Фото к тексту_2_www.dagpravda.ru Фото к тексту_www.героипфо.рф

Если вам звонит прошлое – не отвечайте: ничего нового вам не скажут

День российского флага – это праздник для понимающих. Всё меньше тех, кто помнит, что 21 августа – это день победы над Государственным комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП), и всё больше тех, кто привык к тому, что в этот день устраиваются гуляния, флешмобы, интересные концерты и много-много триколоров. Но для тех, кто не хочет расставаться со своей памятью, тоже нет никаких препятствий – достаточно просто прогуглить эту дату в Интернете, и вы найдёте все подробности того, что произошло в эти дни 31 год назад. Другой вопрос, что у каждого человека есть и свои воспоминания, и он держится именно за них.

Заур Газиев

Тот год я помню, как год тотального дефицита. Не того дефицита, которым отличался Советский Союз (помню, как бабушка отправляла меня в очередь за молоком в 5:00 утра), а того, когда в магазинах не было вообще ничего! Даже масло и сахар отпускались по талонам. Это было время, когда прилавки магазинов были украшены лавровым листом и майонезом. И больше ничего не было. А зарплата при этом обесценивалась всё больше и больше.

Я тогда работал на телевидении и помню, как люди вообще не понимали, что происходит. Но тогда можно было критиковать кого угодно, хоть Горбачёва. И это стало отдушиной! Вся негативная энергия шла не на войну всех со всеми, как сейчас, а на критику режима. Уже прошла знаменитая XIX партийная конференция, уже всем были известны знаменитые депутаты, которые станут новой российской элитой. Уже снова осудили застой и сталинизм. Мы ждали перемен. Все устали жить по-старому, как в клетке, но как жить по-новому – никто не знал. Все говорили о политике, все разговоры были только о том, как нужно реформировать страну, чтобы нам было здесь комфортно и уютно. При этом никто не ведал, что будет дальше. Говорилось о подписании нового союзного договора. Прибалты при этом хотели уйти, и все понимали, что их не удержать, но остальные республики были готовы продолжить сотрудничество друг с другом.

Мы шли по мягкому варианту распада империи. И вот случился ГКЧП. Это было неожиданно. По телевизору вдруг начали показывать «Лебединое озеро» и другие классические произведения. А дикторы безучастными голосами рассказывали о том, что решили между собой участники путча. «В стране возникла обстановка неуправляемости и многовластия. Возникла также реальная угроза дезинтеграции страны, развала единого экономического пространства, единого пространства гражданских прав, единой обороны и единой внешней политики. Распад СССР имел бы самые тяжёлые не только внутренние, но и международные последствия. В этих условиях у нас нет иного выбора, кроме как принять решительные меры, чтобы остановить сползание страны к катастрофе», – заявлял 19 августа 1991 года глава КГЧП Геннадий Янаев по центральному телевидению в перерывах между бесконечным балетом «Лебединое озеро».

***

По сути, ГКЧП был попыткой государственного переворота и сохранения Советского Союза в ответ на его расползание по окраинам. Однако он оказался прологом к полноценному краху СССР. Последовавший в декабре 1991 года распад Советского Союза, во-первых, стал крахом советского режима. Во-вторых, он стал провалом коммунистической идеологии и социалистического проекта. В-третьих, он стал разрушением командно-административной экономической системы.

Сейчас имеется и другой взгляд на те события, которые потом президент России Владимир Путин назовёт величайшей геополитической катастрофой. Эту точку зрения точнее всего озвучил политолог Алексей Ярошенко: «Главная государственная, цивилизационная и гуманитарная катастрофа заключается в распаде исторической России на отдельные государственные образования. Советский Союз был временным историческим государственным воплощением России и русской цивилизации. Большевики с целью укрепления собственной власти разделили русский народ в рамках административно-территориального переустройства СССР. Россия и русский народ были «ограблены» первым поколением большевиков, так как понесли наибольшие территориальные и человеческие потери. По сути, за счёт русской земли и русского населения увеличивалась территория и численность союзных республик, что должно было приближать равноправие союзных республик между собой и РСФСР. Миллионы русских людей были записаны украинцами, белорусами, прибалтами, казахами, а Украина, Грузия, Казахстан и другие республики приросли территориями, отторгнутыми от исторической России. Коммунистическая партия подменила собой государство, и поэтому её ослабление привело к распаду тысячелетней страны».

