Homeless man taking an unrecognisable woman's hand

Сострадание и эмпатия стали одной из причин, по которой в самом начале движения по эволюционной спирали люди научились объединяться в устойчивые социальные группы. Да и впоследствии эти качества считались присущими благородному сословию. Практически все христианские святые тоже отличались самоотверженностью и служением великим идеалам. Сегодня сострадание для большого числа людей также остаётся благородным чувством, но при этом мне кажется, что всё меньше людей готовы его проявлять.

Заур Газиев

Однажды холодным вечером 13 марта 1964 года американка Кэтрин Сьюзан Дженовезе возвращалась с работы. Рядом с её домом на женщину напал некий Уинстон Мосли. Преступник нанес ей несколько ударов ножом, изнасиловал, и, в итоге, убил женщину. Шум разбудил соседей Кэтрин Дженовезе, но никто из них так и не откликнулся на призывы о помощи. Только когда убийца покинул место преступления, один из жильцов дома посоветовался по телефону со своим другом и вызвал полицейских. В общем, тогда и появилось понятие – синдром Дженовезе. С тех пор имя Кэтрин Дженовезе стало нарицательным. На её примере в социальной психологии рассматривается феномен, когда люди остаются безразличными, видя или догадываясь, что кому-то из их окружения грозит опасность.

В 70-х годах прошлого столетия социальные психологи Бибб Патане и Джеймс Даббс провели ряд опытов. Экспериментатор ронял в лифте мелкие предметы, такие, как монеты или карандаши. Если при этом с ними в лифте ехал один человек, то он пытался поднять предмет и вернуть его хозяину в 40 случаях из ста. Если же там находилось не менее шести человек, то лишь в 20 процентах случаев кто-то приходил на помощь. Исследователи пришли к выводу: чем больше людей находится рядом с теми, кому требуется помощь, тем меньше вероятность, что кто-то из них реально поможет.

Часто люди вообще ничего не делают в надежде на то, что этим займутся другие. Люди в основном ленивы и не торопятся напрягаться там, где это может сделать кто-то другой. Почему в подобных случаях дагестанцы поступают по-другому, можно объяснить только природным любопытством или желанием оказаться в центре события, о котором можно будет потом рассказать. Хотя время всё равно делает своё дело и дагестанское общество атомизируется, как и все остальные. Наши люди, даже если сострадают, то всё равно не торопятся помогать друг другу, как они это делали бы прежде. Каждый из тех, кому нужна была помощь общественности, взывая к людям ожидал от них помощи и поддержки. Но потом, когда он смирялся, оставшись наедине со своей бедой, и видел, как страдают другие люди, сам на помощь не торопился. Я много раз видел, как люди для того, чтобы оправдать своё бездействие, предпочитали обвинить жертву. Потому что в противном случае за своё бездействие им пришлось бы стыдиться перед самими собой. В последний раз я видел, что люди ничего не побоялись и объединились в чью-то защиту, это когда речь шла о действительно народном докторе Хаджимураде Маллаеве. Правда, другую сторону в той коллизии представлял опостылевший всем тогдашний министр здравоохранения. И здесь уже Сергей Меликов просто отстоял человека и сохранил в здравоохранении одного их самых эффективных управленцев.

***

И всё-таки, почему мы перестали сострадать другим? А такое происходит всё чаще и чаще. У этого есть вполне практическое объяснение. Зачастую люди не хотят принимать близко к сердцу чужие несчастья, считая, что им своих достаточно. Действуя по принципу: «Я ничего не могу изменить, зачем мне об этом думать». То есть, это своего рода защитная реакция. Бывают, конечно, и равнодушные люди. Но, как правило, человеку от природы в большинстве случаев свойственна эмпатия, а равнодушие может означать, что человек эмоционально выгорел, у него нет душевных сил на решение этих задач. Просто он действует на «автопилоте».

По моим наблюдениям, сейчас общество стало менее равнодушным. Посмотрите, лет 10-15 назад на телевидении вообще не поднималась тема больных детей: считалось, что это расстроит телезрителей. Сейчас же, наоборот, об этом рассказывают на федеральных каналах, проводят сбор средств и, что, самое главное, люди охотно жертвуют. Или другой пример: у людей повысилась необходимость в справедливости, намного чаще стали создаваться петиции, граждане пробуют если не сломать, то хоть как-то изменить систему, улучшить положение простого человека в той или иной сфере. Правда, это не совсем про Дагестан, и во всех этих историях в качестве противоположной стороны оказывается не государство, а действия каких-то конкретных людей. И борьба с этими объектами не будет им стоить жизни, карьеры или потери каких-то серьёзных финансовых средств.

