Фото к тексту_www.riadagestan.ru

И вот случилось то, что должно было произойти, наверное, уже давно.

В Махачкалинский морской торговый порт приехала иранская делегация. Надо сказать, что дружба с этой страной сейчас единственное понятное действие из того, что происходит в последнее время. В отличие от скользкого Китая и неопределившейся Индии – Иран от нас никуда не денется. Да и море у нас общее. Может, сейчас наступило самое время, чтобы сделать его местом торговли и взаимных обменов.

Заур Газиев

Начнём с того, что в Тегеране есть торговое представительство Республики Дагестан в Иране. И туда всё ещё никак не назначат человека. Притом что имеется идеальная кандидатура на эту должность. Этот человек – дагестанец, который половину жизни прожил в Иране, там учился, имеет понимание того, что это за страна. Однако сменяется уже третье региональное правительство, а назначения как не было, так и нет. Как будто чего-то ждут.

Первая официальная новость, которую очень важно было не пропустить.

«В Махачкалинском морском торговом порту (ММТП) состоялась деловая встреча с делегацией из Исламской Республики Иран, в рамках которой обсудили вопросы взаимовыгодного сотрудничества в сфере торговли и транспорта. В ходе встречи гости осмотрели зерновой терминал и сухогрузную гавань, а также обсудили вопросы импорта фруктов, размещения в порту контейнеров-рефрижераторов и растормаживания скоропортящихся продуктов.

Временно исполняющий обязанности генерального директора ММТП Алибулат Бигунилаев рассказал о работе предприятия – одного из важнейших связующих стратегических звеньев транспортной системы Юга России с государствами Средней Азии, Закавказья и Ираном. «Порт осуществляет перевалку нефти, нефтепродуктов, генеральных и других видов грузов, располагая в настоящее время перегрузочными комплексами мощностью 7,9 млн тонн наливных грузов и 1,5 млн тонн сухих грузов в год. Он обладает единственной на Каспии железнодорожной паромной переправой производительностью более 20 тысяч вагонов в год», – сказал Алибулат Бигунилаев.

Он также добавил, что в отличие от других российских портов режим работы ММТП круглосуточный и круглогодичный, что говорит о его высоком потенциале.

Руководитель иранской делегации, генеральный директор ООО «Даряделан» Хадад Яхья Мехди выразил надежду на то, что Махачкала может сыграть «серьезную роль» в развитии торговых отношений между Ираном и Россией. Гости также озвучили ряд других предложений и пожеланий. Решение по ним будет принято в ходе дальнейшего сотрудничества между Дагестаном и Ираном».

***

Без долгих предисловий хочется сказать, что пока бизнесмены, приезжающие из Ирана в Дагестан, частенько занимались промышленным шпионажем и вообще вели весьма нечистоплотную игру. Думаю, что наши спецслужбы в курсе. Создавая посреднические фирмы в Дагестане, они работают на то, чтобы увозить в Иран максимальную прибыль.

Человек, который возглавлял делегацию в порту, приезжает в Дагестан не в первый раз. Со слов предпринимателей, у него весьма неоднозначная репутация. Втирается в доверие, обещает золотые горы, а потом исчезает, получив желаемое. Было бы правильнее всё же обходиться без таких аферистов-посредников и работать непосредственно с производителями. Но это уже другая история, о которой мы будем ещё рассказывать.

***

В 1979 году в Иране произошла исламская революция, и власть в прежде светской вестернизированной стране взяли религиозные консерваторы. Они вышвырнули американцев (захватив посольство США в Тегеране), обязали женщин одеться по канонам ислама, а для борьбы с продовольственным кризисом создали «Министерство сельскохозяйственного джихада». Реальная власть там принадлежит религиозным лидерам – стражам исламской революции, которые зорко следят за тем, чтобы страна не отклонялась от генеральной линии.

Однако в Иране есть реальные справедливые выборы. Там есть реальная борьба с коррупцией и свой уклад жизни, в котором не так уж и много идеологии. Тегеран – современный мегаполис, хоть и с адскими пробками. Есть там и своя ночная жизнь. Раньше по городу вообще ходили басиджи (этакие исламские комсомольцы, охранявшие «завоевания революции»). Увидев женщину с непокрытой головой или милующуюся парочку на улице, они могли палками огреть – дисциплины ради.

