Фото к тексту

Мэр Махачкалы Салман Дадаев ещё 12 августа текущего года рассказал о сносе здания, построенного без разрешения более 10 лет назад. Тогда речь шла о строении на проспекте Г. Гамидова. На самом деле, эта постройка – одна из многочисленных самостроев столицы Дагестана. Надо сказать, это как раз тот случай, когда активность проявили сами жители. Они пожаловались на факт существования рядом с ними этого объекта, и призвали ускорить его снос. И хвала небесам, что мы дожили до времён, когда это можно сделать.

Заур Газиев

На моей памяти были времена, когда протесты горожан приходили усмирять спортивные парни из клуба «Скорпион». Безусловно, они делали это не сами, а по поручению тогдашнего мэра. Но сути дела это не меняет. Все видели, как Махачкала превращалась в бетонные трущобы, и все, кто мог на этом заработать, на этом и зарабатывали.

Но времена изменились. Сегодня шесть зданий, в том числе пять многоквартирных домов, признаны самовольными постройками, организован их снос, сообщила прокуратура Дагестана. Однако горожане призвали ведомство провести проверки и по другим адресам. А таких адресов, даже по сведению самой прокуратуры, несколько сотен. Найти их список не представляет никакой сложности. Достаточно просто пробить этот вопрос на Гугле или Яндексе. Ещё в 2018 году тогдашний руководитель Дагестана Владимир Васильев предупреждал застройщиков о том, что время их беспредела закончилось. «У нас строится больше, чем может переварить наша канализация и очистные системы. У нас вводится больше, чем можем обеспечить устойчивой электроэнергией. Я хочу предупредить всех застройщиков – это время закончилось. Будем разрушать. То, что будет строиться сейчас, предупреждаю, будет сноситься. Беззакония больше не будет. С момента, как работаю здесь, внимательно слежу, чтобы суд не принял ни одного решения, которое бы узаконило незаконное строительство. Процесс закончился».

Конечно, была надежда, что варяги положат конец даговскому бардаку в городской застройке. Но, к сожалению, нежелание стать поводом к массовым протестам у Васильева преобладало над возможностью навести в этой области порядок. В общем, я не помню ни одного здания, которое было бы снесено при Васильеве. Ну и как его не понять. Поэтому все как строили до него, так и продолжали строить при нём.

Я много раз писал про то, что меня удивляло странное молчание участковых полицейских. Но недавно у меня был разговор с одним из функционеров МВД. Он мне прямо сказал: «Как только участковый начинает поднимать шум, звонят его начальству и вопрос улаживается. И полицейскому жестко приказывают и близко к месту строительства не подходить. И никто в этой истории ничего поделать не мог. Деньги, которые крутятся в строительной отрасли, сопоставимы с деньгами, что крутятся в наркобизнесе. Застройщики со стажем работы могут купить всех с потрохами. Поэтому много лет никто их даже не беспокоил. Вероятно, они думали, что так будет и дальше».

***

К слову сказать, ещё в 2018 году по приглашению Владимира Васильева в республику прилетала заместитель министра экономического развития – руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Виктория Абрамченко. Тогда она заявила, что в ходе проверок в Дагестане были выявлены серьезные реестровые ошибки, отсутствие качественной градостроительной документации, нарушения земельного законодательства. Особое внимание Абрамченко обратила на работу дагестанских судов, принимавших решения, согласно которым неправильно построенные объекты недвижимости, не введенные в эксплуатацию, признавались законными. При этом Абрамченко подчеркнула, что «подобного беспредела не наблюдается ни в одном из регионов России». Собственно говоря, тогда с ней тоже никто не спорил, но каких-то действий по исправлению этого положения вещей никто не предпринимал. Хотя стоило бы. У каждого такого судебного решения по узакониванию строений есть автор – конкретный судья. Именно он и должен понести наказание за принятые им незаконные решения. В строительном беспределе Махачкалы соучаствовали многие, поэтому помимо судей и чиновников, что давали незаконные разрешения н строительство, должны нести наказание и те, кто много лет закрывал на это глаза. Люди, которые много лет нарушали законы и строили, не обращая внимания на все правила, должны быть наказаны. Понятное дело, что сносить здания, в которых уже живут люди, никто не будет, но есть строения, которые сегодня просто опасны для жизни. И вообще – они построены незаконно.

