Фото к тексту_www.znanio.ru

Освоенное и усвоенное прошлое, а также историческое самосознание являются символом и основой нашей современной национальной идентичности.

4 ноября 2022 года, в День народного единства Президент России В.В. Путин, выступая на встрече с историками и представителями традиционных религий нашей страны в Центральном выставочном зале «Манеж», подчеркнул возросшее значение преподавания истории в вузах и школах. «Для государства, власти, общества, граждан крайне важны объективные и полные знания о нашем прошлом: и далеком прошлом, и близком, и недавнем. Всё здесь имеет значение, особенно сегодня, а значит растёт запрос и на работу высокопрофессиональных историков, ученых, вузовских преподавателей, школьных учителей», – сказал он.

Кроме того, президент обратил внимание историков и на то, что помимо фундаментальных научных трудов, важно популяризировать исторические знания. «Ведь отечественная история и культура – это база национальной идентичности, нашего менталитета, традиционных ценностей, воспитания подрастающих поколений и, что крайне важно, основа российской государственности», – отметил глава государства.

Поэтому преподавание истории Дагестана в школе и вузе считается гораздо более важным. Это даёт нам ещё один повод уважать и любить свою родину. Как писал Н.М. Карамзин, «историк должен ликовать и горевать со своим народом. Через интерес к истории он также должен усилить преподавание родных языков». Надо сказать, что люди могут даже забыть родной язык, но корни свои, благодаря знанию истории края, они запомнят. Поэтому, чтобы знать историю, важно ее изучение в том виде, в котором она была и есть. Главное – основательно преподавать родную историю в школах, в средних специальных и высших учебных заведениях. А для этого необходимо создание доступных и увлекательных учебников, учебно-методических и наглядных пособий. Должны быть написаны и изданы альтернативные учебники с привлечением преподавателей вузов и учёных научных учреждений.

***

В преподавании истории Дагестана следует сочетать формационный и цивилизационный подходы. Это позволит показать глубину и многомерность исторического процесса. Как и в истории мира, истории страны, так и Дагестана, эти подходы не должны ни противопоставляться, ни взаимозаменяться. Что такое мировая цивилизация, и какое место занимает история Дагестана в этой единой мировой цивилизации? Это должно быть осмыслено на широком историческом материале.

В то же время необходимо затронуть комплекс вопросов: раскрыть историю Дагестана с древнейших времен до сегодняшнего дня; особый путь развития края; духовные истоки нравственности и т.д. Школьник ощущает мир через своё близкое, ближайшее окружение, свою народность, свою семью. Этот уровень восприятия мира мы должны чувствовать и воспитывать высокие качества у школьника не абстрактно – в масштабах больших территорий, а через доступное восприятию повседневное видение окружающего и его истории: территории, языка, одежды, семьи. Учитель должен говорить о вкладе каждого народа в мировую цивилизацию. Каждый народ имеет свою ценность в истории. С этих позиций нет больших и малых народов, нет отсталых и передовых народов. Каждый народ вносит свой вклад, который обусловлен его традициями, укладом, местоположением и т.д. Следует также подчеркнуть взаимосвязь в мире, высказать мысль о том, что мир может существовать только через обмен: культурный, материальный, духовный и т.д. Поэтому тема «Великого шёлкового пути» – это не только тема торговли, но и тема общения между цивилизациями. Поход Петра I – это не только завоевание, но и связи народов Дагестана и России. Российская империя – это не только угнетение, но и экономическое и культурное развитие Дагестана. Отсюда вывод: целое должно состоять из частного, чтобы ученик и студент могли воспринять общее через частное, и в то же время частное осмыслить, как целое.

***

Важно преодолеть односторонний подход к изучению истории дагестанских народов. Для этого необходимо значительно расширить базу источников и критически переосмыслить ранее господствовавшие в исторической литературе, а ныне устаревшие – взгляды, стереотипы и концепции.

В основу изложения истории Дагестана должно лечь стремление дать комплексную характеристику главных историко-комплексных процессов в Дагестане, магистральную линию многовекового развития дагестанских народов. А также выявить то общее, что было присуще народам, населяющим край, и вместе с тем показать особенное и единичное, самобытное и неповторимое в их истории и культуре, которые являются составной частью мировой истории и культуры.

Слабо освещены в литературе и школьных учебниках темы по древней истории Дагестана: о происхождении дагестанских народов, периоде, связанном с вхождением Дагестана в Кавказскую Албанию и др.

