Фото к тексту

Новость, которая в социальных сетях набрала больше всего лайков и комментариев, заключалась в следующем. На одной из моек самообслуживания «Мой сам» в Махачкале девушка заметила мужчину, который решил искупаться раздевшись догола. Она вызвала полицию на место ЧП, мужчину доставили в отдел. Сотрудник, приехавший на вызов выразил свое мнение по этому поводу в голосовом сообщении, в котором с применением нецензурной лексики сказал, что видел всякое, но такого не видел, и что ему пора увольняться.

Заур Газиев

Начать хотелось с того, что у огромного количества наших земляков с критическим мышлением просто беда. Им дали какую-то информацию, и они с удовольствием пишут обо всём, что придёт им в голову по поводу прочитанного. И если сказать, что на 90% это больные фантазии или просто какие-то гадости, то это будет точное определение. Не может быть нормальным состояние человека, который вдруг разделся в публичном месте, чтобы искупаться. Это же очевидно, что мы имеем дело с каким-то клиническим диагнозом. Таким людям помогать нужно, а не выставлять их на публичное позорище.

У нас ведь уже была история, когда в медицинском университете преподаватель вдруг начал раздеваться перед полной аудиторией. Случилось это в далеком ноябре 2016 года. Из аудитории стали выбегать девочки, а мальчики начали громко смеяться и гоготать. Один из них достал телефон и начал снимать. После этого они очень быстро слили этот ролик в Сеть. Поднимая материалы на эту тему, я столкнулся с текстом агенства Life. Процитирую оттуда пару строчек. «Гражданский репортёр через приложение LifeCorr прислал видеозапись с места событий. – Мы не могли понять, что с ним произошло, – рассказал Лайфу один из студентов медицинского вуза, присутствовавший на лекции. – Разделся полностью, даже трусов не оставил. Принялся копошиться в вещах, вытряхивать. Мы не знали, что делать. Девушки-однокурсницы стали выбегать из аудитории. Потом он стал одеваться. В администрации вуза подтвердили факт срыва лекции из-за неадекватного поведения преподавателя и заявили о проведении служебной проверки. Гражданский репортёр получил 2000 рублей за это видео». По сути этот студент заработал на том, что разрушил жизнь человеку, у которого было диагностировано заболевание мозга.

Напомню, что тогда речь шла о студенте-медике! Чего сейчас хотеть от среднестатистической дуры с телефоном, или от обычного плохо образованного и не сильно воспитанного дага, сидящего сутками в социальных сетях. Справедливости ради надо сказать, что тогда в ДГМУ была проведена вся положенная в этом случае работа со студентами. Молодой человек снявший это видео был найден и осуждён своими сокурсниками и преподавателями. Мы думали, что дагестанское общество на этом примере получило опыт не торопиться осуждать тех, чьё поведение нам непонятно. Но, видимо, этот опыт нуждается в обновлении и общей рефлексии. А ещё работников правоохранительных органов нужно готовить к тому, что люди бывают разные и не всегда мотив их поведения преступен.

Ну и возвращаясь к теме снятого на автомойке купающегося голого человека. Что мне крайне не нравится в этой истории, так это то, что люди вместо того, чтобы в любой непонятной ситуации включать мозги – включают камеру мобильного телефона. Этой девушке, по ходу, делать было нечего, кроме как снимать видео и отправлять его в соцсети, или в полицию. Ей было плевать на то, что это может ухудшить и без того тяжкую жизнь человеку. Ведь от хорошей жизни никто купаться на автомойке не будет. Могла бы просто отвернуться и дальше ехать по своим делам. Но она достала телефон, включила камеру и сделал эпизод из жизни больного человека – сенсацией. Уже через несколько часов там было почти две тысячи комментариев…

***

Ещё одна история, где так или иначе оказался задействован работник правоохранительных органов. Случай этот произошел в окрестностях поселка Тюбе. Водитель на старенькой «девятке» подрезал автомобиль «Мерседес». При этом надо сказать, что он не один раз создавал опасную ситуацию. Тот, кого он поставил в неудобное положение на дороге, возмутился. Обогнал, заставил остановиться, вышел из машины и начал лупить. Не прошло и минуты, как водитель «девятки» оказался на пассажирском сидении. Одним словом, 37-летний мужчина наказал 21-летнего водителя из Карабудахкентского района. Оттаскивать разгневанного мужика пришлось водителю, проезжавшему мимо.

