Фото к тексту_www.tiraj.kg

Новость о том, что группа депутатов во главе с депутатом Госдумы от КПРФ Михаилом Матвеевым подготовила законопроект, согласно которому за ношение никаба, балаклавы, маски будут штрафовать на 10 000 рублей, лично для меня не стала громом среди ясного неба. Я примерно догадываюсь, как никаб воспринимают разные социальные группы. Вопрос в том, насколько эта тема вдруг стала актуальной в нашей стране. В этом тексте мы постарались осветить вопрос никаба с разных сторон. Признаюсь, до того, как погрузиться в эту тему, я и не ожидал, что к никабу может быть такое негативное отношение именно в некоторых мусульманских странах.

Заур Газиев

О подготовке законопроекта о запрете ношения религиозной одежды, которая закрывает лицо, депутат Госдумы Михаил Матвеев сообщил в середине апреля. В этом документе слово «никаб» не упоминается, а минимальный штраф за «спрятанное лицо» может составить 10 тысяч рублей. «В законопроекте не будет ни слова о никабах, парандже и масках полинезийских племен. В нем будет мотивация не религиозная, а исключительно через вопросы безопасности и идентификации личности», – пояснил депутат.

Он также назвал «хитрой» позицию муфтия Москвы Ильдара Аляутдинова о готовности поддержать запрет никаба, если власти выявят связь его ношения с ростом риска экстремизма. «Давайте не будем втягивать себя в рассуждения о религиозной одежде, традиционна она или нет, пусть богословы спорят между собой. В наше время высоких рисков террористических угроз будем ставить вопрос о запрете на любые предметы, скрывающие лицо в общественных местах, кроме медицинских масок и спецодежды при исполнении. Плевать, религиозная она или антирелигиозная. Никаб – это тыква или маска Гая Фокса», – подчеркнул Матвеев. По его словам, соответствующий законопроект скоро будет готов, а вместе с ним готовятся и поправки в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. «Также обсуждается вопрос конфискации предмета нарушения при повторном нарушении», – отметил депутат.

В прошлом месяце Матвеев опубликовал ответ МВД на свой запрос о запрете ношения религиозной одежды, которая закрывает лицо (никаб, паранджа), в том числе с целью профилактики радикального исламизма. В нем было сказано, что ведомство не располагает «сведениями о причинно-следственной связи ношения одежды, смоделированной в соответствии с религиозными правилами, и совершением противоправных деяний экстремистской направленности». Инициативу Матвеева по запрету никаба поддержал глава Совета по правам человека (СПЧ) при Президенте РФ Валерий Фадеев. Он напомнил, что подобные запреты уже введены в ряде центральноазиатских стран.

***

Муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов отметил, что запрет на никаб может вызвать у российских мусульман негодование, что создаст новые очаги напряженности в обществе. «Также эти попытки будут выглядеть как явный акт нарушения норм светского права и Конституции, гарантирующей гражданам России право на свободное вероисповедание, а значит, и соблюдение канонов религии», – подчеркнул он. По словам Аляутдинова, вопрос ношения никаба остается дискуссионным. «Но важно заметить, что никто из них никогда не заявлял о нежелательности данного элемента одежды и тем более о запрете его ношения», – добавил он.

Муфтий также заявил, что совет улемов Духовного управления мусульман (ДУМ) России готов обсудить связанные с ношением никаба вопросы с представителями власти. По его словам, организация «не пропагандирует ношение никаба в современном обществе и считает, что в условиях светского государства будет более правильным соблюдать общепринятые религиозные правила» и выбирать одежду, которая, наряду с соответствием основным требованиям ислама, «не будет вызывать негативного отношения у окружающих».

***

Впервые скрывать лицо в общественном месте запретили в 1975 году – это произошло в Италии. Тогда это коснулось «немотивированного» использования касок или шлемов, которые могли бы затруднить идентификацию человека. В 2010 году итальянское правительство добавило к списку вещей, мешающих «узнаванию человека», одежду, «надеваемую по религиозным соображениям». Примеру Италии последовали другие европейские страны: Бельгия, Франция, Нидерланды, Австрия и Германия. Запретить носить никаб также предложили в Великобритании, однако местные мусульманские организации выступили против и блокировали инициативу на уровне обсуждений. По мнению европейских государств, никаб ассоциируется у общества с радикальными исламистами и их девиантным поведением.

Также страны подчеркивают, что их нормы права существуют отдельно от религиозных писаний. Одной из последних запретила носить никаб Швейцария – более того, закон распространился также на хиджаб. За это проголосовала большая часть населения страны. Новелла вступила в силу, несмотря на недовольства швейцарских мусульман: верующие указывали, что в Швейцарии «всего 30 женщин носят паранджу».

