Фото к тексту_1_РИА Дагестан

Давайте скажем честно, параллельная неофициальная реальность, как правило, даёт нам гораздо более интересные поводы для обсуждений, нежели официальные новости. Ну, так уж повелось. А всё дело в том, что с нашим Законом «О СМИ» лучше чего-то не сказать, чем сказать лишнего. Хотя это правило, наверное, уместнее было бы и в реальной жизни. К примеру, Гаджимураду Магомедову лучше бы вообще не говорить того, что он изрёк на митинге в поддержку Российской Армии. А вот о слухах про отставку Меликова хотелось бы узнать поподробнее…

Во всяком случае, Телеграм-каналы сейчас рвут эту новость один у другого, наполняя её всё новыми подробностями. И если бы не скромный жизненный опыт: пока не увидишь реальную бумагу с подписью – выводов не делать, то я, может, тоже начал задаваться теми же вопросами. Ну, а пока ждём… Как подсказывает тот же скромный жизненный опыт, от Москвы можно ждать чего угодно.

Заур Газиев

Но, впрочем, всё по порядку. 17 мая в Махачкале прошла акция в поддержку Российской Армии «Верен России – верен себе». В мероприятии приняли участие свыше 2000 человек: представители общественных организаций, школьники, студенты и чиновники. Обычный митинг, который можно было провести для галочки, и никто о нём не вспомнил бы уже через день. Однако среди выступавших оказался директор Училища олимпийского резерва Гаджимурад Магомедов, который высказал со сцены две свежие мысли: 1) «Мужчине Дагестана лучше умереть стоя, чем стать женщиной»; 2) «Горянкам Дагестана лучше оставаться горянками, чем быть лесбиянками».

Российская Армия, вероятно, очень ему благодарна за эти тёплые и своевременные слова, но понять, как это связано со спецоперацией, сложно. И вообще, почему человека вдруг взволновала эта тема? В Дагестане это что – такая большая проблема? Или, может, кто-то предлагает массовые операции по смене пола, либо же горянок кто-то вербует в лесбиянки? Думаю, и сам Гаджимурад признает, что никакая это для нас не проблема. Тогда зачем вообще об этом говорить, привлекая лишнее внимание? У нас что, нет других поводов для гордости? Честно говоря, то, что сказал этот прекрасный человек, наверное, хорошо идёт под спиртное в парилочке, ну, и чтобы компания была мужская. Там вполне себе уместны подобные анекдоты, воспоминания о бурной молодости, хороший банщик с вениками, рассуждения, как велика и могуча наша страна и насколько обнаглела Америка. Принято же в Англии говорить с малознакомыми людьми о погоде. Так… для поддержания разговора. Везде есть темы, которые уместны и неуместны. Обычно это понимают на этапе взросления в результате воспитания, накопления опыта. Иногда это называют умом, иногда адекватностью.

***

Надо сказать, что эти слова, сказанные на детскую аудиторию, возмутили всех. Это хорошо, что он не читал комментариев к своим эскападам, особенно тех, что попадались мне на глаза. Но вкратце суть их такова: если человек начинает вести неуместные разговоры при большом количестве людей, значит, у этого человека проблемы с восприятием реальности. Люди писали, что ему, наверное, нужно идти за помощью к врачам, а не на выступления к большой толпе. А если что, этот человек руководит спортивной школой и, по сути, является педагогом, и поэтому всё совсем плохо. Его самого надо воспитывать, объясняя, что можно говорить перед публикой, а что нельзя. Напомню, что на это мероприятие согнали школьников и студентов… И главный вопрос: почему вдруг у человека появилось внутреннее стремление говорить при детях именно на эту тему? В комментариях опять-таки за ответами посылали к психологам.

Меньше всего хотелось бы залезать человеку в голову, но проблема многих дагестанцев в том, что они не стесняются своего невежества. Они почему-то убеждены, что глупость, сказанная уверенным голосом, перестаёт быть глупостью. Содержание того, что сказал Магомедов толпе, состоящей из студентов и школьников, говорит о том, что других аргументов у него просто не было. При этом данное видео, снятое сразу на несколько телефонов, растеклось по социальным сетям и вотсапам, вызывая хохот и усмешки.

Когда школьница в Избербаше сказала то, что возмутило наши власти, девочку и ее маму заставили извиняться. Гаджимурада Магомедова, который почему-то представляет себе главной опасностью для нашей страны вышеперечисленные проблемы, никто извиняться не заставил. Да и сам он вряд ли почувствовал себя неловко от того, что говорил перед детьми. Если человек хотел поддержать спецоперацию, подготовил бы речь заранее, а не говорил такие, мягко говоря, странные вещи. Так он проявил бы своё уважение к армии и не демонстрировал свою ограниченность. И ещё раз: есть вещи, которые в приличном кругу малознакомых людей не обсуждают. Тем более у дагестанцев, у которых сексуальную тему публичности не придают.

***

Лично я узнал об этом мероприятии 17 мая от своих друзей из Москвы. Некоторые из них, не сговариваясь, прислали мне нарезки этого видео с вопросом: «У вас что, так остро стоит эта проблема?» Вначале мне было даже непонятно, о чём, собственно, идёт речь. Но ролики, присланные позже, всё объяснили. И только после этого я наткнулся в социальных сетях на имя автора пламенного спича. Прочитал все комменты, и кое-что вспомнил. На одном из ток-шоу, которые записывались на моей студии, этот же человек говорил что-то типа: «Дагестану вообще нечем гордиться, кроме как спортсменами, поэтому никто другой не заслужил здесь больше почестей». Уже тогда меня поразила эта убеждённость, но я не стал подходить к нему после программы и спрашивать: «А когда твои близкие заболеют, кто их будет лечить – ботан-очкарик, который учился, не поднимая головы, или борцуха?»

