Фото к тексту_СК РФ

На минувшей неделе Дагестан сотрясли два кошмарных двойных убийства. Одно случилось в Левашинском районе, другое в Ногайском. И в том, и в другом случае эти истории имели очень широкий резонанс. Если в истории с Левашинским районом что-то предотвратить было очень сложно, то убийство в Ногайском районе даёт много поводов для размышлений.

Заур Газиев

15 марта на крыльце здания суда в селе Терекли-Мектеб Ногайского района произошла страшная трагедия. Случилось это по завершению судебного процесса, на котором был оглашен приговор. Удовлетворённые решением суда, из здания выходили 22-летний Владимир Григорьянц и его 55-летний адвокат Сергей Осипов. Владимир Григорянц – тот самый водитель, который в мае 2023 года совершил смертельное дорожно-транспортное происшествие в Ногайском районе. В тот день Владимир на своей иномарке «Мазда» сбил 14-летнего школьника, который передвигался на мопеде. От полученных травм подросток скончался на месте. В своём приговоре от 15 марта 2024 года суд назначил Владимиру полтора года лишения свободы. Причиной такого мягкого приговора стал опытный адвокат Сергей Осипов, который был его защитником с самого начала. После того, как в результате трагедии Владимира посадили под домашний арест, адвокат подал апелляцию и добился смягчения меры наказания до подписки о невыезде. При рассмотрении дела в суде адвокат проявил все свои умения и добился мягкого приговора – 1,5 года ограничения на определенные действия.

Это вполне можно было бы считать удачей Сергея Осипова. Однако в этот приятный для них момент они ещё не знали, что свой вердикт им вынес отец погибшего подростка, который, очевидно, не удовлетворился решением местного суда. Вооружившись огнестрельным оружием, он дождался, когда адвокат с подзащитным выйдут из суда, и произвел в них несколько выстрелов в упор.

***

По версии следствия, около 13:00 дня, после оглашения приговора Ногайского суда, при выходе осужденного, его защитника и родственников на автостоянку, потерпевший по делу, не согласный с вынесенным приговором, произвел в них не менее восьми выстрелов из пистолета. От полученных ранений осужденный и его защитник скончались в больнице. Еще один пострадавший был госпитализирован.

***

Очевидно, что целью убийцы был только 22-летний Владимир. Но его адвокат, увидев приближающегося вооруженного человека, попытался закрыть парня своим телом в надежде, что отец подростка одумается. Но мужчина и не думал останавливаться, выстрелы прозвучали практически мгновенно. Оба – адвокат и его подзащитный – скончались от полученных огнестрельных ранений.

«Мы думали, что нас это уже миновало, – говорит коллега погибшего адвоката Сергея Осипова. – У нас раньше часто происходили подобные вещи: покушения и нападения. Мы думали, что это всё уже закончилось, оказывается ещё бывает. В нулевых бывало, нам даже отстреливаться приходилось».

О Сергее Осипове все коллеги из Адвокатской палаты Дагестана отзываются только положительно. Известно, что в этой сфере он проработал 13 лет, а до этого имел опыт следственной работы в правоохранительных органах. Его называют настоящим профессионалом своего дела. В итоге дружная семья осталась без отца и дедушки, у него двое детей и внуки.

Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Дагестан возбудило уголовное дело по двум статьям Уголовного кодекса РФ: («Убийство двух или более лиц, совершенное общеопасным способом по мотивам кровной мести») и («Незаконное приобретение, хранение и ношение оружия»). Прокуратура Дагестана контролирует расследование уголовного дела.

Убийцу, естественно, сразу задержали. Он и не собирался где-либо скрываться. Что касается 22-летнего Григорьянца и его мягкого приговора, то суд учел, что он чистосердечно признался в содеянном и извинился перед потерпевшей стороной. Ранее к уголовной ответственности не привлекался и вообще не был замечен в каких-то серьезных противоправных действиях. Его преступление расценивалось как средней степени тяжести, и судья не увидел каких-то отягчающих обстоятельств. Причиной происшествия признали неосторожность. Отсюда и такой приговор.

Еще известно, что Владимир Григорьянц был представителем известной в регионе семьи. Он являлся сыном экс-прокурора Кизляра, а также внуком бывшего директора Кизлярского коньячного завода.

