Фото к тексту_пресс-служба НС РД

Всё начиналось очень ярко. Он был на гребне волны и, казалось, что вот он голос свободных горцев, которые вдруг вспомнили, что они не слуги империи, а граждане со своим мнением и позицией. Ему слали свои лучи поддержки пенсионеры и студенты, а в среду все мессенджеры и социальные сети облетело видео группы товарищей, которые воюют в зоне боевых действий СВО и обещают, что приведут на его поддержку две тысячи вооруженных людей, и всё для того, чтобы отстоять целостность Дагестана.

Заур Газиев

Это было феерично! Я наблюдал за всем этим с восторгом. Однако с самого начала был только один вопрос – сколько дней он продержится. И вот в четверг утром Шамиль Абдуллаев записал обращение с раскаянием. «Лучше бы он застрелился – чем так позорится, – сказал один из моих знакомых, который переслал мне видео с его раскаянием. – Перебаламутил всех, разбудил всех с осенним обострением, а потом сам слился. Вот она цена наших депутатов! Если бы их действительно избирал народ и не пропихивали в НС РД не пойми кто, – этого наверняка не было бы!»

Оооо нет! Здесь я с ним не согласен. Шамиль Абдуллаев показал себя как великолепный демагог. Нет сомнений, что он бы сумел найти подход к избирателям! А это талант. Сумел же он убедить всех, что родной Дагестан обделяют ради того, чтобы отхватить от него куски территории. И сделать это было нетрудно. Население с таким качеством образования и таким процентом нарциссов убедить в том, что их пытаются обделить и обобрать, – сущие мелочи. Здесь почва подготовлена и удобрена уже давно. Я не думаю, что это чисто замес представителей одной из дагестанских наций. Тут все одинаково считают себя сильно недооценёнными. Оттого у нас так сильно любят брутальных лидеров, которые в нормальном обществе были бы обычными психопатами с завышенной самооценкой и скверным образованием. Понимай я, как устроена дагестанская матрица во времена моей далёкой молодости, то убежал бы отсюда уже давно. Но прошлого не изменить, и я имел возможность наблюдать, как с пятницы вдруг началась буря в стакане воды.

Вот спрашивается, чего не сиделось дома сильно пожилому Шамилову, но нет, развезло его на старые дрожжи в Миннаце. Про других общественников вообще промолчу. За несколько дней до четверговой сессии НС РД в фойе Миннаца разворачивались нешуточные страсти. И здесь мы увидели одно из сольных выступлений Шамиля Абдуллаева: «Вы нас не пускаете! Это наша республика. Я всю ночь не спал. Я в надежде сюда приехал. Я пришел сюда потому, что это касается меня. Это моя страна – моя Родина. Мои ребята, наши братья воюют на Украине, чтобы сохранить территорию. Вы сегодня говорите нам такие вещи, что уму непостижимо. Как глава региона мог допустить такие вещи – поставить на повестку такой вопрос. Как это возможно? Если он [глава Дагестана] не берёт на себя ответственности касаемо территориальной целостности республики, пусть складывает полномочия и уходит. Здесь никто за него не голосовал. Если он приехал сюда – пусть защищает интересы республики. Если глава приехал сюда, пусть защищает интересы республики и народа.

Если вы сегодня пропустите эти поправки, наши дети, наши внуки пострадают от этого. Сегодня у нас южную часть заберут, завтра северную заберут, и останемся мы в пределах Махачкалы. Как вы этого не понимаете? Вы чиновники? «Нам сказали»! Да наплевать что они сказали! Мы – хозяева этой республики! Давайте сделаем референдум. Вытащим сюда народ. Референдум для народа. Проголосуем. Я обращаюсь к вам не как к чиновникам, а как к братьям, как к сёстрам, как к школьным преподавателям и учителям. От мала до велика нашей республики. За что наши ребята умирают? Они защищают там наши…»

Разобрать, что он там кричал было очень непросто. Ещё труднее было понять, в чём смысл этого эмоционального всплеска, если в четверг состоится голосование уже в республиканском парламенте.

Потом было знаменитое заседание в Миннаце, где господин Абдуллаев был уже намного спокойнее… Бедный Артур Анварович, который сидел в президиуме на слушаниях посреди всего этого торнадо, смотря сочувственным взглядом врача на всё происходящее. А между тем, многочисленные видеоролики с этого мероприятия заливались в социальные сети практически в режиме реального времени. И мы видели море пламенных защитников территориальной целостности Дагестана. Ох… где же вы были в 2018 году, когда в Кизляре мужики снимали пограничный столб…

***

Отдельной вехой во всём этом сумасшествии выглядело обращение контрактников, которое было записано в зоне специальной военной операции на Украине. Я не знаю, на какой уголовный срок наговорили эти молодые люди, решившие поддержать Шамиля Абдуллаева, но выглядело всё это видео отрезвляюще. В кадре первоначально было человек пять. И все они были в разном камуфляже.

