Фото к тексту

Генеральная прокуратура России обратилась с просьбой конфисковать в пользу государства недвижимость бывшего мэра Махачкалы Саида Амирова. Очевидно, что к этой новости отношение у всех разное, да и сам бывший мэр был человеком, мягко говоря, неоднозначным. Другой вопрос, что добивать инвалида, сидящего на пожизненном сроке, тоже как-то не очень красиво. Конечно, времена сейчас такие, что имидж государства никого не волнует, но выглядит всё совсем уже по-людоедски. Хотя, есть у этой истории и свои резоны.

Заур Газиев

Официальное сообщение выглядит следующим образом. «Генеральная прокуратура просит конфисковать в пользу государства недвижимость бывшего мэра Махачкалы Саида Амирова. Инициатором выступил заместитель Генпрокурора России, экс-прокурор Дагестана Игорь Ткачёв. Его иск об изменении подсудности дела о конфискации имущества удовлетворил Верховный суд России. Ранее дело рассматривалось в Кировском районном суде Махачкалы. Ответчиками по делу выступают Али Абдулбеков, Адай Абдулмуталимова, Арсен Алибеков, Саид Амиров, ЖСК «Красиво жить», Магомед Ибаков, Иса Назирбеков, ОАО «Махачкала теплоэнерго», ОАО «Махачкалаводоканал», ОАО «Махачкалагорэлектросети», ООО «Дагестанэнерго», ООО «КС», ООО «МГЭСК», ООО «Теплостройсбыт».

Не могу знать, что там насчёт имён, но вот эти ООО и ОАО вызывают, мягко говоря, море удивления. В том, что Саид Джапарович ничего мимо себя не пропускал и готов был прикарманить всё, что плохо лежит, я как бы не сомневался, но вот чтобы в частной собственности оказалось ОАО «Махачкалаводоканал», это кажется совсем запредельным! Кажется, что этот человек действительно поставил перед собой задачу подвесить Махачкалу за причинное место. Где-то ему это очень даже удалось. Выходит, что Амиров сидит в строгой зоне и одновременно держит в заложниках целый город. Потрясающе! При этом надо понимать, что в Махачкале всё ещё работают судьи, которые получали от него земельные участки, квартиры. Чиновники, чьи вопросы он решал, и которые закрывали глаза на его продажи зелёных зон, тротуаров и перекрёстков. По части отъёма этой собственности по суду – в Дагестане он неуязвим. Конечно, сегодня отъём собственности у инвалида, пережившего 17 покушений и отбывающего пожизненный срок, выглядит не камильфо, но как быть с теми делами, которые он творил, когда был при власти? Вопрос не шуточный, и ответ на него, наверное, дать всё-таки придётся.

***

Так или иначе в Махачкале есть здания, владение которыми приписывается Саиду Амирову. И кажется, что совсем не без основания. Потому что как только за Саидом Амировым прилетел вертолёт, так сразу же строительные работы там остановились. И стоят скелеты этих зданий, зияя ржавеющими арматурными конструкциями. Думаю, что копятся долги по налогам на землю, за охрану этих объектов и т.д. А решения по ним всё никак не принимаются. Можно было бы попытаться задать вопросы по этой собственности наследникам Амирова, но они как будто растворились в неизвестности. К примеру, красное кирпичное многоэтажное здание у входа на второй муниципальный рынок. С одной стороны, это центр города, но с другой – там рынок с его шумом, запахами и многолюдьем. Там нет возможности сделать закрытый двор или детскую площадку. Это как жить на самом рынке. Про гаражи там или подземный паркинг вообще молчу. Если паркинг сделан был на уровне фундамента, то это чудо. Мне всегда очень трудно было понять амировскую логику: они дома втыкали везде, где только можно. Да и где нельзя – чаще всего – тоже.

Ещё возникают вопросы по поводу здания, расположенного на месте бывшего рынка № 1. Говорят, что это должен был быть торгово-развлекательный центр. Из-за этого здания улица Примакова превращается в однополоску с тротуаром для худышек. По сути, там стройка завершена была много лет назад. Каркас здания залит основательно. Нужны облицовка и остекление. Но никаких работ не проводится уже 10 лет. А в таком виде – город это не украшает. И опять же копятся долги за налоги, охрану, поддержание в нормальном состоянии. Сомневаюсь, что, если сейчас это здание не поменяет владельца, дела там хоть как-то двинутся. Самое странное: почему наследники, владельцы, управляющие не бьют в набат и не избавляются от собственности, которая ничего, кроме убытков, им не приносит? Понятно, что у Саида были большие планы и на «золотые пески» и ещё, наверное, на много что, но ситуация изменилась, и, может, лучше бы самим избавляться от собственности, на управление которой нет сил. Этот случай – ещё одно подтверждение того, что завладеть собственностью можно, но вот чтобы управлять ею эффективно – нужны профессионалы.