***

В эти дни 1991 года в Дагестане всё было спокойно. Большинство просто сидело тихо и, затаив дыхание, ждало, что же будет дальше. Мы ведь понимаем, что все важные решения принимаются в Москве, и наше мнение там мало кого интересует. Люди всегда боятся неизвестности. Поэтому к распаду СССР, конечно же, относились с опаской. Но все-таки слишком свежи тогда были в памяти все прелести позднего социализма. Поэтому никто за прошлое особенно не цеплялся. Это потом, когда вся страна с головой окунулась в бандитские девяностые, отношение к ним сильно изменилось. И всё хорошее, что тогда было, закроется ужасными воспоминаниями этого периода.

Путч 19-21 августа 1991 года не был популярен. Мы только-только начали приходить в себя после 18-летнего правления старца Брежнева, а потом правления и других старцев, которые один за другим уходили с грохотом в мир иной. Новых старцев видеть во власти уже никто не хотел. А Янаев, с трясущимися руками, стал просто символом попытки переворота. Тогда удалось отпихнуться от большевистского советского прошлого. И главными акторами стали москвичи. Это они не допустили того, чтобы прошлое снова вернулось.

***

И ещё одна цитата от Алексея Ярошенко: «В конечном итоге распад исторической России привёл к десятилетиям экономической и политической нестабильности и человеческим трагедиям в её бывших частях. Скоропалительное отделение союзных республик от России показало, что местные элиты, одержимые этно-национальным сепаратизмом, оказались не готовы к независимости и самостоятельности. Распад единой экономической системы привёл к экономическим кризисам в бывших советских республиках. Культурно-историческая необоснованность суверенизации спровоцировала десятки лет внутриполитической нестабильности. Этим воспользовались США для того, чтобы привести к власти в бывших союзных республиках антироссийские и русофобские силы, как случилось на Украине и Грузии. Это обострило отношения между Российской Федерацией и рядом бывших советских республик. Распад СССР и в его лице исторической России обострил межнациональные противоречия и территориальные претензии по всему периметру границ России на территории бывшего Советского Союза.

Только тесные отношения с Россией могут принести стабильность, развитие и мир в постсоветские государства. При отказе от близких отношений с Россией Запад будет использовать эти страны как инструмент давления на Россию. Также многие бывшие советские республики демонстрируют стойкую неспособность к экономическому развитию и повышению уровня жизни своих граждан без интеграции с Россией».

***

Есть вещи, которые невозможно отменить. Прошлое должно уходить. Зло должно проигрывать. Добро должно побеждать. Ненависть и обиды – плохой цемент для новых зданий. Не может быть благой цель, которую нужно достигать ценой невинных человеческих жизней. Правда всегда одна! Тысяча раз повторённая ложь – правдой не становится. Справедливость всегда стремится к своей победе…

Да, прошлое можно искусственно задержать, доброту и справедливость обвесить разными «но» и оговорками. Людей можно заставить говорить то, во что они не верят. Но приходит время, когда зло обращается в тлен, и прошлое начинает утекать, как вода сквозь пальцы, растворяя тех, кто пытался его удержать. Люди помнят и понимают гораздо больше, чем говорят. Просто приходит время – и случается неизбежное. Вы можете искусственно оттянуть старость, но вы не можете её избежать.

Всё однажды заканчивается, даже если нам терять это очень не хочется. И ничего вы с этим не поделаете. Всё, что мы можем в этих обстоятельствах, это не делать и не говорить того, за что потом может быть стыдно. Время иногда может шутить очень даже злобно…