже не вернёшь. Хочется отмотать время назад и всё исправить… Но есть вещи, которые мы всё же можем сделать – это начать менять ситуацию с воспитанием наших детей, с тем, как к ним относятся в школе… Это единственное, что мы можем сделать в сложившейся ситуации. И комиссия, которую по этому поводу решили создать в Минобрнауки РД, – правильное решение.