A Friends at a playground bullying about other girl in foreground

Чем больше мы узнаём о том, что происходит в наших школах, тем больше понимаем, что со школами у нас не просто беда, а прямо-таки катастрофа. Не буду спорить, что в наших средних школах действительно есть очень хорошие учителя – фанаты своего дела, но есть и непролазное болото, которому наплевать, как чувствуют себя дети в образовательном учреждении. Вспомните, как давно в наших школах ставились театрализованные постановки и работали кружки! И не в младших классах, а у детей постарше?

Заур Газиев

Когда в новостных заголовках пишут, что Дагестан захлестнула волна самоубийств, это, конечно же, преувеличение, но для нашего региона рост действительно ощутимый. За последнюю неделю в республике свели счеты с жизнью двое подростков. Зафиксирован и третий случай попытки суицида – к счастью, врачам удалось спасти парня. Причины произошедшего предстоит выяснять следователям.

Дагестан – это республика с традиционно самым низким уровнем самоубийств. Так обозначался Дагестан в статистических данных на протяжении многих лет. Однако в последнее время сообщения о суициде приходят с пугающей частотой. За последнюю неделю региональные СМИ сообщили уже о трех случаях, два из которых с летальным исходом. Рост суицидальных тенденций в последние годы отмечен с 3 до 17%. Последний случай попытки самоубийства был зафиксирован на прошлой неделе. В Редукторном поселке Махачкалы подросток пытался покончить с собой. Вскрыл вены, но, к счастью, карета «Скорой помощи» приехала вовремя. Парня увезли в больницу.

***

Наверное, нет такой недели, когда бы мы не узнали об истории буллинга, которая кончилась катастрофой. Иногда со смертельным исходом, но чаще с тяжелыми психологическими травмами. Сегодня дети другие. Они позже взрослеют, они ранимее. Им труднее находить общий язык и со сверстниками, и со взрослыми. Они всё чувствуют тоньше и острее. Это другое поколение, которое нужно и воспитывать по-другому, и учить иначе. Наверное, можно всё объяснить тем, что учителя, которые каждый день проводят занятия, находятся в состоянии эмоционального выгорания. Но с другой стороны есть директора, есть завучи, которые вполне могут увидеть ситуацию со стороны.

Про школьных психологов, сейчас вообще буду молчать изо всех сил. Зачем эта штатная единица, если дети всё равно накладывают на себя руки. Причём зачастую в тех же школах, где подобное уже случалось. Отдельный привет школе в с. Нечаевка Кизилюртовского района, где хотя бы раз в год один ребёнок накладывает на себя руки. То, что Уполномоченному по правам ребёнка в РД Марине Ежовой на дагестанских детей, попавших в трудную ситуацию, наплевать – это очевидно. Другой вопрос что так же, как и она, к детям относятся там, где о них должны были заботиться.

***

«Здравствуйте, извините, можете, пожалуйста, выложить это? Я очень устала. Учусь в одной из школ Махачкалы. С 1-го класса подвергалась буллингу девочек, которым я ничего не сделала. Я всё терпела. В ответ делилась с ними едой, защищала их перед другими. Молчала, когда те издевались надо мной и оскорбляли меня.

Большинство из них сейчас ходят радостные и покрытые. А потом из-за них надо мной издевался весь класс. Так как они были довольно привлекательны. Это всё длилось 6 лет. Моя учительница младших классов и учительница 5-6 класса ничего не делала, чтобы как-то помочь мне, хотя сама это всё видела. Наоборот, эти же учительницы тоже могли что-то плохое про меня сказать. А почему? Я не знаю. Надо мной издевались, а я в ответ старалась делать добро. Потом я пошла в 7-й класс полностью закрытая в себе, и с кучей комплексов и травм. Из-за этого буллинга у меня появились суицидальные мысли со 2-го класса! Два года назад моя подруга из той же школы повесилась. Над ней тоже очень сильно издевались. В 7-м классе ничего не закончилось. Эти же девочки перешли со мной в один класс, и я просто умирала от их насмешек. Кроме них добавился буллинг со стороны почти всего класса. У меня не было настоящих друзей, когда я заходила, меня все обсуждали, сплетничали, использовали меня.