Безразличие – нехорошее качество, но иногда это единственное средство защиты своего эмоционального состояния. Люди, которые открыто декларируют, безразличны к чужому горю (в последнее время в тех или иных формах это не редкость), скорее всего, сами пережили сильные психологические травмы. Ведь счастье – это не только когда ты принимаешь что-то, но и когда ты можешь отдавать.

***

Помимо каскадной атомизации общества, мы можем констатировать и факт обид на какие-то конкретные социальные группы. На днях появилось видео, где группа ОМОНовцев возмущена тем, что отстранили от работы их командира. Под залитым на Ютуб видео было написано следующее: «Просим обратить внимание на наше обращение к руководству страны и руководству Управления Росгвардии об увольнении командира ОМОН города Каспийск. Таким образом, проводится чистка в структурах ОМОН от невыгодных им командиров по сфабрикованным материалам».

Поначалу появились комментарии следующего плана:

– «Эти люди дубинками разгоняли женщин и стариков, почему мы должны их жалеть»?

– «Посмотрите на этих недовольных здоровых лбов! Надо было идти работать не в ОМОН, а как нормальный мужик что-то реальное делать на пользу людям, а не властям»!

– «Странные люди… когда несправедливость свершалась по отношению к другим – их это не волновало. Теперь это коснулось их, и они ждут, что люди им будут сочувствовать. Но так не будет».

Буквально через полчаса осуждающие комментарии были подчищены и остались только хвалебные в адрес ОМОНовцев и их бывшего начальника. Однако шила в мешке не утаишь. Обсуждение продолжилось и в других ветках. Но здесь уже вылезала вся ненависть, которая была к этой социальной группе. И среди тех, кто писал комментарии, не нашлось ни одного человека, который бы не написал о личной истории негативного общения с ОМОНовцами.

И снова возвращаюсь на подчищенный Ютуб и читаю:

– «Газуйте ребята, правда всегда будет на вашей стороне! Люди приняли участие в СВО, и не один раз, по несколько раз за время проведения спецоперации, и по какому такому проступку человека должны снимать с работы?! На данный момент не время с работы скидывать таких командиров! Где его военные заслуги, он на СВО кукурузу охранял?! Призываю всех неравнодушных высказаться по этому поводу, за несправедливое отношение к участнику боевых действий».

– «Боевой отряд «ОМОН-2 Скорпион» все ребята собрались за правду. Хизриевич уважаемый всеми человек, а те нехорошие люди, которые решили своими хитрыми и нечистыми душами опорочить его честь и честь отряда, они не достойны быть и служить в этом отряде. Их надо уволить с лишением всех наград государственных, которых они не заслуживают вовсе».

Немного позже узнав подробности этого дела, я на самом деле удивился. Подравшиеся на СВО взрослые мужики, руководившие этим подразделением, – это как-то в моём скромном мозгу не укладывается.

***

Есть обстоятельства, в которых сложно понять, чем руководствоваться в жизни, – разумом или сердцем. И однозначно правильный ответ тебе на ум приходит не сразу. Каждая ситуация требует особого подхода. Ошибаться способны и сердце, и разум. Стоит проводить логический анализ ситуации, принимать важные решения, учитывая мнение разума и знания. Все мы каждый день используем опыт и знания на практике, пользуемся разумом. Большинство решений приходится принимать, используя веление разума, ведь некоторые вещи в жизни просто неуместны. Вы же не идёте через дорогу как вам хочется, без соблюдения правил. Это рано или поздно станет причиной катастрофы. Применяя знания, мы убеждаемся в безопасности, а только потом решаем, что предпринять. Но если дело касается собственных эмоций, желаний, то разум становится мешающим элементом. В сердечных делах часто приходится жить сердцем, отключая логику. Часто человек не способен сделать что-то, исполнить собственную мечту, поскольку боится последствий. Но в подобной ситуации лучше верить зову сердца, а не разума, чтобы в будущем не сожалеть.