***

Поэтому информация о том, что сотня домов должна пойти в ближайшее время под снос, для кого-то стала радостной, а для кого-то стала поводом для протестов. 18 октября на площади Ленина собрались махачкалинские, и в частности «маалинские» застройщики. Они потребовали прекратить произвол в отношении себя, потому что в своё время им разрешили делать, что они делали. По их мнению, они просто бизнесмены, и им нет разницы точечная это застройка, хаотичная или может это плановая застройка микрорайонов. Вот как описали эту ситуацию коллеги из «Черновика»: «Пока более ста застройщиков ожидали отклика правительства Дагестана, из окон здания напротив Белого дома – мэрии Махачкалы – смотрели люди, которые точно знали: надеяться застройщикам уже не на что. Волна уже поднялась и, видимо, не опустится, не задев того, что строилось наобум: администрация города за последние недели снесла уже 10 домов и не намерена на этом останавливаться.

«Каким образом строения, которые простояли несколько лет, а некоторые – уже и более десятка лет, сегодня стали незаконными? В чём провинился народ, если чиновники десятки лет не выполняли свои обязанности? Почему чиновники своевременно не предупреждали о незаконности возводимых строений?» – возмутился в комментарии «ЧК» глава совета старейшин народа Маали, представившийся Али Узденем, сыном Гасанмагомеда.

Среди сносимых домов, отметили застройщики, есть те, что строились без разрешения, но в последующем через суд были узаконены. А сейчас администрация якобы аннулирует постановления об узаконивании. В том, что дома таким образом строились и узаконивались, они видят и вину чиновников, в частности администрации Махачкалы. «Сегодня вдруг стали виновны те, кто свои силы и средства вносил в обеспечение людей жильём. Кто конкретно будет возмещать нанесённый ущерб? Чиновники допускали ошибки годами, а сегодня сносом народного жилья хотят спрятать свои недочёты», – считают застройщики. Также они сообщили изданию, что в отношении некоторых застройщиков, в частности тех, чьи дома были узаконены, возбуждаются уголовные дела по статье УК РФ («Мошенничество»).

«Нас поголовно вызывают на допросы. С чего это вдруг нами занялись спустя столько лет!» – удивляются застройщики».

***

В силу сложившихся обстоятельств у меня сложилось отношение к мэру Дадаеву как к очень слабому руководителю. Но действия по сносу незаконных строений я просто не могу не приветствовать. Может это поручение Меликова. Может это вдруг само снизошло на мэра, но не начинать эту работу было уже просто невозможно. Город задыхается! Удивляет другое: застройщики многие годы вели свою деятельность, прекрасно понимая, что делают свою работу незаконно, что качество домов, построенных ими опасно. Они понимали, что уродуют город, и полагали, что это будет продолжаться бесконечно? Или они думали, что всё делают правильно? Проблема наших людей в том, что они никогда не чувствуют свою вину даже тогда, когда стоят по уши в дерьме. Наши люди будут доказывать, что они жертвы и что они не знали. Ну прямо как сейчас застройщики. Проплатив незаконные судебные решения и получив разрешение на незаконные действия, они почему-то думают, что вдруг стали всё делать законно. Они превратили Махачкалу в бетонную мусорку и чувства вины при этом не испытывают. Мы с ужасом думаем о последствиях, которые произойдут в случае сильного землетрясения. Тогда армянский Спитак окажется просто детским утренником по сравнению с тем, что произойдёт в столице нашей республики. По сути, все последние годы застройщики Махачкалы занимались мошенничеством, продавая услуги, которые продавать не имели права.

***

Ну и несколько комментариев в социальных сетях:

– «И не стыдно же им показывать народу свои лица. Всегда хотел увидеть лица так называемых застройщиков. Козе понятно, что это просто торпеды. Реальный застройшик-инвестор никогда не засветится, и не покажется народу. Потому что сразу станет понятным, откуда воруются деньги на строительство и подкуп городских и иных чиновников. Ну не могут люди с такими фейсами что-то строить и решать. Уровень не тот».

– «С одной стороны, понимаю тех, кто вложил свои сбережения для покупки жилья, но с другой стороны, нашему брату безразлично, где жить, есть условия для детей, чтобы ходить в школу или в садик, главное, что дом в Махачкале и жить там. Если такими темпами строить, то вообще на что будет похож город, который и так похож на трущобы больших бразильских городов».

– «Какой бунт?! Не смешите моего ишака! Они же не против фальсификации выборов вышли, и не против коррупции – это горючее для коррупции. Главные сидят в кабинетах прокуроров и решают, что почем и какую бы сказку придумать для публики. И естественно, никто их не будет тащить в Советский РОВД. Они же не либералы вам какие-то, а самые что ни есть лучшие люди города»!»