***

Самое главное достижение Саида в конце девяностых состоит в том, что он убрал из города бандитов. Они во всяком случае боялись его. В девяностые годы Саид был частью большой неформальной конструкции противовесов. Одни его боялись, другие уважали. Многие искали у него защиту и поддержку. Бывало, что находили. Говорят, что русских поддерживал. Дружил с Патриархом. Саид Амиров на самом деле человек легендарный.

Я с ним встречался, наверное, раза два. Говорить с ним было тяжело, потому что он всё время сбивался на даргинский, а свой родной язык я понимаю плохо. Он был очень обижен, что я критически оценивал его мэрство. Большого ума или гения в нём я не разглядел, но то, что этот человек волевой и умеет очень хорошо считать, – было видно сразу. На одной из встреч я передал ему письмо нашей читательницы. Это была русская женщина, сын которой недавно умер. Жил её сын в неприватизированной квартире. Квартира после его смерти отходила не к его матери, а возвращалась в доход государства. Женщина просила Амирова помочь квартиру приватизировать. Саид Амиров ознакомился с её просьбой, и через несколько дней её вещи выбрасывались на улицу новыми владельцами. После этого вопросов к нему у меня больше не возникало никогда.

Про истинную причину его устранения тоже ходят разные слухи. Говорят, что он очень хотел стать Главой Дагестана. Но люди, с которыми он контактировал в Москве, намекнули, что ему не то что бы в Главы рваться, для него вообще лучше было бы освободить место мэра Махачкалы. Но он не только отказался, а даже намекнул на возможность терактов на сочинской Олимпиаде…

Опять же, всё это слухи, и понять, где здесь правда – очень сложно. Однако за неимением другой информации даём ту, что есть. Отошел бы Саид Джапарович вовремя в сторону, сейчас может был бы депутатом Государственной Думы, как и другие герои девяностых. Но жизнь распорядилась иначе. Не хочу его судить. Он – яркая иллюстрация того, что в нашей стране от сумы да от тюрьмы зарекаться не нужно. Никогда не знаешь, что тебя ждёт. Поэтому любой богатый человек должен знать, что не нужно заниматься накопительством. В любой момент может случиться такое, что изменит твою жизнь.

Теперь человек, который прошел через 17 покушений, остаётся без ничего и без свободы.

***

Мы попытались разобраться с ситуацией по поводу этого списка. Больше всего меня заинтересовала контора под названием «Жить красиво». Как стало известно, это ЖСК, что означает следующее: дом находится не в собственности Саида Амирова, а в собственности жильцов и покупателей этого дома. В нашей стране, конечно же, всё возможно, но, если попытаться отжать эту собственность по существующим сейчас в России законам, то сделать это будет очень сложно.

Думаю, полегче будет разобраться с «Махачкалаводоканалом» (в последний раз мы о нём вспоминали, когда девушка-инвалид-колясочница попыталась войти внутрь здания, но пандуса у них не было). Лично у меня сейчас возникает вопрос: зачем Саиду вообще нужна была это собственность? Это же не недвижимость, это не торговая сеть… Это сложный организм, который нуждается в грамотном управлении. Нуждается в том, чтобы сети чинились и расширялись. А при нашем кадровом голоде владеть такой собственностью – огромная проблема. Мы можем найти на работу охранников и водителей, мы можем найти даже рабов, которые будут работать за 10 тысяч в месяц, но найти специалиста – это проблема. Сейчас нехватка профессионалов чувствуется повсеместно, но началась эта проблема ещё в середине нулевых. Саида должны были предупредить, что с годами владеть этими объектами будет всё проблематичнее. Люди убегают из Дагестана не только от бедности и маленьких зарплат – они убегают от общей гнетущей атмосферы, где главными заводилами являются религиозники и спортсмены.

Я ещё раз смотрю список тех объектов, которые предложены прокуратурой для конфискации: ОАО «Махачкала теплоэнерго», ОАО «Махачкалаводоканал», ОАО «Махачкалагорэлектросети», ООО «Дагестанэнерго», ООО «КС», ООО «МГЭСК», ООО «Теплостройсбыт». Зачем ему всё это?! Даже если не отберут, будет нести этот груз, как камень на шее. Мне кажется, что в своём нынешнем положении он с удовольствием подарил бы их кому-нибудь и больше о них не вспоминал. А, может быть, и нет. Мне никогда не удавалась понять логику Саида Джапаровича…