Фото к тексту_www.fgbnuac.ru

В голове у каждого из нас закопана тьма. В каждом из нас есть древние инстинкты, которые обуздываются воспитанием, запретами и страхами. Более того, вся суть цивилизации в том, чтобы преодолевать инстинкты, закопанные в самых глубоких извилинах мозга. Почему это важно? Потому, что иначе общество превращается в дикое поле. С каждым витком эволюции – мы приобретали новые качества, помогающие нам организовать свою жизнь в более комфортных условиях, но и древние инстинкты никуда не деваются. Именно они являются причиной такого явления, как преступность, войны, насилие…

Заур Газиев

Когда-то эти инстинкты помогали нам выживать в диком лесу, побеждая зверей, которые были сильнее и быстрее нас. У нас нет острых клыков, у нас кожа, а не шкура, у нас нет когтей – по сути, мы лакомая добыча для любого хищника. Никакой, даже очень опытный и сильный боец голыми руками не победит хищника. Но когда человек берёт в руки оружие – чаша весов склоняется на его сторону. Сначала нашим оружием был камень. И это длилось сто тысяч лет, пока длился каменный век. Параллельно, отбиваясь от зверей, мы многому учились: сначала мы научились объединяться с себе подобными, потом одомашнивали животных, окультуривали злаки, создавали институт семьи и примитивные варварские социумы.

Потом были бронзовый век, когда появилось разделение труда, касты, государство, войны… Затем был железный век… И к тому времени у нас уже появилась вторая сигнальная система, была способность мыслить, разговаривать, запоминать, выстраивать причинно-следственные связи. С этого, собственно и начиналось движение к цивилизации.

Безусловно, есть животные, которые охотятся группами, есть животные, которые выживают благодаря тому, что держатся вместе, но люди довели эти навыки охоты и выживания до совершенства. И всё благодаря разуму. Мы смогли создать свою зону выживания, благодаря объединению усилий. Это помогало нам отбиваться от хищников. А когда рацион питания перестал быть только растительным (каменный век) – человек стал ещё и плотоядным. Именно тогда наш мозг получил ценный белок, необходимый для развития. Развиваясь далее, человек создавал свой собственный мир, где именно он является главным актором. Он расчищал пространство для жизни, выдавливая опасных хищников на территории, где людям было жить неудобно. В какой-то момент людей стало так много, что появилась внутривидовая конкуренция. И тогда навыки выживания, которые когда-то помогали победить зверей, стали применяться для того, чтобы победить единоплеменников. Но, к тому времени уже были те, кто оказался достаточно разумным. Эти люди поняли интересную парадоксальную мысль. Большой группой легче выживать, можно захватить больше ресурсов и жизненного пространства, но, при этом, в большой группе для этого должен быть порядок. Для того, чтобы в многочисленной группе люди выжили и не перебили друг друга, повинуясь древним инстинктам, им нужны правила. Потом эти правила станут законами.

***

Однако цивилизация началась с другого. В тексте про цивилизацию, наверное, было бы уместным привести одну очень известную историю с антропологом Маргарет Мид. Один из студентов на лекции спросил: что, по ее мнению, можно считать первым признаком цивилизации? Юноша ожидал, что антрополог подойдет к вопросу с научной точки зрения, назвав, к примеру, глиняные горшки или инструменты для охоты. Но Маргарет удивила окружающих своим ответом. Первым свидетельством цивилизации, по ее мнению, являлась бедренная кость, которая была сломана, а потом срослась. Останки были обнаружены во время археологических раскопок и принадлежали человеку, жившему на Земле 15 000 лет назад. Бедренная кость – самая большая в теле, она соединяет тазобедренный аппарат и колено. Чтобы такой перелом сросся, требуется 3-6 месяцев. Свой ответ Мид пояснила следующим образом: «В животном мире, если существо ломает ногу, оно погибает, потому что не может охотиться, убежать от опасности, найти воду. Раненый зверь – первая добыча для хищников. Залеченное человеческое бедро говорит о том, что на протяжении длительного времени рядом с этим человеком был кто-то, кто перевязал его рану, отнес в безопасное место, кормил и поил. Кто-то, заботившийся о нем и охранявший его, пока тот не поправится. Сросшаяся бедренная кость – доказательство того, что человек помог своему ближнему, не бросил его, спасая собственную шкуру. Оказать помощь кому-то в сложный период – это тот поступок, с которого и начинается цивилизация».