Там было сразу всё понятно: его мировоззрение не предполагает длинных логических цепочек. Его система ценностей не допускает, что есть вещи важнее силы и агрессии. Он даже не догадывается, что вот такой крен в сторону развития спорта – это беда Дагестана, а не его сила. Жизнь сама всё расставляет по своим местам. Когда вы не поддерживаете никого, кроме спортсменов, у вас и не остаётся никого, кроме спортсменов. У нас колоссальный кадровый голод, квалифицированных специалистов очень мало или попросту их нет, и при этом в Дагестане огромная безработица. Мы уже много лет чувствуем, что приоритеты, которые отстаивают такие люди, как Гаджимурад Магомедов, привели к тому, что Махачкала стала уродливым, загазованным, неудобным городом. Наше образование, которое опять оказалось в руках очередного братухи-борцухи, катится вниз, причём без всякой надежды на воскрешение. Наше здравоохранение держится только потому, что есть люди, которым некуда отсюда уезжать, а те, кто уехал, никогда уже сюда не вернутся. У нас армия большей частью ограниченных и ни к чему не приспособленных спортсменов, и больше никого здесь не остаётся. А ведь другие люди чувствуют себя здесь плохо! Сейчас я не могу привести точное количество отъехавших из Дагестана людей, но это очень большая цифра. А тут нам рассказывают о горянках-не лесбиянках. У нас вообще проблема не в том, кто с кем спит. У нас другая проблема, которая заключается в том, что люди делают, когда они бодрствуют. И самое скверное, что огромное количество тех, кто оказался во власти, – такого же качества управленцы, как и оратор Гаджимурад Магомедов.

***

И ещё одна тема недели, которая вдруг начала колбасить общественное мнение, – это слухи о скорой смене руководителя республики. Надо сказать, что полное отсутствие новостей на сайте Главы региона не удивить не могло. По слухам, Сергей Меликов аж с 10 мая находится в Москве, но при этом никаких комментариев относительно того, что именно Глава РД делает в столице, нет. Не поступает никакой информации по этому поводу и от информационного управления Главы. Поэтому невольно приходится обращаться к другим источникам. Как пишут Телеграм-каналы, Сергей Меликов в Москве вроде как проходит медкомиссию перед уходом на другую работу. Согласно этим же источникам, Сергей Меликов готовится уйти на работу в Министерство обороны. Скорее все, по итогам спецоперации на Украине там освободились вакансии, на которые нужны кандидатуры. По другой версии некоторых дагестанских пабликов, новая работа Сергея Алимовича может быть связана либо с военной полицией, которую нужно создать на Донбассе, либо с МЧС России.

Кого собираются прислать в Дагестан вместо него – пока непонятно. При этом нам неизвестно, что будет с республиканским правительством и какие у Москвы дальнейшие планы относительно нашего региона. Понятно, что Дагестан уже давно слетел с московской повестки дня, но мы-то ещё живые, и нам важно понимать, что нас ждёт в будущем. Хотелось бы познакомиться и с оценкой работы Сергея Меликова федеральным центром. Ещё меньше понимания относительно того, продолжатся ли проекты, связанные с Меликовым. Понятное дело, что страна оказалась в очень сложной ситуации, и восстанавливать разрушенные украинские города будут за счёт российского бюджета. Но для меня всё же актуальнее вопрос: что будет дальше с нашей республикой?

Очевидно, что сегодня расклад в Кремле сильно поменялся. Нет сомнений, что те, кто раньше приводил к власти в Дагестане те или иные силы, теперь уже уступили это место другим влиятельным силам. Тем более, что совсем недавно мы увидели целый губернаторопад в самых разных регионах страны. Глав Томской, Кировской, Рязанской, Саратовской областей, а также Республики Марий Эл сместили с должности. Они ушли, конечно, сами, добровольно-принудительно, но теперь там новые и.о губернаторов. Но какова участь нашего региона – пока остаётся под большим вопросом.

***

Однако как только был написан этот текст, мне с разных сторон полетели ссылочки на возмущённого Султана Хамзаева. И не было у меня к нему никакого интереса уже давно, но здесь он, кажется, из штанов выпрыгнул, чтобы его заметили. Приводим его текст полностью (с сохранением грамматики и лексики). «На Кавказе принято отвечать за свои слова. Журналистика – это сложная и авторитетная профессия, которую в последнее время разрывают в клочья всякие квази-блогеры. Они всё время пытаются свои комплексы навязать обывателю. Расул Маазов в Дагестане скрывается в tg-канале под псевдонимом «спросите у расула». Сегодня Р. Маазов написал, что глава Республики Дагестан уходит в отставку. Хочу сделать социальный эксперимент и понять, кто ты, Расул, журналист или балабол. Даю тебе ровно сутки, чтобы ты доказал, если можешь, свои фантазии. В противном случае официально будем считать тебя балаболом. Так и запишем. Расул Маазов, tg-канал «спросите у расула» – балабольные новости от балабола. Время пошло».

Представляю, как смеялся Расул. Хотя… посмотрим, чем всё это закончится.