Фото к тексту

В среду, 8 декабря, Государственная Дума приняла в последнем чтении законопроект о расширении полномочий полиции. Законопроект вносит поправки в закон «О полиции». Мы думали, что полиция располагает всеми возможностями, вплоть до каннибальских, но теперь, оказывается, им отсыпали ещё кое-что. Как они будут работать с такими правами на узаконенное насилие, и как у них не поедет от всего этого крыша – вопрос к психологам и психотерапевтам. Знаю одно – добром это не кончится.

Заур Газиев

Поправки в закон «О полиции» были внесены кабинетом министров России в Госдуму в мае 2020 года. Теперь полицейские получат полномочия проникать в жилые и иные помещения, на земельные участки и другие территории для задержания подозреваемых лиц, а также смогут оцеплять строения, жилые помещения и иные территории (в действующем законодательстве – только участки местности). Кроме того, сотрудники правопорядка смогут представляться задержанному уже после прекращения им противоправных действий. Уточним, что проникать в жилища сотрудникам полиции можно будет не только для задержания подозреваемых, но и для ареста тех, на кого потерпевшие или очевидцы указали, как на совершивших преступление.

Полицейские могут вскрывать машины, проникать в жилье, требовать от граждан личные данные, а потом сверять их с паспортом, и при этом «не нести ответственность» за причиненный вред. «Сотрудник полиции не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей, возложенных на полицию, и в связи с реализацией прав, предоставленных полиции, если эти действия осуществлялись по основаниям, и в порядке, установленным федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу деятельности полиции», – говорится в документе. Так, для справки уточним, что согласно этому документу, убийц Сулли Юнусилау теперь могут отпустить хоть завтра.

***

Справедливости ради нужно сказать, что вскрыть авто и проникнуть в него полицейский сможет для спасения жизни и обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях, для задержания подозреваемых или обвиняемых. Также полицейские будут вправе вскрыть машину при угрозе теракта, для задержания граждан, на которых потерпевшие или очевидцы укажут, как на совершивших преступление, либо для пресечения преступления.

Но дальше следует объяснение, от которого волосы дыбом встают. Правоохранители смогут воспользоваться этими полномочиями и для применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, если есть основания полагать, что нарушитель находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Еще одно основание для вскрытия – осмотр автомобиля или груза, если имеется подозрение, что там находятся без специального разрешения предметы, изъятые из гражданского оборота. Если собственник отсутствовал в момент вскрытия автомобиля, его должны проинформировать об этом в течение суток, обеспечив недопуск посторонних лиц в транспортное средство. Это означает, что основанием для этих действий могут служить ощущения, предположения и подозрения полицейского… Как будто раньше они этого делать не могли.

***

Повторюсь, что документом закрепляется право полиции проводить оцепление (блокирование) территорий, жилых помещений, строений и других объектов. В границах оцепления полиция сможет осуществлять личный осмотр граждан, находящихся при них вещей, осмотр транспортных средств и перевозимых грузов. Если гражданин отказывается от осмотра, правоохранители вправе не впускать его на оцепленную территорию, либо не выпустить его с неё.

Статью 15 закона «О полиции» предлагается дополнить нормой о возможности проникновения полицейских в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории для задержания лиц, застигнутых на месте совершения преступления или скрывающихся от преследования, а также лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают, как на совершивших преступление.

Также закон «О полиции» дополняется нормой о том, что полицейские вправе осматривать места происшествия, участки местности, помещения, транспортные средства, предметы, документы и иные объекты «в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о происшествиях». В кабинете министров отмечают, что на данный момент закон предоставляет правоохранителям право производить осмотр лишь в некоторых специальных случаях.

***

Прописываются полномочия сотрудника органов правопорядка проводить досмотр граждан, их личных вещей и транспорта не только при возможном наличии оружия, наркотиков и других запрещенных веществ, но и при наличии оснований полагать, что они «скрывают предметы хищения». Закрепляется право полицейского «обозначать доступными средствами, в том числе визуальными», и временно ограждать места проведения публичных и массовых мероприятий. Во втором чтении из документа был изъят ряд резонансных положений, в том числе о праве полицейского применить огнестрельное оружие при попытке задерживаемого совершить действия, которые можно расценить как угрозу нападения. Такая норма содержалась в исходной редакции законопроекта. Кроме того, во втором чтении были исключены нормы о том, что полицейские не должны подлежать преследованию за действия, совершенные при исполнении, если они осуществлялись обоснованно, и в установленном законодательством порядке, а также о том, что полицейский «не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при вскрытии транспортного средства», если вскрытие проводилось на законных основаниях.

***

Заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Эрнест Валеев пояснил, что полномочия, которые этим законом передаются полиции, уже есть, например, у сотрудников Росгвардии. Таким образом, права ведомств приводятся в соответствие. Согласно закону, полицейский должен представиться и разъяснить права и обязанности граждан. Если нужно задержать преступника или есть опасность для чьей-то жизни, представиться и разъяснить права сотрудник полиции сможет позже – после того, как это позволят обстоятельства. Также закон предоставляет право сотрудникам полиции требовать от граждан в случае их обращения назвать свои фамилию, имя и отчество.

Закон уточняет право полиции оцеплять места происшествий и участков местности, которые изложены в статье 16 закона «О полиции». Выше я уже писал, что инициатива подразумевает, что полиция в границах оцепления сможет осуществлять личный осмотр граждан и осмотр транспортных средств. Если гражданин или водитель автомобиля от такого осмотра откажутся, у полиции появится право не впускать их на оцепленную территорию или не выпускать их с неё до снятия оцепления. Оцепление можно будет проводить по новому основанию – если никак иначе нельзя предотвратить угрозу жизни и здоровью граждан. В оцепление могут включаться не только отдельные здания и участки местности, но и территории. Максимальный размер территории в законе не уточняется. Кроме того, разъясняется, что полиция может временно ограждать места проведения публичных и массовых мероприятий и обозначать такие места доступными средствами – в том числе визуальными.

***

И закончить этот текст мне хотелось бы SMS-кой, которая пришла в этот номер газеты и публикуется на последней странице нашего издания: «Принят бюджет на 2022 год. Медицина – минус 117 миллиардов. Социалка – минус 371 миллиард. Пенсия – минус 152 миллиарда. Силовые структуры – 395 миллиардов. Нас будут хуже лечить. Нам сократят социалку и уменьшат пенсии. Зато будут больше ловить, сажать и пытать».

И хотелось бы поверить, что все эти полномочия будут использованы во благо гражданам, но скромный жизненный опыт подсказывает, что верить в это бессмысленно. И это, к сожалению, не только мои ощущения. Огромное количество людей думает именно так.

По-прежнему светлым пятном на бастионе нашей полиции видится Гаяна Гариева и отдельно взятые работники этого ведомства. И нет никакой надежды на то, что в ближайшие годы хоть что-то изменится… Ну а законодательство развивается так, что если полицейский начнёт есть людей при исполнении своих служебных обязанностей, то ему даже в этом случае ничего не будет. Поэтому не нужно удивляться тому, что суд присяжных во второй раз отпускает убийц пенсионерки из Каспийска, несмотря на все улики. Люди скорее прощают убийцу, чем верят полицейскому. Факт печальный… но не случайный.