Фото к тексту_www.ftimes.ru

Основным источником стресса на работе для россиян является низкий уровень заработной платы, согласно опросу SuperJob. Этот ответ выбрали 20% респондентов. 15% граждан считают, что негативно влияет на их эмоциональное состояние плохое отношение начальства, а 14% назвали поведение коллег основным источником нервозности. Также 4% россиян испытывают стресс из-за неправильно поставленных задач и невыполнимых сроков.

Заур Газиев

Согласно сложившейся традиции, я должен напомнить, что зарплата сегодня на РГВК – это не просто узаконенное унижение, это напоминание о том, как республиканские власти относятся к культуре, информационному наполнению пространства, сохранению национального наследия и многим важным духовным вещам, ну и, конечно же, к людям, которых они обрекли своим равнодушием на нищету. Поэтому новость о том, что россияне снова начали брать кредиты и готовы тратить сбережения, не стала чем-то удивительным. В Центробанке подчеркивают, что экономическая активность в России растет быстрее, чем предполагалось. В течение первого квартала 2023 года потребительский спрос вырос за счет платных услуг населению. В первую очередь, на это повлиял увеличившийся спрос на курьерские (+64%) и туристические (+26%) услуги. Москва, к слову, заработала на майских праздниках 61 млрд рублей, что на 12% больше, чем в прошлом году. В столицу прибыло 1,8 млн гостей. Согласно заявлению мэра столицы Сергея Собянина, на 8,4 млрд рублей, поступивших в бюджет от данной отрасли, можно построить 2-3 школы.

Какова эта статистика в Махачкале понять трудно, дагестанцы по части ухода в «серые схемы» впереди планеты всей. Оно и понятно: власти, которые смотрят на своё население как на грязь, другой реакции ожидать не должны. Тут всё взаимно. При этом общее раздражение туристами, кажется нарастает всё больше и больше. Пока ещё нам неизвестны случаи, когда по отношению к туристам проявлялись какие-то агрессивные действия, но если не будут предприняты хоть какие-то действия по поддержанию местного населения, то избежать неприятных инцидентов будет очень сложно.

Оборот розничной торговли в Дагестане оказался самым высоким на Северном Кавказе. В нашей республике он составил 492 млрд рублей. Статистика по всем регионам такова: в Дагестане – 167,4 млрд рублей, рост на 2,7%; на Ставрополье – 158 млрд рублей, снижение на 2,1%; в Чечне – 57,9 млрд рублей, спад на 2%; в Кабардино-Балкарии – 50,6 млрд рублей, рост на 2,1%; в Северной Осетии – 35,8 млрд рублей, снижение почти на 3%; в Карачаево-Черкесии – 11,8 млрд рублей, спад на 6,8%; в Ингушетии – 10,2 млрд рублей, рост почти на 1%. Дагестан так выглядит в этих рейтингах потому, что розничную торговлю нам повысили, с одной стороны, жидкие ручейки зимних туристов, а с другой стороны, подготовка к Ураза-байраму. Люди заранее закупались и справляли свадьбы до начала Ураза-байрама и месяца мая, в который люди стараются не жениться, чтобы потом век не маяться!

***

И ещё немного позорной статистики. 13 лет рабства – столько времени понадобится для покупки дагестанцем квартиры в Москве. Аналитики портала недвижимости «Мир Квартир» изучили средние зарплаты в регионах страны для выведения срока накопления денег и покупки квартиры в столицы России. Методика расчета максимально проста и в то же время абстрактна – за основу бралась средняя зарплата, которую жители регионов полностью откладывали бы на покупку малогабаритной двушки в Москве (при этом никаких трат на еду, одежду, отдых и др.). При таком сценарии житель Дагестана со средней зарплатой в 35,3 тысячи рублей при стоимости квартиры в 5,6 млн рублей должен копить деньги 13 лет и 3 месяца. Дольше придется копить жителям Крыма (22 года), Севастополя (почти 18 лет), Карачаево-Черкессии (чуть более 15 лет).