***

Никаб запрещали не только в европейских странах, но и в государствах с большим числом исповедующих ислам граждан – в Египте, Тунисе, Индии, Индонезии и Марокко. При этом Каир и Нью-Дели распространили ограничение только на общеобразовательные учреждения, Тунис – на госучреждения, Джакарта – на школы, вузы и здания органов власти, а Рабат не только запретил носить, но также изготавливать и продавать никабы. В сентябре 2023 года носить скрывающую лицо одежду запретили в Узбекистане. В парламенте отметили, что поправки направлены на поддержание общественного порядка в стране.

В октябре появилась информация, что подобный запрет собираются рассмотреть в Казахстане. Как пояснили власти, Казахстан – светское государство, отделенное от религии. В середине ноября законопроект о введении штрафа для граждан, носящих паранджу и никаб в общественных местах, вынесли на общественное обсуждение в Киргизии. Продвигающие инициативу депутаты обосновывают решение усилением радикальных религиозных течений в стране.

***

В Российской Федерации нет запрета как на ношение хиджаба, так и никаба. При этом российское законодательство позволяет отдельным учреждениям самостоятельно регулировать внутренний дресс-код. В частности, это касается учебных заведений. «Этим правом в некоторых регионах злоупотребляют, запрещая мусульманкам приходить на занятия с покрытой головой», – заявила вице-спикер парламента Ингушетии Аза Хашиева.

Активнее остальных регионов против никаба выступают власти Чеченской республики, проводя профилактические встречи с его носительницами. На одной из таких встреч в 2020 году муфтий региона Салах-хаджи Межиев пристыдил местных девушек, носящих никаб. Схожей позиции придерживается и сам Глава Чечни Рамзан Кадыров. «Мы никому не позволим скрывать лицо, укутывать подбородки. С этого начинали те, кто взрывался на улицах Грозного. Десятки девушек находятся в Сирии и других горячих точках. И они начинали с того, что закрывали лица. А теперь оказались в рядах террористов», – писал он в Instagram (соцсеть, запрещенная на территории РФ).

При этом за публичное оскорбление женщин в никабе в России могут привлечь к ответственности. В начале сентября в московском метро задержали двух мужчин, требовавших у пассажирки снять никаб и надеть «нормальную одежду». После инцидента Следственный комитет России начал проверку по статье о возбуждении ненависти по религиозному признаку и оскорблении чувств верующих, а за девушку вступились в Госдуме. Заместитель председателя думского Комитета по развитию гражданского общества Олег Леонов указал, что в Российской Федерации каждый человек имеет право одеваться так, как ему хочется – но, если это не нарушает морально-этические нормы. «Следует задуматься всерьез о том, как нам избежать подобных конфликтов на религиозной почве в будущем, и проработать возможные пути урегулирования», – отметил он.

***

Когда девочка достигает половой зрелости, она обязана закрывать тело (носить хиджаб), но не лицо, объясняет муфтий Духовного управления мусульман Республики Башкортостан Айнур Биргалин. «Никаб – часть традиций определенных народов. После развала СССР его носят, скорее, где-то на Кавказе, но не в том же Поволжье, где живут башкиры и татары. В России больше распространен хиджаб», – отметил он в беседе с «Постньюс». Муфтий понимает волнения чеченских властей по поводу ношения никабов в республике. Биргалин согласен, что этот элемент одежды усложняет идентификацию личности по лицу, поскольку бывали случаи, когда его надевали мужчины в надежде скрыться или совершить теракт.

Председатель башкирского ДУМ отметил, что жены пророка Мухаммеда носили никаб, но подчеркнул, что «других мусульманок это не касается» и «лицо должно быть видно, особенно в непростые времена». Что касается запрета на его ношение, Биргалин убежден, что эта мера не ущемляет права верующих. «Обратная ситуация – когда запрещают хиджаб, но, слава Всевышнему, что в России нет подобных ограничений», – заключил он.

***

И возвращаясь к законопроекту, хочется отметить следующее. Прямого запрета никаба нет, так как сделано это для того, чтобы единороссы проголосовали «за». Однако суть проекта понятна – люди на улицах должны быть узнаваемы. И в Российской Федерации для этого сделают всё возможное. Иначе появится целый класс людей, которых невозможно идентифицировать и контролировать. Наша система такого не потерпит.

***

Однако, случилось то, чего мы вообще не ожидали. Правительство не поддержало запрет на ношение никаба в ответе на вопрос о запрете на ношение религиозной одежды.

Введение в законодательство Российской Федерации ограничений на ношение религиозной одежды может нарушить права человека на свободу совести и свободу вероисповедания, говорится в ответах правительства на письменные вопросы депутатов Госдумы РФ, заданные перед отчетом кабмина в нижней палате парламента: «Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрено, что установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается. В связи с этим введение в законодательство Российской Федерации ограничений на ношение религиозной одежды может являться нарушением прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания», – говорится в документе.