***

И здесь у меня, как журналиста, возникают вопросы: кто-то вообще у нас занимается жертвами подобных историй. Люди теряют близких и дорогих им людей и остаются один на один со своей бедой. То, что сделал обезумевший от горя отец, это, конечно, ужасно, но хоть кто-то попытался его утешить? Когда судья выносил такой приговор, он предполагал, что его действия вызовут такую реакцию?

Относительно недавняя история с убийством 19-летнего Магомед-Али Султанова удивляет тем, как велось следствие по этому делу. Задержали только одного из убийц. Хотя есть видео, где отчётливо видна группа молодых людей, убивающих Магомед-Али. Суд по этому делу начался в Каякенте ещё в августе прошлого года. И, скорее всего, дело будет отправляться на дополнительное расследование.

Думаю, что после истории в Терекли-Мектебе другие судьи задумаются над тем, что мягкие приговоры, в конечном итоге, приводят к самосудам или, того хуже, судам Линча. Как это ни прискорбно, но либо виновного будут наказывать суды, либо это будут делать родственники убитых. Я, вообще, не ратую за последнее, но результатом несправедливого судейства, к сожалению, станет именно самосуд…

***

Как я упоминал немного выше, второе двойное убийство произошло в Левашинском районе. Сообщение об убийстве двух женщин 70 и 96 лет в полицию Левашинского района поступило 13 марта в 21:00 вечера. На место происшествия выехала следственно-оперативная группа. Полицейские сообщили, что убийца нанёс женщинам многочисленные колото-резанные ранения головы и туловища, а потом сбежал.

Подозреваемого нашли и задержали спустя пять часов после убийства полицейские Левашинского района и Управления уголовного розыска МВД по Дагестану. Им оказался 28-летний житель села Уллуая Абдулла Ахмедов, который приходится убитым дальним родственником.

О мотиве преступления правоохранительные органы пока ничего не сообщили. По информации из социальных медиа, на допросе Ахмедов заявил, что совершить убийство ему приказал шайтан, он слышал голоса в своей голове. Также сообщается, что убийца страдает психическими расстройствами. Односельчане утверждают, что он всегда был замкнутым и нелюдимым. О том, что он страдает шизофренией, им было неизвестно. Хотя такой диагноз скрывать в маленьком селе было бы очень сложно.

По предварительным данным, орудием убийства был топор. Однако на оперативной видеосъёмке с места преступления, опубликованной в телеграм-канале Следственного управления Следственного комитета России по Дагестану, показывают кинжал. Возможно, это и есть орудие убийства. Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил руководителю республиканского управления ведомства Дмитрию Беляеву представить ему доклад о расследовании уголовного дела.

***

Шизофрения – это не простая болезнь. Она меняет людей. Вопрос в том, почему близкие не заметили её. Шизофрения – это психическое заболевание, при котором изменяются мышление и поведение, появляются галлюцинации и бред, а также апатия, безвольность, обедняются эмоции. Некоторые психические особенности, свойственные здоровому человеку, пациент с шизофренией утрачивает частично или полностью. Например, он может осознавать, что нужно выполнить какое-то действие, но не может совершить необходимое для этого усилие. Человек, страдающий шизофренией, может целыми днями лежать в постели. Шизофрения – одно из наиболее распространенных психических расстройств, характеризующееся сочетанием продуктивной (галлюцинаторной, бредовой, кататонической, аффективной и др.) и негативной (апатия, абулия, алогия, эмоциональная и социальная отстраненность и др.) симптоматики, поведенческих и когнитивных нарушений (нарушений памяти, внимания, мышления и других).

В мире от шизофрении страдает более 20 миллионов человек. Слуховые галлюцинации – один из позитивных симптомов при расстройствах шизофренического круга. Они связаны с отсутствием в головном мозге больного определенной сигнальной молекулы – РНК. Вследствие ее разрушения у пациента начинается аудиальный галлюциноз. На фоне расстройства когнитивной, мыслительной сферы человек уверен, что «голоса» принадлежат посторонним людям или существам. На самом деле, это собственные мысли больного, которые вследствие расщепления психики он отчуждает. Примерно то, что и произошло с молодым человеком из Уллуая. Вопрос первый: была ли у него диагностирована шизофрения? Вопрос второй: если у него не была диагностирована шизофрения, то почему? Скрывали родственники? Вопрос третий: если у него была диагностирована шизофрения, то почему тот, кто отвечал за него, не проследил за тем, чтобы Абдулла принимал необходимые для уравновешивания своего состояния препараты?