Фото к тексту_1 Фото к тексту_2

Время громких задержаний в Дагестане кажется уже позади. Одного за другим оправдывают министров, мэров и просто чиновников. Вот и экс-мэра Махачкалы и Избербаша Магомеда Валибагандовича Сулейманова оправдали. В этом ряду история с министром труда и социального развития Расулом Ибрагимовым смотрится особняком. Хотя и в этом случае никто не удивится, если через какое-то время нам расскажут о трагической ошибке и экс-министра выпустят на свободу. Неисповедимы пути Господни.

Заур Газиев

«5 июля Советский районный суд города Махачкалы вынес оправдательный приговор экс-мэру Махачкалы Магомеду Сулейманову, которому следствие вменяло в вину преступное использование должностных полномочий», – сообщает пресс-служба суда.

По версии следствия, Сулейманов, будучи и.о. главы столичной администрации, в период с апреля по июнь 2016 года незаконно переоформил в собственность ОАО «Даггаз» земельный участок площадью 38 тысяч квадратных метров кадастровой стоимостью более 96 млн рублей. Также Сулейманов обвинялся в том, что являясь директором ТФОМС, в период с июля 2015 года по август 2016 года принуждал руководителей частных медицинских учреждений к открытию расчетных счетов в ООО КБ «МВС Банк», что влекло за собой увеличение прибыли учредителей банка, аффилированных с директором Фонда страхования.

По первому обвинению суд пришел к выводу, что у Сулейманова не было личной заинтересованности в отчуждении участка. Кроме того, решение о предоставлении земельного участка им принято правомерно и коллегиально – с участием всех руководителей управления и отделов администрации города. Также в ходе судебного следствия не нашло своего подтверждения и то, что Сулейманов как руководитель ТФОМС РД, используя свои служебные полномочия, принуждал руководителей медицинских учреждений открывать расчетные счета в коммерческом банке «МВС Банк» с целью извлечения выгоды имущественного характера. «С учётом изложенного Сулейманов по предъявленному ему обвинению в превышении должностных полномочий признан невиновным», – отметили в судебной инстанции.

Вот так выглядит официальная информация. Принесёт ли кто-нибудь извинения Магомеду Сулейманову за годы лишений и хулы – пока неизвестно. Но сейчас история выглядит очень странной. Мы ведь хорошо помним тот шум, с которого всё началось. Выходит, что сейчас Магомед Валибагандович вполне сможет претендовать на одну из своих бывших должностей?

***

Ещё одна история из прошлого – это напомнившая о себе на этой неделе ситуация с бывшим министром труда и социального развития Дагестана Расулом Ибрагимовым. По версии следствия, бывший министр труда и соцразвития Республики Дагестан Расул Ибрагимов в период с 2017 по 2018 год похитил порядка 620 миллионов рублей, предназначенных для социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Ибрагимов обвиняется в организации преступного сообщества и мошенничестве в особо крупном размере. Согласно информации из регионального управления Следственного комитета России, соответствующее обвинение экс-чиновнику предъявлено уже давно. Почему никто из правоохранителей ничего не предпринимал, когда эта сумма достигла, к примеру, 10 миллионов, скорее всего, нам никто не скажет. Ну, а так официально объявлено о 620 миллионах. Правоохранительные органы полагают, что участниками преступной схемы также являлись подразделения Министерства труда и социального развития региона. В частности, как удалось выяснить следствию, схема хищения денежных средств была организована следующим образом: мошенники прибегали к фиктивному оформлению сотрудников якобы для работы в центрах социального обслуживания, затем выплачивали им завышенные премии, которые потом забирали себе.