При этом традиционно высокие зарплаты жителей северных регионов позволили им возглавить список. Например, 5 лет всего понадобится копить на заветную двухкомнатную квартиру в столице жителям Мурманской области и Ямала. И тут же читаю историю о том, что человек работал дорожником в Дагестане, а потом переехал в другой регион. И теперь там он зарабатывает в три раза больше. «Хотя делаю одну и ту же работу на протяжении многих лет. Но за 15 лет у меня уже две квартиры, дом с участком и две машины. Я бы не смог так заработать, находясь в Дагестане», – сказал он. Нет сомнений в том, что его примеру последовало много людей и ещё последует. Вот только хотелось бы знать ответ на вопрос: «А кто останется работать здесь?» При этом как я вижу эту ситуацию, чтобы улучшить статистику пытаются заставить частников платить больше, но самим гражданам доплачивать не стараются.

***

Хотелось бы отметить, что экономисты считают, что иного варианта выравнивания доходов, кроме административного или рыночного, не существует.

«Чтобы заработная плата была одинаковой в разных регионах, есть один способ: решением Министерства труда и социальной политики ввести общую сетку оплаты. Но при этом надо помнить, что стоимость труда это те деньги, которые необходимы, чтобы человек оставался жив в процессе этого самого труда, – объясняет генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. – Есть цены московские, а есть, как в Тверской области. И везде свои зарплаты, потому что для выживания нужно разное количество денег».

Только в этом году МРОТ сравнялся с прожиточным минимумом. Но все равно эксперты считают, что труд в России очень сильно недооценен. За одну и ту же работу житель России получает в разы меньше, чем житель любой, даже самой экономически неразвитой европейской страны. В той же Румынии, с ее развалившейся экономикой, отсутствием нефти и газа, люди получают за свою работу намного больше, чем в России. При том, что цены там в полтора раза ниже российских.

«Одна из причин разрыва в зарплатах в России в том, что человек, получающий 16 тысяч рублей месяц, и тот, кто получает 500 тысяч в день, платят одну налоговую ставку – 13%. Прогрессивная шкала позволит уравнять доходы на территории всей страны. В нынешних условиях это невозможно, потому что регионы очень разные. Нельзя сравнивать цены на Крайнем Севере и в Смоленской области, – считает глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. – Надо понимать, что в стоимость товаров всегда входит и их доставка, и требовать идентичной оценки труда при разной стоимости товаров нельзя. Но мы с коллегами несколько лет назад предложили закрепить минимальный размер оплаты труда на уровне 100 рублей в час. Сейчас эта сумма, конечно, должна увеличиться из-за инфляции и прочих событий в стране. Уровень доходов граждан надо повышать в любом случае».

Когда эта мысль дойдёт до председателя Правительства Дагестана – неведомо никому. При рыночной экономике различия в зарплатах в регионах минимальные, потому что сама модель финансовых отношений построена на том, чтобы каждый трудоспособный человек мог больше себе позволить. Принцип простой: кто потребляет, тот и зарабатывает. В России же экономика построена по-другому: кто зарабатывает или иным способом добывает деньги, тот и потребляет. Ситуация в Московской области и Крыму, где цены московские, а зарплаты среднероссийские, служит подтверждением тому, что экономику надо строить, основываясь на возможностях и потребностях большинства граждан.

***

Власть – это возможность управлять, влиять на человека или ход событий. Власть это ответственность перед теми, кто находится под вашим управлением. Если вам плевать на то, как живут люди, насколько сильно они нуждаются, как они чувствуют себя в своём городе или селе, то это плохая власть. Мы можем на какое-то время отвлекаться от тягот и лишений, которые валятся на нашу голову, можем какое-то время ждать в надежде на то, что произойдут позитивные изменения, но потом человек собирает чемоданы и ищет место, где его дети не будут схвачены полицейскими и притащены в военкомат. Или же зарплата не будет стоять на месте с 2009 года, когда с тех пор всё в цене выросло как минимум в два, три, а то и в четыре раза. Когда недавно я смотрел эти счастливые ролики с кавказского инвестиционного форума, я думал, как же глубоко закапывают себя эти люди, пытаясь изобразить какую-то радостную картинку. Нет на самом деле никакой радости у тех, кто оказался на чужом празднике жизни. Нет радости и довольства у людей, которых используют как рабов, пользуясь их безвыходностью. Я не знаю, чем всё это закончится, но ничем хорошим – это точно…