За рулём «Мерседеса», как потом выяснится, был полицейский. Коллеги провели проверку и уволили его. «В ходе выяснения обстоятельств установлено, что водитель иномарки 37-летний оперуполномоченный отдела уголовного розыска МВД по РД, а водитель автомашины «ВАЗ» 21-летний житель Карабудахкентского района. По результатам проверки принято решение об увольнении сотрудника из органов внутренних дел по отрицательным основаниям». Судя по всему, этим не ограничатся. Агрессивного ездока еще ждет наказание. Дело передано в Следственный комитет.

Но меня в этой истории снова неприятно удивила реакция пользователей социальных сетей. Как только стало известно, что речь идёт о полицейском, на него обрушилась волна хейта. Если бы они не знали, что водитель «Мерседеса» является работником внутренних дел, реакция на его поступок была бы совсем другой. Люди априори готовы осудить полицейского. Хотя этот человек работал в подразделении по борьбе с наркотиками и делал полезную для общества работу. Во всяком случае граждане, в чьих семьях есть наркозависимые, соврать не дадут. Любой, кто останавливает закладчиков, распространителей, дилеров, не говоря уже об оптовиках, в глазах этих людей герой. И то, что писали знакомые этого полицейского, что он спокойный сдержанный человек, вообще никого не переубеждало.

Любой из нас, столкнувшись с наглостью и хамским поведением, может выйти из себя и не имеет значения, кто ты по профессии. Не всегда получается сдержаться. Любого может переклинить. Жаль, что люди, осуждая других, не торопятся поставить себя на его место. Даже мне, противнику любого из видов насилия, его поступок на дороге не показался чрезмерным. Я много раз сталкивался с такого рода людьми, которые создавали опасность на дороге, а потом делали вид что всё нормально. Может по отношению к таким товарищам и нужно применять методы физического кинестетического воздействия? Со стороны смотрится, конечно же, не айс, но ведь по-другому они не понимают!

***

Я много раз писал, что сегодня социальные сети превратились в то, чем были городские площади в средневековой Европе. Культура отмены или канселинг (canceling) – это публичная казнь, во время которой человека поносят и уничтожают. По сути, мы имеем дело с публичными казнями людей за их проступки. Правильные или неправильные не суть важно. В соцсетях людей зачастую осуждают и казнят одновременно. И здесь смерть принимает метафорическое значение: умереть можно не только физически, но и в глазах общества. Некоторые современные философы сравнивают новую этику с инквизицией. Публичная казнь – срежиссированное показательное действо, где у виновника есть и роль, и сцена. Вот возьмем, например, некоего персонажа, которого безосновательно обвинили в домогательствах. Общественность обсуждает голословные, но растиражированные обвинения в соцсетях. По сценарию новой этики у героя есть два варианта: гнуть свою линию или повиниться перед всем миром. Вот это раскаяние и будет сродни публичной казни. Редко кто в этом случае выбирает гнуть свою линию. Себе же дороже, да и людей очень трудно в чём-то переубедить.

Это ситуация, где мало у кого получается оправдать свое честное имя в затяжных судах. То, как это случилось совсем недавно у Джонни Деппа, это редкость. Слава Богу, до настоящего, не инквизиционного, суда, согласитесь, дело доходит редко. По сути, культура отмены базируется на таких социальных явлениях, как пропаганда и упрощение социальной информации. Иногда все сводится к кликбейт-заголовку, на который можно вестись или нет, но большинство всё равно не заморачивается аналитикой и сомнениями. Из-за отсутствия информации у них нет полной картины, и решения принимаются на эмоциях поспешно.

***

И хотя мы привыкли к валу спровоцированного возмущения, который предшествует очередной «отмене», отчаянным публичным извинениям и разрушительным последствиям для людей, чьи жизни разрушены, мы часто не знаем, что можно сделать, чтобы остановить этот вид массовых нападений. А между тем одним из решений является получение как можно более четкого понимания этого явления путем изучения его природы. Публичное осуждение и отмена по своей структуре напоминают общественные акты пыток, а их цели являются настораживающе похожими средствами принуждения к политическому или культурному конформизму.

Сейчас этой теме уже посвящаются научные работы и исследования. Иногда кажется, что мы оказались в центре большого эксперимента над современным обществом. Однако если есть проблема, то найдётся ей и решение. Даже не сомневаюсь, что сегодня уже разрабатываются или разработаны технологии по управлению общественным мнением. Однако, как бы не развивались события, мне бы очень хотелось, чтобы люди не теряли своих нравственных компасов, без которых разумная социальная жизнь невозможна.