Фото к тексту_www.navistom.com

Я всегда завидовал тем, кто может бросить всё и начать отдыхать. Ещё больше завидовал тем, кто не боится потерять работу. Я до сих пор живу со страхом того, что, если меня уволят, то мне некуда будет пойти. А значит мир рухнет, и я не смогу оплатить свои счета. Если мне приходится где-то задержаться не по работе или с кем-то заболтаться, меня начинает охватывать чувство вины за то, что я использую свое время непродуктивно. И чем больше я живу, тем больше я проваливаюсь в состояние вины за то, что не наполняю свою жизнь чем-то полезным.

Заур Газиев

Наверное, так живёт большинство моих сверстников, которые после пятидесяти боятся потерять работу. У большинства из нас нет бизнеса или квартир в аренде, которые бы приносили нам пассивный доход, поэтому работа (любимая, нелюбимая, ненавистная) – единственное, что держит нас на плаву. Мы принадлежим к тому старому поколению, которое ещё читало или читает книги и газеты, а также иногда смотрит телевизор. У нас не получается выключиться из реальности – мы часть социума. Очень часто представители моего поколения – это крепости без одной стены. С одной стороны, мы хорошо ориентируемся в Интернете и пользуемся социальными сетями. С другой стороны, в головы моих сверстников легко вдувается как пропаганда, так и антипропаганда. Мы можем отключить звук на телефоне и несколько дней не замечать этого, потому что почти никто не звонит.

А тут ещё прилетела эта жестокая правда о родительстве, и она заключается в том, что у него нет результата… К слову сказать, мы ведь живём в результатном обществе. Нас приучили к тому, что всё можно посчитать. Мы привыкли к тому, что каждый этап жизни – это какой-то результат (ну, или его отсутствие). Закончил школу – поставил галочку. Закончил вуз – ещё одна галочка. Создал семью – ещё один плюс. Купил машину, обзавёлся недвижимостью, съездил в какую-то страну. Прошел курсы переквалификации, нашел новую работу. Посмотрел фильм или сериал, про который все говорят. Мы люди галочек. По сути, мы не процессники – мы не умеем получать удовольствие от процесса. Для нас всё-всё-всё должно заканчиваться каким-то результатом. Сейчас даже появились курсы, которые учат получать удовольствие от процесса. Но мне кажется, что, если вы не прирождённый процессник, на самом деле, это мало у кого получается.

Но вот история с родительством – она бесконечна. Заводя детей, мы, результатники, вписываемся в историю, у которой нет результата. Но подсознательно его всё равно ждём. И это делает жизнь бесконечным ожиданием. Но что является результатом воспитания ребёнка? Есть ли какой-то момент, когда можно сказать, что всё сделано и моя миссия в этом вопросе закончена – результаты вот такие!

История с детьми – это бесконечный процесс с постоянным оцениванием себя: «Да я классный, посмотрите, как здорово у него получается!» «Нет, я ужасный родитель – я не научил его важным вещам. Что я наделал!» И нас всё время от всего этого плющит и колбасит. Психологи утверждают, что, будучи родителями, мы невероятно устаём именно от подобной рефлексии, а совсем не от процесса воспитания детей. Тем более, что к пятидесяти годам ты уже умеешь принимать вещи такими, какие есть, и на то, чтобы что-то изменить, просто нет времени.

***

И всё-таки, что такое результатник и процессник, и чем они друг от друг отличаются. Результатник – это сотрудник, который в 80% случаях достигает положительного эффекта своей деятельности и делает это наиболее эффективным способом. Результат для таких сотрудников первичен и является целью. Процессник – это сотрудник, который достигает результата менее чем в 50% случаев, причём результат для них вторичен, а целью является процесс. И это является причиной, по которой, люди занимают ту или иную жизненную позицию. Полагаю, что любому руководителю важно это знать. Процессники не амбициозны – для них результат вторичен. Их бессмысленно делать руководителями.

Как правило, в бизнесе на самые ответственные направления ищут, в первую очередь, результатников. А всё потому, что именно эти люди способны давать результаты. Психологи советуют уже при приёме на работу различать процессников и результатников. Просто ответ на вопрос, каким вы видите себя через три года, уже даёт чёткое понимание, кто перед вами стоит. Процессник скажет: «Меня будут уважать, у меня будет интересная работа!» Ответ результатника: «Я буду руководителем отдела продаж!» Процессник по своей воле не пишет план дел сегодняшнего дня. Если приучить к этому процессника, то он тоже будет писать дела на день. Но его дела и дела результатника будут звучать по-разному. Вопрос не в том, кто лучше, а кто хуже. Есть работа, где уместнее будет процессник. Результатника эта деятельность будет морально угнетать.