«Ассалам алейкум! Мы ребята из Дагестана. Мы услышали вчера, – была такая неприятность, – что нашу территориальную целостность задевают. Там был парень Абдуллаев Шамиль – он вроде депутат. Брат, мы с тобой рядом. Мы сюда приехали на Украину, мы здесь опыта набрались, и мы знаем чё делать. И мы знаем, как делать. Поверь мне, мы тебе поддержку дадим. Нашу республику, какой-то территориальной целостности никто не заденет. Здесь то, что есть ребята, – это только малость, семечки. Поверьте, мне, не надо к нам лезть. Мы свой Дагестан никому не отдадим. Мы сюда умирать не приехали, мы сюда приехали… Мы туда приедем и будем за нашу республику стоять. И очень многие за нас туда пойдут, я уверен в этом прекрасно. Так что не надо задевать нашу республику.

Здесь очень много кто хочет по этому поводу высказаться. Но мы, поверь мне друг, мы с тобой. Имей это в виду. Очень много нас здесь. Мы все связь здесь поддерживаем друг с другом. Мы все уже приличное время здесь находимся. Мы рядом, брат. Будем с тобой». Затем на этом видео слово берёт другой мужчина в камуфляже. «Иншалла рахман, брат мой! Не то, что мы рядом. Мы в твоих сердцах, брат. Как только услышали. Мы можем повернуть эти две с половиной тысячи солдат просто по одной просьбе, и всё пойдёт по-другому. Просто, брат, сделай ещё одно обращение, мы за тобой следим. Мы тебя просматриваем. Иншалла рахман. Наша земля – останется нашей. Потому что наши предки в этой земле похоронены, а не его, кто хочет не отвечать за её целостность! Братья – будьте братьями – останьтесь братьями!»

Затем снова слово берёт первый из выступающих. «Это не угроза – это просьба. Мы не хотим ничего, но наш Дагестан, где наши дети…»

На этом пламенный спич прекращается. Думаю, что таких сторонников Шамиль Абдуллаев заполучить не ожидал – это точно.

***

Утром четверга, 27 октября, пришло последнее видеообращение от Шамиля Абдуллаева, где он раскаялся в том, что начал поднимать шум по поводу поправок. «Я сделал одну ошибку, что сам не проверил это. Поэтому я сам хочу попросить прощения. Искренне. Перед народом Дагестана. Первое.

Во вторую очередь, хочу попросить прощения и перед главой республики. Сергей Алимович, я извиняюсь за то, что вчера так эмоционально выступая, может, сказал какие-то вещи, которые вас задели, прошу прощения. Искренне. Я нахожу мужество признать свою ошибку. То, что многие люди не могут признать свою ошибку, у них не хватает мужества на это. У меня есть это мужество, и я это. Кому надо тот знает…

И ещё раз хочу подчеркнуть, что меня никто не заставлял это говорить. Я сказал это сам, и говорю по собственной инициативе потому, что сам проверял это всё. Я вас очень прошу всех, если вы сомневаетесь в моих словах, то возьмите сами, у вас же у всех есть телефоны, айфоны, там гаджеты, компьютеры. Возьмите сами, прочитайте эти поправки, и вы убедитесь сами. Я ещё раз хочу перед всеми вами извиниться».

Всего его монолог с извинениями продолжался больше пяти минут, хотя можно было уложиться и в одну. Всё остальное это повторение одной мысли, где он хвалит себя за то, что у него было мужество признать ошибку, а у других прекрасных людей этого мужества нет. Поэтому расшифровывать это просто нет смысла.

***

Всё закончилось, как и ожидалось. Никакой революции не произошло. Следившая за всем происходящим в прямом эфире знакомая писала мне о том, как там всё происходило. «А НС РД сегодня в 10:00? Не посмотрите прямую трансляцию? – Нет, я хочу спать! – Не дали всем желающим выступить по поправкам. Человек шесть в очереди были. Ваш любимый Вольтер нервно курит в сторонке. В президиуме все за, конечно. А тех, кто записался на выступление, оставили с их мнением. Два против, два воздержались. Один пытался возражать, но так размыто и невнятно, что и не поймёшь, зачем он взял слово. Камил Давдиев выступил и поддержал. Мухтарпаша Умаханов, если не ошибаюсь, пытался возражать. Неразбериха на табло была, список менялся, а выступающих не снимали операторы, в записи будет понятней, но не факт. Они еще заседают…

Да, еще на этой сессии распустили сельсовет Черняевский. Как они теперь с таким статусом будут жить?!» Живём же как-то, и они выживут…