Дагестанские народы всегда исторически тяготели к Востоку. Связи с восточными странами были многогранными. Учащиеся школ и студенты вузов должны знать и о разносторонних связях дагестанских народов с народами Закавказья и Северного Кавказа. Народы Дагестана поддерживали торгово-экономические, политические и культурные взаимоотношения с чеченцами, ингушами, кабардинцами, грузинами, азербайджанцами, армянами и другими народами. Надо объективно говорить и о роли России в исторических судьбах народов Дагестана. Будучи евразийским государством не только в силу своего географического положения, но и потому, что она синтезировала в своем развитии элементы западной и восточной цивилизаций, Россия с давних времен являлась для многих дагестанских владетелей фактором политической стабильности. Не надо приукрашивать историю взаимоотношений феодальных владений Дагестана с Россией. Современный подход к изучению истории Дагестана требует серьезного переосмысления взаимодействия, взаимопереплетения, взаимопроникновения и взаимосвязи объективных и субъективных факторов. Конечно, историко-культурный процесс нельзя сводить только к характеристике отдельных личностей, в нем участвовавших, пусть и выдающихся. Неверно также недооценивать их роль в истории.

***

Значительное место в учебном процессе занимает освещение роли мусульманской религии в истории Дагестана. Религия не только питала духовно-нравственные истоки, но и сформировала во многом образ жизни дагестанских народов. Эта проблема долгое время замалчивалась, либо трактовалась извращенно. Между тем, религия всегда занимала важное место в жизни дагестанского общества, влияя на его нравственное состояние, на социальную психологию всех слоев населения. Разносторонний и объективный показ положения религии и ее роли в истории дагестанских народов – одна из важных задач.

У дагестанских народов немало деятелей науки и культуры, о которых почти ничего не знают не только школьники и студенты, но и остальные слои населения. Нельзя преувеличивать историческую роль одних личностей и в то же время уменьшать других, а то и вовсе оставлять явления, факты и людей за бортом книг и статей.

В публицистике, в общественном мнении и отчасти в научной и учебной литературе существуют два полярных взгляда на историю советского периода. Одни полностью зачеркивают семьдесят лет нашей истории, считая их «ошибочным» вариантом развития, другие утверждают, что мы как раз сегодня теряем самое главное в своей истории – идею строительства коммунизма. Таким подходом к истории мы автоматически исключаем себя из общего исторического хода. Нельзя поддерживать тех, кто считает, что «совершенно неправильно учили истории». Подобное утверждение можно объяснить лишь незнанием дела, распространившимся у нас своеобразным мазохизмом, не допускающим, чтобы у нас было что-нибудь хорошее. Нынешний кризис будет преодолен. Надо оценить произошедшее. Крайне важно развернуть разработку теоретических и методологических вопросов с целью создания новых теорий общественного развития, применимых в историческом исследовании. Необходимыми условиями успешного изучения истории Дагестана является окончательное открытие архивов, более тесное сотрудничество с зарубежными специалистами, овладение новыми методами, подходами к темам. Первоочередная задача заключается в создании новых учебников и программ, отвечающих современному уровню. Смена исторических оценок не должна быть чисто конъюнктурной; необходимо, чтобы она опиралась на новые исследования. К сожалению, сейчас это условие не всегда соблюдается.

Важно объяснить школьникам и студентам характер, масштаб большого скачка, который совершило общество в 30-50-е года XX века. На этом отрезке времени Дагестан стал аграрно-индустриальной республикой. В то же время нам важно понять, какие последствия имел этот рывок для духовной жизни, культуры, демократии и т.д.

***

При объяснении учебного материала главная трудность состоит в том, чтобы уйти от традиционной одномерности, которая закреплялась концепциями дружбы народов, складывания советского народа, как новой исторической общности. Надо объяснить и то ценное, что рождено народом. Верные традициям добрососедства и дружбы дагестанские народы сохранили дружбу и в годы советской власти. В процессе преподавания истории Дагестана необходимо отметить, что сближению народов способствовали само время и жизнь. Веками народы Дагестана жили по соседству. Необходимость выживания заставляла их мириться с соседями, терпимо относиться к ним, их обычаям и традициям. Они знали, что конфликты и столкновения несли только страдания и лишения. Интересы дагестанских народов требовали, чтобы между ними царили мир и спокойствие. Если народы Дагестана дали бы восторжествовать вражде и противостоянию, то просто исчезли бы с лица земли. И то, что они сохранили себя, убедительнее всего говорит о мудрости, которая указала им единственный путь взаимного существования, путь дружбы, согласия, мира. Именно установление добрососедства помогло народам избежать трагедии самоуничтожения.

Доверие между людьми, дружба народов Дагестана были и есть величайшим богатством. И в дальнейшем народы Дагестана должны жить в мире, согласии и благополучии.

Учителям и преподавателям истории Дагестана необходимо глубокое знание истории края. Важно организовать вместе с учащимися поисково-исследовательскую работу по изучению местной истории. А также важно возбудить интерес учащихся к семейным архивам, преданиям, легендам и любви к родной истории.

Профессор Магомед Гасанов