Сейчас в мегаполисах всё стало попроще. Вечером в четверг (выходной по мусульманской традиции – пятница) богатая молодёжь собирается на закрытые вечеринки, где и вино рекой, и чего покрепче. Так и живут. Живут под санкциями аж с 1979 года! Пользуются пластиковыми картами с логотипами неизвестных платёжных систем. Надо сказать, что альтернативу американским платежным системам Visa и MasterCard Иран создал значительно раньше России с её «Миром». Да, в зарубежных интернет-магазинах наподобие «Amazon» жителю Ирана могут просто не продать некоторые наименования. Делов-то! Просто пользуешься услугой фирмы-посредника, она получает товар в «разрешённом» городе, наподобие Стамбула, и дальше пересылает со своим процентом.

***

Как и во всех странах второго и третьего мира, за пределами столицы – жизнь другая. Основной транспорт на дороге – старые пикапы «Пежо». Крупнейший национальный автозавод был построен в шестидесятые, в годы дружбы последнего шаха с французами. Шаха больше нет, машинки остались. Новые, конечно, выпускают, но у иранцев с деньгами тяжело. А с завозом хороших иностранных автомобилей бывают трудности. Купить, конечно, можно почти любую, но, опять же, через посредников, например, пригнанную из Турции. И, конечно, с накрутками.

Иран – страна большая, площадью с половины Якутии. В некоторые места проще попасть на авиатранспорте. И вот тут засада. Заметная часть самолётного парка иранских авиакомпаний – летающие динозавры наподобие «Фоккеров» и «Макдонелл-Дугласов»: фирм этих уже не существует, самым новым из их «птичек» – больше 20 лет. Санкции! Напомню, что в 2016 году тогдашний президент США Барак Обама в обмен на прекращение Ираном ядерной программы снял часть ограничений. Иранцы немедленно начали заказывать в «Боинге» новые самолёты, пока нынешние не стали падать от старости. Подписали с американцами контракт на поставку 80 новых лайнеров чуть ли не за миллиард долларов.

Через два года пришёл Дональд Трамп, и Иран снова впал в международную немилость. Белый дом не побоялся выстрелить в крыло «Боингу», хотя Исламская Республика на тот момент стала его крупнейшим заказчиком. Но американский авиапроизводитель остался без денег, Тегеран – без самолётов. Это к слову о том, что капиталисты за деньги якобы сделают всё, что угодно.

***

Иран тогда вышел из положения, сыграв на противоречиях между разными блоками Запада, – всё-таки заказал «птичек» у европейского концерна «Airbus». Можно сказать, повезло. Потому что, когда Вашингтону надо, тот и европейцев прекрасно встраивает в свой санкционный режим («Северный поток-2» хотя бы вспомните).

До ужесточения санкций в Иран приехали многие мировые сетевые бренды. Однако после введения их они тут же свернули свой бизнес. С новыми санкциями уходит западный менеджмент, качество управления падает. При этом нефть в Иране (как и бензин) – доступней воды. Почти всё «чёрное золото» остаётся на внутреннем рынке, вот цены и низкие. Но если экспортировать нефть на Запад нельзя, её можно переработать на родине. Например, в пластиковые изделия. Комплекс заводов по их производству как раз недавно построили – целый нацпроект даже был. И вот, оказывается, пластмассовую тару (наподобие контейнера для мусора) в Иране можно купить дешевле, чем в России. Наши бизнесмены берут на карандаш.

***

Ну, и вторая не менее важная встреча иранской делегации. В рамках официального визита в регион делегации Посольства Исламской Республики Иран в РФ состоялась рабочая встреча иранской стороны с должностными лицами Дагестанской таможни. Об этом сообщила пресс-секретарь таможни Зоя Амирханова.

Как рассказала представитель ведомства, во встрече также приняли участие представители Роспотребнадзора по РД, Россельхознадзора Дагестана и Пограничного управления ФСБ региона. «В ходе визита иранская делегация ознакомилась с работой пункта пропуска Яраг-Казмаляр в период проведения реконструкции, порядком совершения таможенных операций, с проведением иных видов государственного контроля (санитарно-карантинного, карантинно-фитосанитарного и ветеринарного) в отношении подкарантинной продукции, с принимаемыми мерами государственных контрольных органов для ускорения пропуска транспортных средств международной перевозки через пункт пропуска.

В своем вступительном слове глава иранской делегации проинформировал российскую сторону о складывающейся ситуации в международных отношениях между Россией и Ираном и о принимаемых иранской стороной мерах по увеличению товарооборота. Также он поблагодарил за предоставленную возможность наглядно ознакомиться с работой пункта пропуска Яраг-Казмаляр и должностными лицами государственных контрольных органов, осуществляющими свою деятельность в пункте пропуска.

По завершении мероприятия его участники выразили удовлетворение состоявшейся встречей и заверили о взаимной готовности оперативно и обстоятельно решать возникающие вопросы».