Сейчас я не буду топить текст в спорах о том, кому принадлежит это определение, потому что фактчекинговая платформа Snopes приводит данные об ином авторстве. По их версии, историю эту впервые рассказал известный врач, лауреат премии Альберта Ласкера Пол Бранд в его совместной с Филипом Янси книге «Сделано пугающе и чудесно». Но суть остаётся той же. На каком-то этапе наши навыки выживания стали зависеть от того, насколько мы способны сопереживать и помогать друг другу.

***

Говорят, что сострадание, сочувствие, эмпатия – это тоже часть нашей природы. Возможно. Но, наверное, всё-таки не у всех. Чем человек менее цивилизован, тем больше в нём злобы, агрессии, ненависти, желания договариваться, идти на самоограничения. Тем больше вероятность того, что эволюция двинется в обратном направлении. Кстати, в истории человечества такие явления происходили не один раз. Цивилизованные народы на каком-то этапе вдруг проваливались в какую-то невероятную дикость, но потом проходило несколько поколений, появлялось новое общество, которое двигалось вперёд, ещё дальше, чем его предшественники.

Процесс деэволюции или регресса мы пережили в Дагестане в девяностые и нулевые годы. Последствия его хорошо видны в облике Махачкалы, в том насколько провалилось качество образования в республике и вообще какого уровня у нас гражданский дискурс. Зайдите в самые многочисленные паблики и посмотрите, что, на самом деле, обсуждается людьми, и вы поймёте, что страшная дикая людоедская тьма и сейчас присутствует в головах у огромного количества людей. Читаешь комменты и удивляешься тому, что пишут люди: уничтожить, расстрелять, убить, посадить и т.д. Нет ни одного успешного человека, который бы не стал жертвой хейта анонимной толпы. Проблема сейчас не у тех, о ком пишут гадости, проблема у тех, кто это делает. Источником этой агрессии является, на мой взгляд, вполне понятный конфликт внутреннего содержания и реальности, в которой оказались эти люди. Им бы по деревьям прыгать и на мамонтов охотиться, но им нужно носить нормальную одежду и усилием воли быть хоть немного вежливыми.

В комментариях к «Ужину негодяев» мне писали о том, что с древних времён выживает сильнейший, и не нужно по этому поводу сильно удивляться. В природе людей действительно присутствует агрессия и желание конкурировать. И продолжалось это до тех пор, пока не появилось государство, закон, культура, религия, духовные ценности. Агрессия, как инструмент социализации, в большинстве случаев сегодня просто не работает. Ну разве что, если вы не профессиональный боец или гладиатор. Сильнейший выживает в диком лесу, а в цивилизованном государстве – всё иначе. Когда вы идёте за помощью к врачу, вас не интересуют его физические параметры – вас интересуют его навыки врача. Когда вам нужна хорошая обувь, вас не интересует, насколько брутален тот, кто её сделал, вас интересует качество этой вещи. Так живёт цивилизованное общество.

***

Но, чтобы быть до конца точным, хочу привести ещё один пример общественного устройства, когда главным инструментом социализации становятся не твои навыки принесения пользы обществу, а способность к насилию. Классический пример – Афганистан. Чем больше зла и несчастий может принести человек – тем выше его место в социальной иерархии. Что это за общество и насколько оно счастливо – мы увидели, когда толпа бежала, цепляясь за шасси американского самолёта, улетающего прочь из этой страны. Когда читаю некоторых наших деятелей, меня не оставляет стойкое убеждение, что они очень хотели бы довести наш Дагестан до такого вот состояния. С одной стороны, они понимают, что, разрушая общедагестанский сбалансированный мир и перетягивая одеяло на себя, они не сделают свою национальность счастливее. Но при этом они готовы рискнуть, чтобы вытащить из оболваненных их бредом олигархов очередной денежный транш. Ради того, чтобы получить миллион, они готовы нагадить на 100 миллионов. И ради этого они будут будить в головах у людей самую чёрную тьму. Но история учит тому, что они сами попадут под замес первыми. Посеешь ветер – пожнёшь бурю.