***

Во-первых, «результатники» – это больше предприниматели, интеграторы, но в меньшей степени «делатели», если вспомнить модель Адизеса. Соответственно, кто-то должен что-то делать ручками, чтобы было что предпринимать и интегрировать. Большинство талантливых художников, музыкантов, писателей, математиков, инженеров и других людей, занятых в профессиях, где приняты глубокое погружение в предмет, хороший уровень абстракции, творческий подход, любовь к полученному результату, – изначально именно «процессники»; их воротит от постановки целей в терминах результатов, они очень неохотно и тяжело укладываются в это прокрустово ложе. Их всегда больше интересовала атмосфера, в которой они работают, чувство драйва, вдохновение, стремление изменить мир.

Согласитесь – плохо подходит под определение SMART? Да, многие из великих смогли заставить себя научиться «закрывать сделки» и стали еще круче. А многие – нет, но при этом оставили свои шедевры, которые не стали от этого менее великими. Тот же Джобс (да простят мне то, что и я не удержался и упомянул его) был еще тем перфекционистом.

Во-вторых, все системы менеджмента качества построены на одном принципе: хорошо выполненный правильный процесс дает гарантировано хороший результат. То есть не стоит недооценивать это условие результата. Он ведь не берётся ниоткуда! То есть все же концентрация на процессе нужна, одного взгляда в будущий результат недостаточно.

Чем отличаются профи от наивных дилетантов-мечтателей? Первые знают пошаговую последовательность действий и нюансы выполнения процесса, вторые видят только цель. Первые знают цену результата, вторые готовы к бесчисленным компромиссам и низкой цене за свою работу. Первые осваивают космос, а вторые делают одноразовые товары, брак и сливают бюджеты в помойку.

В-третьих, декларируя при найме работу на результат, очень часто нанятых сотрудников сажают именно на процессные задачи, типа «отсюда и до вечера». Не верите? Спросите своего босса, готов ли он отпустить вас из офиса на 100% свободный график, а платить только за полученный результат.

В-четвертых, постоянное давление в виде обязательного результата часто становится причиной стресса и «комплекса отличника». Об этом – чуть подробнее. С тех пор, как были придуманы KPI, человечество сочинило тысячи способов выполнять показатели, не решая, по сути, своих задач. На этом феномене сдулась не одна сотня бизнесов, а в «левые» карманы ушли сотни миллиардов долларов. И тем не менее, мантра «нам нужны результаты» продолжает звучать. Может быть, дело в том, что результаты неверно определяются при постановке KPI? Возможно.

***

В семейной жизни эти же свойства человеческой организации имеют свои особенности. Там тоже есть «люди процесса» и есть «люди результата». Как это выглядит на практике? Допустим, жена в брачной паре является результатником. То есть ее не очень волнует – каким образом, но очень важно увидеть, что в итоге сделано, то есть результат. Любимые вопросы: «А в итоге-то что?», «Что получилось?», «Ты сделал?» Иными словами, нацеленность на конкретный результат. Процесс интересует, но лишь постольку-поскольку. И долгие обстоятельные рассказы о том, как делалось, куда двигалось – вызывают раздражение.

Результатник – человек более живой и подвижный. Процессник – более медлительный и основательный. Скорость реакций связана с особенностями нервной системы, то есть это то, с чем мы рождаемся. Значит – замедлить проще, чем ускорить. Результатнику надо научиться слушать, а также задавать конкретные вопросы, не давая уйти от темы в сильную детализацию. Процесснику – учитывать, что детали нужны не всем и промежуточный результат – тоже результат, он важен, и о нем надо говорить. Результат давай! Я – типичный результатник.

Другое дело, муж… А муж в брачной паре – процессник. То есть ему результат тоже важен, но больше всего ему важно, как это будет делаться. То есть ему важно выстроить процесс, который приведет к результату. Любимые высказывания процессника: «Как будешь делать?», «Давай я расскажу, как добраться», «Надо с ним поговорить о…», «Вот здесь тебе надо делать так…»

И вот у нас обширное поле для конфликтов – между мужьями и женами, родителями и детьми… Ну, про работу говорить не будем – там это тоже есть. И вы, наверняка, сталкивались с тем, что вы говорите сотруднику про результат (когда сделаешь), а он вам про процесс (надо еще вот это и это, и это).

Вспомним Отечественную войну 1812 года. Кутузов (результатник) лишил Наполеона (процессника) наслаждения от процесса взятия Москвы, просто оставив ее… Тем самым и победу как бы обесценил – результат есть, а вот процесса-то не было…