Я все 7 лет терпела этот буллинг, а сейчас от боли задыхаюсь. И всё потому, что настолько сильно это всё меня травмировало. Я начала в прямом смысле этого слова скрываться. В результате я заработала себе расстройство приема пищи и анорексию, стала социофобом, боюсь людей. Мысли о суициде до сих пор не покидают меня, каждый день с того самого 1 класса. Я захлебываюсь в своих же слезах. Я очень много раз падала в обморок прям в школе. Я очень худая и низкая для своего возраста из-за того, что много голодаю. Я искренне пытаюсь встать на ноги. Пытаюсь заново начать жизнь, но не получается. Эти люди уничтожили меня морально и физически».

***

Это письмо мы нашли в одном из телеграмм-пабликов. В том, что оно подлинное, у меня лично нет сомнений. Мы немного подправили грамматику этого текста, но, по сути, там и так всё понятно. Дети гнобят другого ребёнка, на это сквозь пальцы смотрят учителя. Такое случалось во все времена. Только раньше дети были эмоционально крепче. Сейчас они ранимее. Сейчас они умнее, они понимают, что жить под бетонной плитой – это ненормально, это буллинг. А буллинг – это преступление. Даже если его совершают дети, – он не перестаёт приносить его объекту много боли. Тем более, что травля в детском коллективе продолжается годами. Потом, повзрослев и каким-то образом выжив, люди выходят из состояния этой травмы годами. У них не складываются отношения с противоположным полом, они проблемны в семье, они с трудом идентифицируют себя в том, какое место они должны занимать в социальной иерархии. Нередко они сами в будущем становятся токсичными. Не может человек, выбравшийся из-под бетонной плиты, не остаться инвалидом.

И ещё один комментарий: «Большинство детей злые, и издевательства для них обычное дело. В детстве помню тоже издевались над девочкой, но не знаю почему. Просто кто-то начал и пошло поехало. Сейчас, конечно, стыдно за такое, но в этой ситуации, я думаю, виноваты учителя. Они же, видя такую картину, должны, как минимум, сказать родителям. Наш классный руководитель хорошая женщина, как только узнала, что мы издеваемся, она собрала нас, дебилов, отчитала перед всем классом, и после этого эту девочку никто не трогал».

***

И ещё немного про Нечаевскую школу, где в очередной раз свел счёты с жизнью ребёнок. На этот раз девушка. Мне сказали, что случилось это дома у девушки, и что причиной были конфликты с мамой. Возможно и так. Но проблема в том, что девочке, которая была на грани самоубийства, некому было даже рассказать о своей беде. И это при наличии штатного школьного психолога. Мне говорили о том, что если близкие люди не разглядели проблему, то что хотеть от учителей. Но извините, у учителей педагогическое образование. И вообще, если вы много лет работаете с детьми, не увидеть человека в пограничном состоянии просто невозможно.

Я понимаю, что в традициях этой школы нет такой ценности, как жизнь и достоинство ребёнка, но статистика смертей, как бы напоминает нам о том, что пора там менять директора, который никак не может разобраться между своими двумя женами. Понятное дело, что это входит в компетенцию районной администрации, которой, наверное, должно быть интересно, что происходит с детьми. А с детьми там беда, о которой мы рассказывали уже не один раз. Приедет ли в эту школу Уполномоченная по правам ребёнка в РД Марина Ежова – вопросом можно не задаваться. Им не повезло родиться детьми Сирии или Палестины.

***

Однако рост самоубийств, по данным ООН, в последние годы значительно увеличился не только у нас в республике. Число суицидальных попыток и завершённых самоубийств среди детей и подростков выросло во всех странах. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвёртое среди основных причин потенциальной потери жизни. Сегодня наша страна занимает одно из первых мест в мире по количеству детских и подростковых суицидов. Средний показатель этих самоубийств превышает мировой коэффициент более чем в три раза. Ежегодно каждый двенадцатый подросток России в возрасте от 13 до 20 лет предпринимает попытку покончить с собой. Однако в официальную статистику попадают лишь явные случаи суицида. Все летальные исходы, причиной которых стали падение с высоты, дорожно-транспортные происшествия, передозировка лекарственных препаратов, судебные эксперты приравнивают к «несчастным случаям». Следовательно, истинное число суицидов значительно превышает официальные данные.

Что может быть тому причиной, повод для отдельного исследования, но мне бы хотелось на это обратить внимание учителей. Дети –это маленькие живые люди, которым иногда нужно чтобы их поняли и выслушали. Не пожалейте на это немного своего времени, может быть это спасёт кому-то жизнь.