По информации Следственного управления Следственного комитета России по Дагестану, в отношении Расула Ибрагимова возбуждено уголовное дело по двум статьям Уголовного кодекса РФ. Может, всё также тихо и незаметно двигалось бы и дальше, если бы вдруг не появилась новая информация, от которой побежали мурашки по коже. Один из Телеграм-каналов сообщил, что Ганифа Гаджиева, бывшая сотрудница Министерства труда и социального развития Дагестана, покончила с собой, как только вышла из СИЗО. Подозревали, что она участвовала в преступном сообществе, созданном под началом экс-министра Расула Ибрагимова. В сентябре прошлого года были арестованы шесть директоров (четверо действующих и двое бывших) комплексных центров социального обслуживания населения, и им было предъявлено обвинение в хищении денежных средств. Чуть позже были задержаны руководители центров, расположенных в Махачкале, Дербенте, Казбековском, Гергебильском, Чародинском и Лакском районах, заместитель директора центра Кизилюртовского района, а также бывший и действующий работники регионального Минтруда. Там сейчас числится больше 30 фигурантов.

По версии следствия, в 2017-2018 годах они похитили из бюджета более 620 миллионов рублей. Женщину задержали и отправили за решётку три месяца назад. Недавно изменили меру пресечения на домашний арест. В тот же день Ганифа повесилась. В предсмертном письме Гаджиева уверяла, что ничего плохого не делала – её заставили признать вину. Второй раз нахождение в СИЗО она бы не перенесла.

***

Эту женщину безусловно очень жаль. Особенно учитывая что у неё были малолетние дети. Говорят, что она была хорошим человеком и хорошим работником. Скорее всего, не выдержала психологического давления. Не берусь судить о том, насколько она была виновна, но очевидно, что она не могла не выполнять поручения своего начальства. Сегодня законодательство таково, что под статью можно закрыть почти всех чиновников в республике. По версии её знакомых, ей предложили два варианта: если она признает вину и подпишет все бумаги о признании, то её выпустят до суда, а если не признает, то она будет сидеть до суда. И вот она, не выдержав психологического давления, дала согласие на содействие следствию. Хотя, по большому счёту, всё это догадки. А по факту Ганифе Гаджиевой смягчили меру пресечения с содержания под стражей на домашний арест. А там уже она вынесла приговор сама себе, объяснив это страхом снова оказаться СИЗО. Хотя уж лучше СИЗО, чем смерть. Тем более, что в случае признания ей не грозило очень суровое наказание.

Заглянув в социальные сети и почитав, что пишут по этому поводу самые разные люди, я наткнулся на интересную позицию. «620 миллионов деньги, конечно же, огромные, я боюсь, что её выпустили, чтобы убили те, кто эти бабки реально украл. Ну теперь с её смертью и признанием все концы в воду. Как-то странно всё наслоилось одно на другое: отпустили и тут же самоубийство. Ну или выпустили и довели до этого. Это реальнее».

В общем, правоохранители вместо одного уголовного дела – получили два. Доведение до самоубийства женщины с детьми – это, конечно же, зашквар. Поэтому реакцию граждан предугадать было несложно. «На основании её завещания и проверив все основания, послужившие причиной её заключения под стражу, кому-то всё равно придётся делать заключение. Придётся устанавливать инициаторов и должностных лиц следственных органов, выносивших постановления на её арест. В этих обстоятельствах нужно будет полностью и достоверно проверить наличие оснований и причин на её арест. Ну а при обнаружении предвзятости привлечь их к ответственности. Хотя такое принципиальное рассмотрение очень маловероятно. Наше государство очень сильное – оно умеет ломать людей. Ну а когда возможностями этого государства пользуются тупые, безграмотные и бесчеловечные функционеры, то подобные трагедии неизбежны».

***

И ещё один вопрос, постоянно возникающий в этой истории. Тот, кто назначал Расула Ибрагимова сначала министром труда и социального развития, а затем министром туризма, вообще был знаком с его компетенциями? До этих назначений Расул Ибрагимов спокойно работал в бизнесе своего родственника Ибрагима Исаева в Москве, и ни о каких назначениях на министерские посты даже не помышлял. Простой аварский парень «Расул Урада» оказался в этой обойме по вполне конкретным причинам и под вполне определённые задачи. Другой вопрос, что Расул с самого начала не понял, в какую ловушку он угодил. Даже если принять во внимание, что деньги действительно собирались – Расул Ибрагимов не был последним звеном, куда направлялись эти деньги. Но это уже другая история. И вот о ней уже хочется знать как можно меньше.